Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Картины, изображающие музыкальные инструменты» Урок музыки по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: знакомить учащихся с музыкальными инструментами. Задачи: Образовательные: формировать знания о музыкальных инструментах, Развивающие: развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения;Цель урока: знакомить учащихся с музыкальными инструментами
Иконка файла материала урок.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                                «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»                с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                  Разработка урока музыки                                 для 3 класса на тему:   «Картины, изображающие музыкальные инструменты»                       Урок по программе В.В. Алеева  и  Т. Н. Кичак.                                                                                                                                                                                                              Составитель­  учитель музыки                                                                                                                                                                                                             Трушина Светлана Юрьевна         Тема урока: «Картины, изображающие музыкальные инструменты» Цель урока: знакомить учащихся с музыкальными инструментами. Задачи:  Образовательные:  формировать   знания   о     музыкальных инструментах,  Развивающие:  развивать   музыкальный   и   ритмический   слух, вокально­хоровые   навыки   и   умения;   развивать   навыки   коммуникативной компетенции, такие как слышать и слушать товарищей, совместно выполнятьзадания   в   парах;   формировать   умения   классификации   инструментов; развивать умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых   знаний.  Воспитательные:  воспитывать   интерес   и  любовь   к   музыке, потребность общения с ней; воспитывать позитивное отношение к искусству; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Оборудование:  музыкальные инструменты; карточки с надписями: ударная группа,   духовая   деревянная   группа,   духовая   медная   группа,   струнно­ смычковая группа, струнно­щипковая группа, магнитофон. Ход урока: Организационный момент. Приветствие, дыхательная гимнастика, распевка. Ребята,   сейчас   мы   исполним   детскую   песенку  «Веселый   музыкант»,  после исполнения     вы   мне   должны   будете   мне   сказать   на   каких   музыкальных инструментах он играл.  На каких инструментах играл музыкант? Вы,   наверное,   уже   догадались,   что   тема   нашего   урока   «Картины, изображающие музыкальные инструменты». Музыка   не   сразу   стала   такой,   какой   мы   слышим   ее   сейчас.   Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц. Уже   в   глубокой   древности   люди   любили   услаждать   свой   слух музыкальными   звуками.   Чарующие   звуки   золотой   кифары   возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом   дивном   музыкальном   инструменте,   и   когда   фригийский   сатир   Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным   инструментом   ­   тростниковой   флейтой   в   руках,   он   жестоко поплатился за свою дерзость.              Самые   старые   музыкальные   инструменты   дудки   и   пищалки   которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.В   глубокой   древности   люди   не   только   умели   делать   музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само   по   себе   человеческое   тело.   Первые   звуки   возникали   из­за   стука   или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности.   Так   же   эти   инструменты   использовались   как   объекты   для взаимного общения.  С чего же начинались музыкальные инструменты? Струнные ­ от охотничьего лука, духовые ­ от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:       ­ Дудка из кости.      ­ Флейта из кости.      ­ Звериные рога.      ­ Труба из ракушек.      ­ Барабан из шкур животных.      ­ Трещетки из камня, древесины.     ­ Музыкальные луки (луки охотников)  Во   время   раскопок   стоянки   первобытных   охотников   на   Украине   были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки.   Сухой   кожей   обтягивали   бубны,   которые   гудели   от   ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.  Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко   объяснить:   там   исполняли   охотничий   танец.   Под   грозную   и возбуждающую   музыку   охотники   плясали,   подражая   движениям   мощных,ловких   и   хитрых   зверей.   Под   музыку   подбирали   слова   и   в   песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.  Постепенно   появились   более   совершенные     музыкальные   инструменты. Оказалось,   что   если   натянуть   кожу   на   полый   деревянный   или   глиняный предмет,   то   звук   станет   более   гулким   и   сильным.   Так   родились   предки барабанов и литавр. Как вы считаете, какой музыкальный инструмент появился раньше других и  почему? Ответ учащихся. Инструменты музыкальные,  Я скажу вам ­ уникальные Их огромное количество Увлекает ученичество. Музыканты долго думали, как быть? И решили их по группам разделить, Чтоб не путали в оркестре никогда Инструментов этих чудо­голоса! Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? Учащиеся высказывают свои предположения. Таблица № 1: Ударные Медные духовые Деревянные духовые Струнно­смычковые Струнно­щипковые По мере знакомства с группой инструментов, мы будем заполнять таблицу. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные ­ от камня, струнные ­ от поющей тетивы. Медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.Ударные.  Как   вы   уже   поняли,   эта   группа   инструментов   самая   древняя. Камень   заменили   колотушками,   погремушками,   трещотками.   Потом появились барабаны, по существу, не изменились и до наших дней. Какие музыкальные инструменты можно отнести к группе ударных? Ответ учащихся. То, что производит звук с помощью удара, мы можем назвать ударным  инструментом. Группа ударных инструментов (бубен, гонг, литавры, тарелки, ложки, колокола, тат ­ там и др.). Учащимся предлагается прослушать звучание данной группы инструментов. Следующая группа – духовые музыкальные инструменты. Таблица № 2: Ребята, инструменты этой группы делятся на две подгруппы. Какие? Ответ учащихся. А в чем отличие между медными и деревянными инструментами? Ответ учащихся. Одни инструменты изготавливают из меди, другие из дерева. А какие инструменты можно отнести к группе деревянных духовых  инструментов? Ответ учащихся. Инструменты данной группы: флейта, кларнет, фагот, гобой и др.К группе медных инструментов, какие отнесем инструменты? Ответ учащихся. Группа струнно­смычковых инструментов. Звучит музыкальный фрагмент группы струнно­смычковых музыкальных  инструментов Звучание, каких инструментов мы слышим? Ответ учащихся. Внимательно вслушайтесь в эти слова: струнно­смычковые инструменты Почему так называется эта группа? Ответ учащихся. Звук на этих инструментах воспроизводится с помощью смычка. Что из себя  представляет смычок? Ответ учащихся. Смычок – это длинная упругая трость с натянутым пучком конского  волоса. На каких инструментах играют с помощью смычка?  Ответ учащихся. Группа – струнно­щипковые музыкальные инструменты. Ребята, почему данная группа так называется? Ответ учащихся. Звук извлекают щипком. А на каких инструментах играют таким способом? Ответ учащихся. На Руси тоже издавна существуют свои национальные струнно­щипковые  инструменты. Назовите мне их. Ответ учащихся. Слушание музыкального фрагмента группы струнно­щипковых инструментов.  Итак, давай теперь закрепим изученный материал. Поиграем с вами.Я вам буду показывать карточку с изображением музыкальных инструментов, вам   нужно   поднять   карточку   с   правильным   ответом   и   ответить   ­   почему подняли именно эту карточку? Пример: на экране изображение скрипки, учащиеся должны поднять карточку  – струнно­смычковая группа.            “Лесные музыканты» Собирались музыканты на зеленый на лужок. Приносили музыканты – кто сопелку, кто рожок. Разгоняя облака, вышло солнце из рожка. Заиграл, запел рожок: “В небе солнце я зажег” Выходили гуси, выносили гусли. Раз по струнам провели – все деревья зацвели. Три веселых кошки вяли в лапки ложки –  Деревянные, резные, звонкие да расписные! Если в бубен бьет медведь – бубну как не зазвенеть? А комар забьет в него ­ не услышишь ничего. Захотелось даже зайке поиграть на балалайке. Заиграл – и в тот же час все в лесу пустились в пляс. Итог: Итак, что нового, интересного для себя вы узнали из нашего урока? Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока.  Ребята, где мы можем услышать музыкальные инструменты, о которых мы  говорили с вами на уроке? Ответ учащихся. Звучит фрагмент музыкального произведения в исполнения симфонического  оркестра.  Какие впечатления у вас оставила музыка? Какие пробудила чувства? Учащиеся делятся впечатлениями. Подведем   итог   нашего   урока:   на   уроке   мы   познакомились   с   основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, истории возникновения, прослушали звучание каждой группы инструментов.Наш мир не будет таким полным и насыщенным, если гамму различных звуков исключить из нашей жизни. Домашнее задание: нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных  инструментов, в классе мы устроим выставку ваших рисунков. Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился вам наш урок или нет, с каким  настроением вы уходите домой. Для этого заранее заготовлены два изображения на доске: И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного ключа.   Если   учащимся   урок   понравился,   то   крепят   скрипичный   ключ   на изображение  мажора, если   нет, то  скрипичный  ключ  крепят   на минор. По количеству   скрипичных   ключей   на   каждом   изображении   минора   и  мажора можно судить о качестве урока.Источники: 1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г. 2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа      2011 г.