Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 4 класса на тему:
«Симфоническая музыка»
по программе В.В. Алеева и Т. И Науменко
Составитель- учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Цель:
помочь учащимся сформулировать представление о жанре симфонической сюиты
Задачи:
Образовательные – знакомство с симфонической сюитой А. К. Лядова «8 русских народных песен».
Развивающие – Развивать умение анализировать музыкальное произведение, рассуждать на заданную тему, отстаивать свое мнение. Развивать ладо-высотный слух, чувство ритма.
Воспитательные – Воспитывать любовь и интерес к классической музыке, чувство патриотизма.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит Симфония № 40 . В. А. Моцарта
Как вы думаете , чему будет посвящен наш урок? (симфонической музыке)
Запись в тетради темы урока – Симфоническая музыка
Кто исполнил это музыкальное произведение? (Оркестр.)
- На основе уже имеющихся знаний о симфонии и симфонической музыке, поставьте самостоятельно цели и задачи сегодняшнего урока.(Ответы детей)
Работа по теме урока.
- Симфоническая музыка — это общее название произведений для симфонического оркестра, самого полного по составу инструментов вида оркестра. Он исполняет симфонии, симфонические сюиты, участвует в исполнении опер, балетов, кантат, ораторий, реквиемов. В состав симфонического оркестра входят много разных музыкальных инструментов. Их принято объединять в группы:
· струнные смычковые,
· духовые — деревянные и медные,
· ударные.
Самостоятельная работа.
Показываются иллюстрации разных музыкальных инструментов, дети размещают их по группам симфонического оркестра.
- В содержании симфонических произведений отображаются различные стороны действительности: чувства и переживания людей, их раздумья об окружающем мире, светлые и скорбные моменты в жизни как отдельного человека, так и целых народов, исторические события. Для того, чтобы полнее и глубже отразить эти явления, композиторы включают в свои симфонические произведения контрастные музыкальные темы, активно развивают и видоизменяют их. Общими принципами построения музыки выступают при этом контраст и развитие. Первый принцип основан на противопоставлении, второй — на постепенном изменении тем.
Оркестровый фрагмент, который мы слушали, был построен на мелодии русской народной песни. Зачем, по-вашему, композитору потребовалась народная мелодия для оркестрового произведения? (ответы)
Повторное слушание: симфоническая - сюита А.К. Лядова «8 русских народных песен»
Обратили вы внимание, в каком регистре звучит эта музыка? Что в музыке изображается?
Дети отвечают, что трели скрипок в начале и в конце этой Части сюиты остроумно подражают гудению комара, вот почему музыка звучит в высоком регистре.
Создавая обработку народной мелодии, композитор словно предлагает свою «точку зрения» на народную музыку, не так ли?
Слушание: «Колыбельная» — 6-я часть из симфонической сюиты «8 русских народных песен» А. К. Лядова
После слушания учащиеся отмечают характер музыки (спокойный, умиротворенный), она сравнивается с частью № 4 из той же сюиты, обращается внимание на контрастность музыки.
Симфоническая сюита «8 Русских народных песен для симфонического оркестра»
Анатолий Константинович Лядов. (показ портрета композитора) Композитор подобрал 8 народных песен и составил из них разнохарактерные части одного сочинения. Каждая часть сюиты – образец того или иного народно – песенного жанра.
1 часть – построена на древней суровой мелодии.
2 часть – включает народную песню «Коляда – маледа».
3 часть – распевная и протяжная песня.
4-я часть - шуточная оркестровая миниатюра «Я с комариком» звучит в высоком регистре, в музыке изображается гудение комара.
5-я часть — «Былина о птицах» — создает звуковую картину с «чириканьем», «щебетанием».
6-ю и 7-ю части образуют ярко контрастные напевы колыбельной и плясовой.
8 часть - «Хороводная» заключительная.
Музыкально – ритмическая разминка
Распевание.
Исполнение-
А Ермолов «Музыка рисует дождь»
Закрыто небо тучами с утра,
Не слышно ветра – где-то он гуляет.
Как на картине летняя пора:
Чуть струны тронь – и музыка играет.
Как на картине летняя пора:
Чуть струны тронь – и музыка играет.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь,
Палитру красок подобрав,
Раскроет музыкальный нрав.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь,
Палитру красок подобрав,
Раскроет музыкальный нрав.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь.
Так, говорят, перед грозой бывает
Безветренная, тихая погода:
По небу молний зарево сверкает,
И гром ворчит, и ждёт дождя природа.
По небу молний зарево сверкает,
И гром ворчит, и ждёт дождя природа.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь,
Палитру красок подобрав,
Раскроет музыкальный нрав.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь,
Палитру красок подобрав,
Раскроет музыкальный нрав.
Прислушайся, и ты поймёшь,
Как музыка рисует дождь.
Итог: Что нового узнали на уроке? Что же такое «симфоническая музыка», «симфоническая сюита»? Назовите фамилию композитора написавшего симфоническую - сюиту «8 русских народных песен»? Перечислите название произведений из симфонической - сюиты «8 русских народных песен»?
Источник:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.