Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Музыка в храме»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Музыка в храме» Урок музыки по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак. Цель: Духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры. Задачи: Обучающие – продолжить знакомить учащихся с творчеством П.И. Чайковского, с понятием а капелла, иконостас. Развивающие - Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания, умение слушать сравнивать и анализировать. Воспитательная - Формирование уважения к традициям своего народаЦель: Духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры.
Иконка файла материала урок.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                                «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»                с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                  Разработка урока музыки                                 для 3 класса на тему:                               «Музыка в храме»                               Урок по программе В.В. Алеева  и  Т. Н. Кичак.                                                                                                                                                                                                              Составитель­  учитель музыки                                                                                                                                                                                                             Трушина Светлана Юрьевна Тема урока: «Музыка в храме» Цель: Духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной  культуры. Задачи:  Обучающие –  продолжить знакомить учащихся с творчеством П.И. Чайковского,   с   понятием   а   капелла,   иконостас.   Развивающие  ­  Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания,умение   слушать   сравнивать   и   анализировать. Формирование уважения к традициям своего народа.  Воспитательная   ­ Оборудование. Изображения  храмов, музыкальные  инструменты: колокольчики,  треугольники, таблица  «чувств», карточки  длительностей, магнитофон,  аккордеон. Ход урока Музыка очищает душу  человека.  А. Вивальди Дети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.  Под какой жанр музыки вы вошли? Дети. Звучал танец «Вальс» Чайковского. Да,   это   был   благородный   «Вальс»   из   «Детского   альбома»,   который   Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков   безусловной   легкости   и   с   заманчивыми   для   детей заглавиями...» Назовите,   какие   еще   пьесы   из   «Детского   альбома»   вам знакомы? Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны  куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка». Мы   продолжаем   знакомство   с   музыкой   великого   русского   композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.  Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Как вы понимаете  слово храм? (Дети объясняют значение этого слова.)  Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами   о   помощи)   обращаются   к   Богу,   поклоняются   святым   людям.Очень   интересны   памятники   древнего   искусства   —   монастыри,   соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. А теперь поговорим о музыке в храме. Есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир. «Молитва» И. Никитин Молись, дитя, мужай с годами,  И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет.  Вы,  наверное, многие  были на службе  в церкви, а служба  в  храме —  это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается,   самая   первая   пьеса   в   «Детском   альбоме»   —   это   «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского. А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и  нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии.  Слушание:  «Утренняя молитва» П.И. Чайковский. Какая музыка по характеру, темпу? Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок  молится. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя. Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в  наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы  постараемся сейчас пропеть. (Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии  ребята могут спеть этот текст)  Господи Боже, грешных спаси.  Сделай, чтоб лучше жилось на Руси. Сделай, чтоб стало тепло и светло, Солнце чтоб ясное в небе взошло.Людей, и птиц, и зверей, Прошу тебя, обогрей.  Повторное слушание:  «Утренняя молитва» П.И. Чайковский. Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения? Слушание: «В церкви» П.И. Чайковский Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как  слышится колокольный звон. Действительно,   если   при   звучании   «Утреней   молитвы»   мы   понимаем,   что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое   ощущение,   что   поет   хор,   сливаясь   с   ударами   церковного   колокола. Православная   церковь   использует   только   хоровое   пение  а   капелла   (a cappella),  то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.  (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)  Прежде   чем   еще   раз   прослушать   и   представить,   как   звучит   мужской   хор, посмотрите   иллюстрацию   в   учебнике.   Это   иконостас   —   важнейший художественный   элемент   внутреннего   оформления   русских   храмов,   самое главное   место   в   церкви.  Слово   «икона»   по­гречески   —  образ.  Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге... Повторное слушание: «В церкви» П.И. Чайковский Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания  этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске. (Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)  Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.  А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»? Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце,  кончается и день. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувствоуспокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому: Будь добр и милосерден  Будь честен перед собой, И ты никогда не обманешь другого. Люби... Мир тебе.  С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет  еще много приятных встреч. Музыкально­ ритмическая разминка Игра «Ели»  Вокально­хоровая работа  Распевание Пение___________________   Итог:  Музыка   в   храме   учит   любить   себя   и   ближнего,   ценить   душевную красоту,   она   возвышает   и   очищает   наши   души.   человек   живет   с   верой, надеждой   и   любовью.   Вы   были   прекрасными   и   слушателями,   и исполнителями, молодцы. Что нового узнали на уроке? Ребята, о чём мы вели беседу на уроке?  Какова же роль музыки в церкви? Зачем такая музыка нужна человеку? С  произведениями какого композитора познакомились? Д/З Запись в тетради выучить наизусть. Детский альбом  ПриложениеПосвящается Володе Давыдову  И.Токмакова  Ели Ели на опушке (встать, ноги на ширине плеч, пальцы рук раскрыты внизу)  До небес макушки (руки поднять вверх) Слушают, молчат (руки к ушам, потом к губам), Смотрят на внучат (поморгать глазами, покачивая головой). А внучата — елочки (присесть), Тонкие иголочки (вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами) У лесных ворот (соединить над головой руки) Водят хоровод (покружиться один раз вокруг себя).                                                    Источники: 1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г. 2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа      2011 г.