Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему «Осень в Желязовой Воле»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством известного польского композитора Фредерика Шопена.
Учащиеся знакомятся с польской музыкой. с Родиной композитораУчащиеся знакомятся с польской музыкой.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 4 класса на тему:
«Осень в Желязовой Воле»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевн
1Тема: «Осень в Желязовой Воле»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством известного польского
композитора Фредерика Шопена.
Задачи урока: Формировать у учащихся конкретное представление об
особенностях польской музыки и культуры; познакомить с особенностями
польской музыки,
Развивать вокальнохоровые навыки учащихся через песенный материал урока
(интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое
чувство, музыкальнослуховые представления), аналитическое мышление, речь,
умение слушать и слышать музыку. Воспитывать исполнительскую и
слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию
исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования,
формированию музыкальнокультурного кругозора личности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультемидийное оборудование, аккордеон, магнитофон.
Ход урока:
Вход детей под музыку Ф. Шопена “Полька” №10.
Организационный момент:
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с польской музыкой. В польской
музыке, как и в музыке народов любой страны, собрано только хорошее, ценное,
доброе, что есть в народе. В этом её воспитательное и эстетическое значение:
уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам.
Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика
Шопена, пианиста и композитора. Он расширил выразительные возможности
фортепианной игры. Шопен очень любил народные песни и танцы и часто
обращался к ним в своём творчестве. (Слайд 1)
2Шопен родился в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы. Дом стоял в
парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда
фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под
открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается
музей Шопена.
Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика. С 8 лет он уже
выступал в концертах. Он окончил Варшавский лицей и поступил в Высшую школу
музыки. Шопена не привлекали крупные музыкальные формы: он не сочинял ни
опер, ни симфоний, ни концертов.
Шопен оставался верным своему любимому инструменту – фортепиано. В 20 лет
Шопен в последний раз играл в Варшаве с огромным успехом. Как оказалось –
навсегда.
Осенью 1830 года Шопен покинул Варшаву и уехал в Париж. Через 10 лет
пребывания в Париже на Шопена обрушиваются один за другим удары судьбы.
Здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.
Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на
родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавском Костеле Святого
Креста.
(Слайд 2)
3Сегодня мы знакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика
Шопена.
СЛОВАРЬ:
ПОЛОНЕЗ танецшествие, торжественный вход в большой зал.
ВАЛЬС – (от французского – кружиться) бальный, парный танец. С начала 19
века завоевал популярность во всех слоях европейского общества.
МАЗУРКА польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Происходит
от народного танца “Мазур” крестьянский танец.
Слушание: “Полонез” Ф. Шопен, анализ музыкального произведения.
Слушание: “Мазурка” № 7 Ф. Шопен, анализ музыкального произведения.
Слушание: “Вальс” № 10 Ф. Шопен, анализ музыкального произведения.
После прослушивания ученики выбирают на доске определение музыки “Полонез”.
В таком же порядке разбираются музыка “Вальс” и знакомство с музыкой
“Мазурка”.
Музыкальная разминка.
Распеваение.
Скороговорка (медленно – быстро – очень быстро).
4Распевка (русская народная песня “Как у наших у ворот”), (ми ма мю – в трёх
тональностях).
Пение.
Разучивание песни “Наша песенка”, музыка Васовского. Споём песню по куплетам
и по рядам, припев – все вместе.
Итог урока.
Музыку какого композитора и какого народа мы сегодня услышали? (Польскую,
Фредерика Шопена).
Какие произведения Шопена сегодня прозвучали? (Полонез, Вальс, Мазурка).
Выставление оценок.
Вывод.
Сегодня был замечательный урок – встреча с талантливым человеком и на память
об этой встрече каждый из вас получает маленький портрет Фредерика Шопена.
Д/З. выучить памятку с музыкальными терминами
Источник:
1. Алеев В. В.
Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8е изд., стереотип. — М.:
Дрофа, 2014. — 79, [1] с. :
Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
5