Разработка урока музыки для 5 класса на тему «Сказочные герои в музыке»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему «Сказочные герои в музыке» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: Продолжить работу по выявлению связей музыки и живописи, литературы показать, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.Цель урока: Продолжить работу по выявлению связей музыки и живописи, литературы показать, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                             «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»            с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                         Разработка урока музыки                                             для 5 класса на тему:                                     «Сказочные герои в музыке»                                                Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема урока: «Сказочные герои в музыке» Цель   урока:  Продолжить   работу   по   выявлению   связей   музыки   и   живописи, литературы   показать,   как   разные   виды   искусства   независимо   друг   от   друга воплощают одно и то же жизненное содержание. Задачи урока: Помочь   увидеть   сказочные   мотивы   в   музыке.   Учить   давать   характеристику музыкальному   герою,   музыкальному   отрывку.   Развивать   устную   речь   детей. Расширять   кругозор   детей   посредством   знакомства   с   музыкальной   классикой. Развивать   ладо­   высотный   слух,   чувство   ритма,   хоровые   навыки   пения. Воспитывать интерес к композиторской музыке. Оборудование:  магнитофон.  Музыкальные   записи:   Римский   –   Корсаков   Н.А., «Три   чуда»;   Чайковский   П.И.,   «Баба   Яга»;   М.П.   Мусоргский,   «Баба   Яга» («Избушка   на   курьих   ножках»);   М.И.   Дунаевский,   «Частушки   Бабок   Ёжек». Портреты   композиторов.   Музыкальный   кроссворд.   Иллюстрации   сказочных персонажей. Организационный момент. Ход урока Звучит фонограмма «Песни о сказке» (В. Шаинский, Ю. Энтин) дети входят в класс. Распевание Пение «Песни о сказке» (В. Шаинский, Ю. Энтин) ­ разучивание Все мы любим сказки. И на нашем сегодняшнем уроке мы узнаем, как и какими музыкальными средствами, композиторы передают в своих произведениях образы русских народных сказочных персонажей. Мы будем слушать музыку, создание которой подсказали композиторам сказочные персонажи. И начнём мы с вами с уже известного вам произведения:  «Сказки о царе  Салтане…» А.С. Пушкина. Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков  на её основе создал оперу. Вспомните, какие три чуда описывает Пушкин в своей  сказке?  Дети: белочка с золотыми орешками, 33 богатыря, царевна Лебедь.А вот как описывает их музыка.  Слушание:  «Три чуда» Н.А. Римский ­ Корсаков Каким голосом поёт белочка? А как вы узнали, что звучит пьеса «Богатыри»? Каков характер пьесы «Царевна Лебедь»? А сейчас вы услышите совсем другую музыку. Названия произведения я вам пока не скажу. Я только скажу, что написал его великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. И рисует он также облик сказочного персонажа, а вот какого – догадайтесь сами. Но я дам вам подсказку. Это кроссворд, отгадав который по горизонтали, по вертикали вы прочтёте имя этого героя. Договоримся, кто знает ответ, не говорит его с места вслух. п с и ч н б Б А Б А ­ Я Г А  а н у с и я р и б т т н а н е у а б о н ш р П е 1 Ударный инструмент, ведущий солдат в бой 2 Клавишный инструмент 3 Народный ударный инструмент 4 Жанр русской песни, чаще озорные, задорные 5 Самый распространенный вокальный жанр.  6 6­ или 7­ струнный народный инструмент 7 клавишный инструмент, родственный гармони и аккордеону Правильно,   молодцы!   Конечно   же,  это   героиня   русских   народных   сказок,   злая волшебница. Послушайте музыку и скажите, как композитор передал в своей пьесе черты этой героини.  Итак, закрываем глаза и представим себе Бабу Ягу.   Слушание:  «Баба Яга» П.И. ЧайковскийКакими звуками рисует её музыка? Да, это короткие, отрывистые, острые, даже злые звуки. Такой она и предстаёт перед нами в народных сказках. Если бы вы рисовали Бабу Ягу, какие краски взяли бы для рисунка?  Дети: темные, серые, коричневые; темное ночное небо Посмотрите   на   рисунки   художников.   