Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Симфоническая музыка»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Симфоническая музыка» по программе В.В. Алеева и Т. И Науменко Цель: помочь учащимся сформулировать представление о жанре симфонической сюиты Задачи: Образовательные – знакомство с симфонической сюитой А. К. Лядова «8 рус-ских народных песен». Развивающие – Развивать умение анализировать музыкальное произведение, рассуждать на заданную тему, отстаивать свое мнение. Развивать ладо-высотный слух, чувство ритма. Воспитательные – Воспитывать любовь и интерес к классической музыке, чувство патриотизма.Цель: помочь учащимся сформулировать представление о жанре симфонической сюиты
Иконка файла материала attachment_1155053098.doc

 

        Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                   

           «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»

               с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край

 

 

 

 

 

 

                   Разработка урока музыки

                       для 4 класса на тему:

                   «Симфоническая музыка»

     по программе В.В. Алеева и  Т. И Науменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Составитель-  учитель музыки

                                                                                                                                  

                                                                        Трушина Светлана Юрьевна

 

 

 

 

 

Цель:

 помочь учащимся сформулировать представление о жанре симфонической сюиты

Задачи:

Образовательные – знакомство с симфонической сюитой А. К. Лядова  «8 рус­ских народных песен».

Развивающие – Развивать умение анализировать музыкальное произведение, рассуждать на заданную тему, отстаивать свое мнение. Развивать ладо-высотный слух, чувство ритма.

Воспитательные –  Воспитывать любовь и интерес  к  классической музыке, чувство патриотизма.

 

Ход урока

 

 

Организационный момент.

Звучит   Симфония № 40 . В. А. Моцарта  

Как вы думаете , чему будет посвящен наш урок? (симфонической музыке)

Запись в тетради темы урока – Симфоническая музыка

Кто исполнил это музыкальное произведение? (Оркестр.)

- На основе уже имеющихся знаний о симфонии и симфонической музыке, поставьте  самостоятельно цели и задачи сегодняшнего урока.(Ответы детей)

 

 

  Работа по теме урока.

- Симфоническая музыка — это общее на­звание произведений для симфонического оркестра, самого полного по составу инстру­ментов вида оркестра. Он исполняет симфо­нии, симфонические сюиты, участвует в ис­полнении опер, балетов, кантат, ораторий, реквиемов. В состав симфонического ор­кестра входят много разных музыкальных инструментов. Их принято объединять в группы:

·        струнные смычковые,

·        духовые — деревянные и медные,

·        ударные.

 

Самостоятельная работа.

Показываются иллюстрации разных музыкальных инструментов,  дети  размещают их по группам  симфонического оркестра.

 

- В содержании симфонических произведений отображаются раз­личные стороны действительности: чувства и переживания людей, их раздумья об окружающем мире, светлые и скорбные моменты в жизни как отдельного человека, так и целых народов, историчес­кие события. Для того, чтобы полнее и глубже отразить эти явле­ния, композиторы включают в свои симфонические произведения контрастные музыкальные темы, активно развивают и видоизме­няют их. Общими принципами построения музыки выступают при этом контраст и развитие. Первый принцип основан на противо­поставлении, второй — на постепенном изменении тем.

 

Оркестровый фрагмент, который мы слушали,  был построен на мелодии русской народной песни.  Зачем, по-вашему, композитору потребовалась народная мелодия для оркестрового  про­изведения? (ответы)

 

Повторное слушание:  симфоническая  - сюита А.К. Лядова «8 русских народных песен»

 

Обратили вы внимание,  в каком регистре звучит эта музы­ка? Что в музыке изображается?

 

Дети отвечают, что трели скрипок в начале и в конце этой Части сюиты остроумно подражают гудению комара, вот поче­му музыка звучит в высоком регистре.

 

Создавая обработку народной мелодии, композитор словно предлагает свою «точку зрения» на народную музыку, не так ли?

 

Слушание:  «Колыбельная» — 6-я часть из симфонической сюиты «8 русских народных песен» А. К. Лядова

 

После слушания  учащиеся  отмечают  характер музыки (спокойный, умиротворенный), она сравнивается с час­тью № 4 из той же сюиты, обращается внимание на контраст­ность музыки.

 

Симфоническая сюита «8 Русских народных песен для симфонического оркестра»

Анатолий Константинович Лядов.  (показ портрета композитора) Композитор подобрал 8 народных песен и составил  из них разнохарактерные части одного сочинения. Каждая часть сюиты – образец того или иного народно – песенного жанра.

1 часть – построена на древней суровой мелодии.

2 часть – включает народную песню «Коляда – маледа».

3 часть – распевная и протяжная песня. 

4-я часть - шуточная оркестровая миниатюра «Я с комариком» звучит в вы­соком регистре, в музыке изображается гу­дение комара.

5-я часть — «Былина о птицах» — создает звуковую картину с «чириканьем», «щебета­нием».

6-ю и 7-ю части образуют ярко контраст­ные напевы колыбельной и плясовой.

8 часть -  «Хороводная» заключительная.

 

 

Музыкально – ритмическая разминка

Распевание.

Исполнение-

А Ермолов «Музыка рисует дождь»

 

Закрыто небо тучами с утра,

 Не слышно ветра – где-то он гуляет.

 Как на картине летняя пора:

 Чуть струны тронь – и музыка играет.

 Как на картине летняя пора:

 Чуть струны тронь – и музыка играет.

 

 Прислушайся, и ты поймёшь,

 Как музыка рисует дождь,

 Палитру красок подобрав,

 Раскроет музыкальный нрав.

 Прислушайся, и ты поймёшь,

 Как музыка рисует дождь,

 Палитру красок подобрав,

 Раскроет музыкальный нрав.

 Прислушайся, и ты поймёшь,

 Как музыка рисует дождь.

 

 Так, говорят, перед грозой бывает

 Безветренная, тихая погода:

 По небу молний зарево сверкает,

 И гром ворчит, и ждёт дождя природа.

 По небу молний зарево сверкает,

 И гром ворчит, и ждёт дождя природа.

 

 Прислушайся, и ты поймёшь,

 Как музыка рисует дождь,

 Палитру красок подобрав,

 Раскроет музыкальный нрав.

 Прислушайся, и ты поймёшь,

 Как музыка рисует дождь,

 Палитру красок подобрав,

 Раскроет музыкальный нрав.

 Прислушайся, и ты поймёшь,

 Как музыка рисует дождь.

 

 

 

Итог: Что нового узнали на уроке? Что же такое «симфоническая музыка», «симфоническая сюита»? Назовите фамилию композитора написавшего симфоническую - сюиту «8 русских народных песен»? Перечислите название произведений из симфонической - сюиты «8 русских народных песен»?

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                              Источник: