Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Струнные смычковые инструменты»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Струнные смычковые инструменты» Урок музыки по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: Обогащать знания детей о свойствах и особенностях звучания струнных смычковых инструментах Задачи: учить различать их тембровую окраску. Формировать способность находить общее и различное у струнных инструментов. Развивать – ладо-высотный слух, чувство ритма, память, мышление, речь. Воспитывать интерес к классической музыке.Цель урока: Обогащать знания детей о свойствах и особенностях звучания струнных смычковых инструментах
Иконка файла материала урок.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                                «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»                с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                  Разработка урока музыки                                 для 3 класса на тему:                  «Струнные смычковые инструменты»                       Урок по программе В.В. Алеева  и  Т. Н. Кичак.                                                                                                                                                                                                              Составитель­  учитель музыки                                                                                                                                                                                                             Трушина Светлана Юрьевна     Тема урока: «Струнные смычковые инструменты» Цель урока: Обогащать знания детей о свойствах и особенностях звучания  струнных смычковых инструментах Задачи:   учить различать их тембровую окраску. Формировать способность находить   общее   и   различное   у   струнных   инструментов.   Развивать   –   ладо­высотный слух, чувство ритма, память, мышление, речь. Воспитывать интерес к классической музыке. Оборудование: магнитофон, картинки. Ход занятия Организационный момент. Сегодня мы с вами услышим и увидим музыкальные инструменты, которые внешне   похожи   друг   на   друга.   Какие   же   это   инструменты   попробуйте отгадать сами: 1)Смычок на ней пиликает, как воробей чирикает (скрипка) 2) Заиграли 3 струны на четыре стороны (балалайка) 3) Она у папы шестиструнная Её настройка – дело трудное И чтобы папу не расстраивать,  Её нам лучше не настраивать (гитара) Ребята, а каким одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты?  Какие они? Дети: Струнные инструменты. Правильно. А на какие подгруппы можно разделить их? Дети: Струнные щипковые и смычковые. Все они струнные, но исполняют на них разную музыку: на одном – классическую, на другом – народную, на третьем – эстрадную. Сейчас будет играть музыкальный инструмент, а какой, вы ответите сами. А как узнаем, какой инструмент звучал, если его не видим? Дети. По звуку.  Предшественниками   современных  струнных   смычковых   инструментов —   скрипки,   альта,   виолончели   и   контрабаса   —   являются  виолы.  Они появились   в   конце  XV  —   начале  XVI  в.   и   вскоре,   благодаря   мягкому   и нежному звучанию, стали играть ведущую роль в оркестрах. Постепенно   виолы   были   вытеснены   новыми,   более   совершенными струнными   смычковыми   инструментами.   В  XVI–XVII  столетиях   над   ихсозданием работали целые школы мастеров. Наиболее известные из них — династии скрипичных мастеров, возникшие на севере Италии — в городах Кремона и Бреша. Родоначальник кремонской школы —  Андреа Амати  (около 1520 — около 1580). Особенно прославился своим искусством Николо Амати (1596– 1684), его внук. Он сделал устройство скрипки почти совершенным, усилил звучание инструмента; при этом мягкость и теплота тембра сохранились.  Семейство Гварнери работало в Кремоне в XVII—XVIII вв. Основатель династии   —   Андреа   Гварнери   (1626–1698),   ученик   Николо   Амати. Выдающийся   мастер  Джузеппе   Гварнери  (1698–1744)   разработал   новую модель скрипки, отличную от инструмента Амати. Традиции школы Амати продолжил Антонио Страдивари (1644–1737). Он учился у Николо Амати, а в 1667 г. открыл собственное дело. Страдивари больше, чем другим мастерам, удалось приблизить звучание скрипки к тембру человеческого голоса. В Бреше работала семья Маджини; лучшие скрипки создал Джованни  Маджини (1580–1630 или 1632). Самый высокий по регистру струнный смычковый инструмент — скрипка. За ней в порядке понижения диапазона звучания следуют  альт, виолончель, контрабас.  Форма корпуса (или резонансного яшика) скрипки напоминает очертания человеческого тела. Корпус имеет верхнюю и нижнюю деку (нем. Decke  — «крышка»), причём первая изготавливается из ели, а вторая — из клёна. Деки служат для отражения и усиления звука. На верхней расположены резонаторные отверстия (в виде латинской буквы f; не случайно их называют «эфы»). К корпусу крепится гриф; обычно его делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, над которой натянуты четыре струны. Для натяжения и настройки струн служат колки; они находятся также на грифе. Альт, виолончель и контрабас по устройству похожи на скрипку, но больше её. Альт не очень велик, его держат у плеча.  Виолончель крупнее альта, и при игре музыкант сидит на стуле, а инструмент ставит на пол, между ног. Контрабас по размерам превосходит виолончель, поэтому исполнителю приходится стоять или сидеть на высоком табурете, а инструмент располагать перед собой.  Во время игры музыкант водит по струнам смычком, представляющим собой деревянную трость с натянутыми конскими волосами; струна вибрирует и издаёт певучий звук. От быстроты движения смычка и силы, с которой ондавит   на   струну,   зависит   качество   звучания.   Пальцами   левой   руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу — таким   образом,   он   добивается   различной   высоты   звука.   На   инструментах этого типа звук можно извлечь также щипком или ударом деревянной части смычка   по   струне.   Звучание   струнных   смычковых   очень   выразительно, исполнитель может придавать музыке тончайшие нюансы. Слушание: Э. Григ “Норвежский танец”. Дети. У скрипки звук высокий, ясный, светлый. Правильно,   недаром   за   необычный   звук   её   называют   Королевой   оркестра. Посмотрите,   ребята,   внимательно,   какой   это   замечательный   инструмент. Скрипка – один из основных музыкальных инструментов в оркестре. Людей, которые   играют   на   скрипке,   называют   скрипачами.   В   симфоническом оркестре их много.  Наталья Манушкина – “Скрипка”. Не торопливо, не спеша Скрипичный мастер скрипку ладит. Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит, Поправит деку, завиток, Покроет лаком осторожно. Теперь он сделал всё, что мог Теперь играть на скрипке можно! Пой, королева, смейся, плач, Твой голос и стан твой строен. Какой счастливчик твой скрипач Пусть будет он тебя достоин! А сейчас давайте ещё раз послушаем этот прекрасный, певучий инструмент.Слушание: Э. Григ “Норвежский танец”. оо Альт — смычковый струнный музыкальный инструмент такого же  устройства, что и скрипка, но несколько б льших размеров, отчего звучит в  более низком регистре. В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего   времени,   вследствие   небольшого   репертуара.   Однако,   в   наше   время появилось   довольно   много   очень   хороших   альтистов,   среди   них   Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных   составах,   таких   как   струнное   трио,   фортепианный   квартет, фортепианный квинтет и др. льтистами  не  становятся  с  детства,  на этот  инструмент  переходят  в более   зрелом   возрасте   (в   конце   музыкальной   школы,   при   поступлении   в училище   или   консерваторию).   В   основном   на   альт   переходят   скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах. Виолончель  –   это   также   смычковые   музыкальные   инструменты   из скрипичного   семейства   только   басо­тенорового   звучания.   Появилась виолончель   еще   в   15­16   веках.   Применяется   как   ансамблевый,   сольный   и оркестровый инструмент.  История   запомнила   двух   мастеров,   особенно   прославившихся производством виолончелей. Это ­ Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Они жили   на   рубеже   ХVI   ­   ХVII   столетия   и   первому   из   них   народная   молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец,   создание   виолончели.   Первые   мастера,   строившие   виолончели   не совсем   еще   ясно   представляли   тот   верный   путь   в   развитии   современной виолончели, который был завершен вполне, лишь Антонио Страдивари.  Каждая   струна   виолончели   имеет   свою   собственную   окраску   звука, свойственную ей одной Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило требуют большей затраты труда.   Словом   техника   виолончели   сложнее   скрипичной   хотя   и   столь   же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжениицелых   столетий   положение   ее   там   было   крайне   незавидным,   никто   из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно ­ исполнительских   возможностях   виолончелей.   Даже   в   те   времена,   когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными   и   даже   убогими.   Такой   великий   мастер   оркестра,   как   Иоган­ Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами. Что представляет собой современная виолончель и на что она способна в оркестре?  ­   Этот   инструмент,   также,   как   и   все   прочие   представители   семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны, настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта По своему виду виола напоминает большую скрипку. Следует отметить, что близким к семейству виол относится контрабас.  Контрабас  ­   это   самый   большой   смычковый   музыкальный   инструмент   по своим размерам и самый низкий по своему звучанию. Контрабас был создан в середине 17 века. В 18 веке контрабас еще использовали как ансамблевый инструмент, а в 20 веке уже как сольный.  Почти на протяжении всей его жизни использование контрабаса было ограничено   тем,   что   он   был   инструментом   в   ансамбле   и   очень   редко использовался для соло. До начала 18­ого столетия для контрабаса не было концертов, но затем Гайдн включил в некоторые свои новаторские симфонии, например, 6, 7 и 8 («Утро», «Полдень», «Вечер») соло для контрабаса, для того   чтобы   похвастаться   недавно   приобретенным   виртуозным   игроком   на контрабасе в оркестре принца Эстерхэзи. Музыкально­ ритмическая разминка. Распевание. Пение. Итог:  Что   нового   узнали   на   уроке?   На   какие   группы   делятся   струнные инструменты? Перечислите, группу струнных смычковых инструментах?Вопросы к кроссворду: 1. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию? 2. Инструмент семейства смычковых, предшественник современной  скрипки, виолончели? 3. Струнный смычковый инструмент, крупнее скрипки, но меньше  контрабаса? 4. Один из самых известных итальянских скрипичных мастеров? 5. Окраска звучания музыкальных инструментов или голоса? 6. Родоначальник кремонской школы? 7. Русский народный трехструнный инструмент? 8. Струнный смычковый инструмент регистр, которого соответствует  низкому мужскому голосу? 9. Трость с натянутыми конскими волосами? 10. Охарактеризуйте музыкальный инструмент, название которого получилось в выделенной колонке.3 5 10 2 1 4 6 7 8 9 Вопросы к кроссворду: 10.Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию? 11.Инструмент семейства смычковых, предшественник современной  скрипки, виолончели? 12.Струнный смычковый инструмент, крупнее скрипки, но меньше  контрабаса? 13.Один из самых известных итальянских скрипичных мастеров? 14.Окраска звучания музыкальных инструментов или голоса? 15.Родоначальник кремонской школы? 16.Русский народный трехструнный инструмент? 17.Струнный смычковый инструмент регистр, которого соответствует  низкому мужскому голосу? 18.Трость с натянутыми конскими волосами? 10. Охарактеризуйте музыкальный инструмент, название которого получилось в выделенной колонке. 10 2 1 4 6 7 8 9 5 3Источники: 1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г. 2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа      2011 г.