Это   иллюстрации   к   русским   народным сказкам. Совпадает ли ваш рисунок по краскам, образу с рисунками художников? А как вы думаете, может ли Баба Яга быть смешной? Оказывается и такое может быть. Про неё в народных играх даже сложена забавная прибаутка – дразнилка:  Баба Яга, Костяная нога, С печки упала, Ногу поломала. Побежала в огород, Напугала весь народ, Побежала в баньку, Испугала зайку. Может быть, кто­то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу  Ягу? А вот в мультфильме «Летучий корабль» живёт не одна, а целая  многоэтажная избушка таких весёлых лесных старушек. Они даже называются  смешно – Бабки Ёжки. А ещё они поют забавные частушки под гармошку, в  которых вспоминают своих знакомых – Лешего, Чёрта, Сказочника. Послушаем  эти частушки, музыку для которых написал Максим Исаакович Дунаевский.  Слушание: «Частушки Бабок Ёжек», М. Дунаевский Понравилось? Отличается ли портрет этих старушек от портрета первой Бабы  Яги? Чем?  Дети: яркие краски, другое выражение лица   А вот и последняя наша Баба Яга. Самая волшебная. Пьесу с таким названием, «Баба Яга», написал Модест Петрович Мусоргский. Эта пьеса состоит из 3 частей. Первая часть рисует сам образ Бабы Яги, а во второй ступа с ней вдруг взвиваетсяв небо, и музыка меняет свой характер, рисует картину зачарованного леса, над которым пролетает ступа.  Давайте   договоримся,   что   как   только   вы   услышите,   как   музыка   изображает волшебный лес, то вы прикроете глаза руками и представите себе этот лес.  В  последней  части  музыка  вновь  рисует  портрет    Бабы  Яги, которая, ворча  и хромая, забирается в свою ступу и улетает. Итак, слушаем пьесу М.П. Мусоргского «Баба Яга». Вообразите, что мы вошли в тёмный дремучий лес. Шли, шли и вышли на поляну, на которой увидели домик ­ избушку на курьих ножках. Хотели мы подойти, да не решились. И правильно сделали. Выскочила из него Баба Яга и взвилась в ночное небо. Помните, как об этом сказывается в народных сказках: «Баба Яга в ступе летит, помелом след заметает».  Слушание: М.П. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» Итак, мы прослушали пьесу. Выберите, пожалуйста, из тех слов, что на доске, те слова, которые могут охарактеризовать нашу героиню. (злая,  коварная,   грозная,   хитрая,   смешная,   весёлая,   грустная,   задумчивая, серьёзная, сердитая). Опишите Бабу – Ягу. Дети: Старая злобная колдунья с устрашающим обликом – хромая, горбатая, Баба­Яга живёт в глухом лесу, в избушке на курьих ножках. Композитор этой музыки Модест  Эта музыка из его цикла «Картинки с выставки» по рисункам Виктора Гартмана. Вы сейчас рассказали, какой представляете Бабу­Ягу.  Композитор Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы­Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой – смешной   и   страшной   –   изобразил   её   композитор.   Его   Баба­Яга   –   настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.  Повторное прослушивание. Ребята, расскажите о музыке. Ответы детей. Молодцы!   Давайте   же   с   вами   вспомним   имена   композиторов,   произведения которых   мы   сегодня   прослушали,   и   рядом   с   каждой   фамилией   композитора запишем название его произведения.Какое произведение вам понравилось больше? Почему? Итог урока: Итак, ребята, сегодня мы услышали замечательную музыку, которую написали для нас композиторы, вдохновлённые волшебными сказочными героями и образами. Вы вновь встретились с творчеством авторов, чьи имена вам знакомы – это композиторы П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков, познакомились с М.И. Дунаевским. Сказок  много, и в следующую нашу встречу мы поговорим о новых сочинениях этих и других композиторов. Домашнее задание.  Дома на альбомном листе нарисуйте ту Бабу­Ягу, которую представили, слушая музыку   Мусоргского.   и   принесите   своё художественное произведение в класс.    Проиллюстрируйте   музыку, 1 ­ 6 2 3 4 7 5 1. Ударный инструмент, ведущий солдат в бой 2.Клавишный инструмент 3.Народный ударный инструмент4.Жанр русской песни, чаще озорные, задорные 5 Самый распространенный вокальный жанр.  6 6­ или 7­ струнный музыкальный  инструмент 7 Клавишный инструмент, родственный гармони и аккордеону Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 5 кл.   : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.  — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы