Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»
Оценка 4.9

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
музыка
4 кл
15.02.2017
Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»
Цель: Формирование представления учащихся о жанре былина и её героях, былинном творчества русского народа. Задачи: Образовательная: Систематизировать и расширить знания о героях русских былин, исполнительских и музыкальных особенностях народных песен. Воспитательная. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к народным музыкальным жанрам Развивающая: Развивать умение анализировать и обобщать, тембровый слух. Ассоциативное мышление. Термины урока: «былины», «гусляры». Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характерные особенности жанров народных песен; сравнивать народную и авторскую музыку, написанную в народном стиле; выполнять задания творческого характера. Оформление доски: репродукции картин В. Васнецова «Богаты¬ри» и «Гусляры»; рисунки или фотографии, изображающие утро в Москве; портреты Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных ин¬струментов симфонического оркестра; плакат с текстом «Былины о Добрыне Никитиче»; нотная запись начала арии Садко «Заиг¬райте, мои гусельки»; иллюстрации к сказкам «Волк и семеро коз¬лят», «Спящая красавица», «Садко», «Руслан и Людмила».Цель: Формирование представления учащихся о жанре былина и её героях, былинном творчества русского народа. Задачи: Образовательная: Систематизировать и расширить знания о героях русских былин, исполнительских и музыкальных особенностях народных песен. Воспитательная. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к народным музыкальным жанрам Развивающая: Развивать умение анализировать и обобщать, тембровый слух. Ассоциативное мышление. Термины урока: «былины», «гусляры». Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характерные особенности жанров народных песен; сравнивать народную и авторскую музыку, написанную в народном стиле; выполнять задания творческого характера. Оформление доски: репродукции картин В. Васнецова «Богаты¬ри» и «Гусляры»; рисунки или фотографии, изображающие утро в Москве; портреты Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных ин¬струментов симфонического оркестра; плакат с текстом «Былины о Добрыне Никитиче»; нотная запись начала арии Садко «Заиг¬райте, мои гусельки»; иллюстрации к сказкам «Волк и семеро коз¬лят», «Спящая красавица», «Садко», «Руслан и Людмила».
былина.docx
Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русска я былина» Цель: Формирование   представления   учащихся   о   жанре   былина   и   её   героях, былинном  творчества русского народа. Задачи: Образовательная: Систематизировать     и   расширить     знания   о       героях   русских   былин, исполнительских и музыкальных особенностях  народных песен.  Воспитательная. Способствовать     воспитанию     у     учащихся    интереса     к   народным музыкальным жанрам Развивающая:  Развивать умение анализировать и обобщать,  тембровый слух. Ассоциативное мышление. Термины урока: «былины», «гусляры». Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характерные особенности жанров народных песен; сравнивать народную и авторскую музыку, написанную в народном стиле; выполнять задания творческого характера. Оформление доски: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри» и «Гусляры»; рисунки или фотографии, изображающие утро в Москве; портреты Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных ин- струментов симфонического оркестра; плакат с текстом «Былины о Добрыне Никитиче»; нотная запись начала арии Садко «Заиграйте, мои гусельки»; иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Спящая красавица», «Садко», «Руслан и Людмила». Ход урока 1.Организационный момент. Приветствие, музыкальная разминка 2. Повторение  материала. Повторение понятия «былина» Учащимся предлагается видео­ ряд  иллюстраций  героев русских былин.  Вопросы ­ кто изображён, о чём пойдёт речь на уроке, тема урока? 3. Работа по теме урока.  Сообщение новых знаний. ­Вы знаете такую форму народного творчества — былины? Сообщение 1  ученика: Это длинные,  протяжные песни­повествования, в которых рассказывается о разных событиях в истории нашей страны, о ее героях. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях. (Педагог демонстрирует репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова.) ­Посмотрите на эту картину и назовите имена богатырей. (В центре — Илья Муромец, слева —Добрыня Никитич, справа — Алеша Попович.) Сообщение 2  ученика. Наш народ всегда с уважением относился к богатырям — защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины. А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни.   Когда   русское   войско   отправлялось   в   поход,   то   бойцы   во   время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину,   тоже   хотел   подчеркнуть,   что   богатыри   любили   музыку. Посмотрите   внимательно:   к   седлу   самого   молодого   из   богатырей   — Алеши   Поповича   —   привязан   музыкальный   инструмент.   Это   гусли, струнный инструмент, под звучание которого пелись былины. Гусляры были желанными гостями и на княжеском пиру, и на воинском привале. ­Как играли на гуслях? (Ответы учащихся.) Проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой   прием   называется   «щипки».   Посмотрите,   как   изобразил   этих музыкантов   художник   В.   Васнецов.   (Педагог   демонстрирует   картину «Гусляры».) Запишите в тетради определение былины: «Былина — особый жанр русской народной песни».  ­ О каких  событиях и героях слагались былины? ( ответы учащихся) В былине  встречаются   слова,  которые  помогают  воссозданию  ее плавного, напевного характера: «то не...», «да...», «ой­да...». Складывается впечатление, будто фразы вытекают одна из другой. 3.1 Вокальная импровизация. Одной   из   самых   известных   былин   о   богатырях   была   «Былина   о   Добрыне Никитиче». Познакомьтесь с текстом этой былины, в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой. (Педагог демонстрирует текст былины, написанный на доске или на плакате.) Прочитайте   этот   текст   сначала   про   себя   —   ведь   он   изложен   старинным языком, не совсем привычным для нас. О чем говорится в этой былине? О   чем   просит   Добрынюшкау   матушки?  (Он   просит   благословить   его   на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами.) Сколько героев в этой былине? (Добрыня и его матушка.) Как это можно понять? (Текст построен в форме диалога между воином и его матерью.) Попробуйте проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников — гусляров.  Кто хочет показать свой вариант былинного напева? (Школьники   показывают   свои   напевы   начала   былины   или   продолжают   ее напев приемом «эстафета».) 3.2 Знакомство с новым материалом Композитор   Н.А.   Римский­Корсаков   услышал   народный   напев   «Былины   о Добрыне   Никитиче»   и   записал   его,   сделав   свою   обработку.   Запишите   в тетради   название   этого   произведения:   «Былина   о   Добрыне   Никитиче»   в обработке Н.А. Римского­Корсакова. (Прослушивание произведения.) Вы   уже   неоднократно   слушали   другие   народные   песни   —   хороводные, величальные.   Что   у   них   общего   с   былинами?  (Распев   слогов,   певучесть, плавность.) В самом начале этой былины использовался прием сравнения — в том месте, где   говорится   о   прощании   Добрыни   с   матушкой.   Найдите   это   место   и прочитайте его. («То не белая береза к земле клонится, не шелковая трава приклоняется. Преклоняется сын пред матерью».) Чем отличается напев былины? (Повторением коротких мотивов.) 3.3 Ария Баяна ­ прослушивание В прошлой четверти вы слушали музыку русского композитора М.И. Глинки к опере   «Руслан   и   Людмила».   Какие   отрывки   из   этой   оперы   вы   знаете? (Увертюру, «Каватину Людмилы», «Марш Черномора».) А   еще   в   начале   этой   оперы,   в   сцене   свадьбы   Руслана   и   Людмилы,   поет музыкант — гусляр по имени Баян. Что означает слово «гусляр»? (Музыкант, играющий на гуслях.) Послушайте выступление гусляра в сцене свадьбы Руслана и Людмилы. Его ария начинается словами из поэмы А.С. Пушкина: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. (Прослушивание отрывка.) Какой оркестр играет в операх? (Симфонический.) Какому музыкальному инструменту подражал симфонический оркестр в этом отрывке? (Гуслям.) Как называется один исполнитель в опере? (Солист.) Кто, кроме солиста, пел в этом отрывке? (Хор.) 3.4 Ария Садко ­ прослушивание, разбор Я   знаю,   что   все   вы   любите   сказки.   Перед   вами   на   доске   иллюстрации   к известным сказкам. Вспомните их названия. (Школьники перечисляют названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Спящая красавица», «Руслан и Людмила».) Сюжеты этих сказок стали основой для создания опер и балетов. Назовите композиторов, которые создали свои произведения по сюжетам этих сказок. (М. Коваль, П. И. Чайковский, М.И. Глинка.) Сейчас   вы   послушаете   отрывок   из   сказочной   оперы   композитор   Н.А. Римского­Корсакова «Садко». Садко — герой былины, которая была создана в Великом Новгороде. В былине говорится, что давным­давно жил там купец по имени Садко, который умел хорошо петь и играть на гуслях. Его музыкой заслушивались не только люди, но и море, морская царевна и даже морской царь. Запишите   в   тетради   название   отрывка:   «Ария   Садко   “Заиграйте,   мои гусельки”  из оперы Н.А. Римского­Корсакова “Садко”». Посмотрите, как выглядит нотная запись этой арии. (Школьники рассматривают нотную запись арии Садко.) Как   начинается   эта   ария  —  плавным   голосоведением   или   со   скачка?  (Со скачка.) Верно,   и   еще   композитор   дал   в   нотной   записи   определение   ее   темпа   — «подвижно».   Во   время   слушания   арии   проследите   за   голосоведением   ее начала, записанного нотами. (Школьники прослушивают арию Садко.) Каким был характер арии «Заиграйте, мои гусельки»?  (Быстрым, бойким, игривым.) Запомните определение характера этой мелодии — «плясовая». (Школьники повторяют термин.) Были ли в мелодии арии повторы? (Да.) Чуть   ранее   вы   слушали   арию   Баяна   из   оперы   М.И.   Глинки   «Руслан   и Людмила».   Каким   приемом   исполнялось   сопровождение   к   песне   Баяна? (Широкими переборами.) Какой инструмент имитировал симфонический оркестр? (Гусли.) В арии Садко оркестр также имитировал звучание гуслей, но оно отличалось от   звучания   гуслей   в   песне   Баяна.   В   чем   заключалось   различие?  (В   арии Садко на гуслях играли приемом «щипки».) В музыке такой прием называется «пиццикато». Эти   две   арии   —   Баяна   и   Садко   —   пели   певцы,   у   которых   был   высокий мужской голос. Как называется самый высокий мужской голос? (Тенор.) Вы уже знакомы  с романсом   «Благословляю вас, леса», который исполнялся тенором. Сюжетной   основой   для   оперы   «Садко»   стала   новгородская   былина   под названием «Былина о Садко и морском царе», поэтому оперу «Садко» еще называют оперой­былиной. 3.5  Познавательный материал Музыку к опере «Садко» написал композитор Николай Андреевич Римский­ Корсаков. (Педагог демонстрирует портрет композитора.) Этот человек родился в семье, где все мужчины были военными — морскими офицерами, и сам Николай Андреевич окончил морское училище. Но еще с детства у мальчика были необычные музыкальные способности. Например, он мог   по   памяти   исполнить   музыкальное   сочинение,   которое   только   что услышал, и даже записать его нотами. А еще музыкальный слух у Николая Андреевича имел одну особенность — он был цветным. То есть он не только мог назвать услышанные звуки, но видел их в определенном цвете. Поэтому даже   во   время   учебы   в   морском   училище   Римский­Корсаков   старательно занимался   музыкой,   сочинял   произведения.   Он   страстно   любил   море,   мог часами   любоваться   им,  но   увлечение   музыкой   было   сильнее,   и   он   ушел   с военной   службы,   стал   профессором   консерватории   в   Санкт­Петербурге,   а потом ее директором. Римский­Корсаков создал много музыкальных произведений — одних только опер   он   написал   15,   и   все   они   до   сих   пор   идут   в   разных   театрах   мира. Некоторые оперы этого композитора написаны по мотивам сказок. В прошлом году вы познакомились с отрывком «Три чуда» из оперы «Сказка о   Салтане», а сегодня — с отрывком из оперы­былины «Садко». Ни один другой композитор не умел так рисовать звуками оркестра море — то   тихое,   спокойное,   то   бурное,   волнующееся,   грозное.   Образы   моря встречаются в обеих операх, а также и в других произведениях. 4. Исполнение   русских народных  песен по выбору учащихся.  5.  Обобщение урока: Письменная мини­контрольная­  ­С каким жанром русской народной музыки вы сегодня познакомились? ­В сопровождении какого музыкального инструмента исполняют былины? 6. Рефлексия Как назывались  на  Руси  исполнители  былин? О чем говорится в былинах? В каких операх композиторы используют былины? Какой композитор написал оперу «Садко»? Какое литературное произведение лежит в основе этой оперы? Какие еще произведения сочинил композитор Н.А. Римский­Корсаков? Какую народную былину записал и обработал Н.А. Римский­Корсаков? О чем говорится в «Былине о Добрыне Никитиче»? Какие приемы игры на гуслях вы знаете? Какие   музыкальные   способности   были   у   композитора   Н.А.   Римского­ Корсакова? Какие оперы этого композитора вы знаете? Как называется самый высокий мужской голос? 7. Домашнее задание. Составить синквейн на тему : «Герой былины» 8. Выход из класса под музыку Школьники покидают класс под  песню ­ «Былина о Добрыне Никитиче».                                            Источники: 1. Алеев  В. В. Музыка. 4 кл.  В 2 ч. Ч. 2 : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы. 2.     Лисякова А.  С.   Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад" http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/muzyka/2015/12/29/konspekt­uroka­muzyki­ v­3­klasse­nastroyu­gusli­na­starinnyy­lad

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017