Разработка урока музыки "Музыкальный портрет России"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока музыки во 2 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской Т.С. Шмагиной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Цель урока - создать полный портрет России на примере произведений разных видов искусства. На уроке используются разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, беседа, исполнение песен, хоровод, игра на музыкальных инструментах.Разработка урока музыки во 2 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской Т.С. Шмагиной в разделе "Россия - Родина моя"
Иконка файла материала Музыкальный портрет России.docx
МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИИ Подго товил а и прове Открыт ла: ый урок Бурче музыки нкова во 2 классе Ларис с а использ Викто ованием ИКТ ровнаТема урока «Музыкальный портрет России» Данный урок музыки для учащихся 2 класса разработан на основе программы  «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) в рамках раздела «Россия –  Родина моя». Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных  примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной  музыки, элементов духовной музыки. Задачи урока:  формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего  народа;  учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая  характер произведения;  в процессе вокально­хоровой работы развивать певческие навыки;  воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство  патриотизма. Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный,  частично­поисковый, исследовательский. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы музыкального обучения: 1.Метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки  2.Метод эмоциональной драматургии 3.Метод создания «композиций» 4.Метод художественного контекста  5.Метод размышления о музыке Виды деятельности на уроке: 1.Вокально­хоровая работа 2.Слушание и исполнение музыки 4.Рассуждения о музыке 5.Музыкально­ритмические движения 6.ИмпровизацияСредства обучения:  компьютер, мультимедиа проектор, презентация к  уроку, фортепиано, аудио­ записи, ноты, русские музыкальные  инструменты – колокольчики. Сценарий урока Слайд №1 Звучит в записи песня Е. Зарицкой «Росиночка­Россия»,  дети заходят в класс. Ребята, я очень рада новой встрече с вами. Тема нашего сегодняшнего  урока «Музыкальный портрет России» ­ Слайд №2. Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот  портрет. Вы уже знаете, ребята, что у любой страны есть символы. Назовите их  (герб, гимн, флаг). Это – государственные символы. А знаете ли вы, что кроме государственных, есть ещё и негосударственные, неофициальные символы?                     «Россия… Какое красивое слово!                     И роса, и сила, и синее что­то» Так о России писал Сергей Есенин. А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?  (Москва, берёзы, родной дом, природа, мама). Сейчас вы назвали много  разных слов, связанных с темой Родины. Но одно из первых было слово берёза – Слайд №2. Какое милое, очаровательное дерево – стройная берёза! Как похожа она на нежную, красивую русскую девушку в белом сарафане. Берёзу считают  символом России, символом нашей Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в  музыке и живописи, в фольклоре, в песнях русских композиторов. Ромашка, как и берёза, является символом русской природы – Слайд  №2. Ромашки похожи на удивлённые глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, ­ это  шорох белых ромашковых ресниц. Удивлённые глаза ромашки целых пять  месяцев – с мая по сентябрь – смотрят в небо, стараясь понять движение  облаков, звёзд и планет. Смотрят­смотрят, утомятся, вот тогда­то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он  поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое  множество! Ромашка – любимый цветок для венков и советчик девушек в  ворожбе.  Ну, конечно же, это её белые лепестки обрывали, приговаривая: «Сбудется –  не сбудется, любит – не любит…»Ребята, а давайте и мы что­нибудь хорошее сделаем для ромашки и  выполним хотя бы одно её желание. Слайд №3 Слайд №4 ­ голос ромашки:  «Я – всего лишь маленький цветок, Но жизнь пойдёт намного интересней,  Если вы, ребята, обо мне Споёте замечательную песню.» Слайды №5­ 20 – дети исполняют песню «Белые ромашки». В народе говорят: «Где песня льётся, там весело живётся». Песни  сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют  музыкальные инструменты, ставшие символом какого­либо народа. Есть такие музыкальные символы и у русского народа. Их заливистые, серебристо­ звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими. А что это за музыкальные  инструменты?  Отгадайте загадки В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь, Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут её?  (Гармонь) – Слайд №21.                               А всего­то три струны                                Ей для музыки нужны.                               Всех игрою веселит,                               Ой, звенит она, звенит.                               Кто такая? Отгадай­ка!                               Это наша…  (Балалайка) – Слайд №21. Да, русский народ мудр и талантлив! А уж как пойдёт петь да плясать,  так на всю улицу веселье!. А что может быть задорнее и радостнее удалой  русской песни­пляски? Ребята, а какой русский танец можно назвать  символом России? (Хоровод) – Слайд №21. Дети исполняют хоровод «Во поле берёза стояла». Молодцы, ребята! Народная музыка лежит в основе творчества многих русских  композиторов. Она, как источник живой воды, давала композиторам  вдохновение, учила красоте и мастерству. Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Модеста  Петровича Мусоргского. Подумайте, что изображает музыка? Какое время суток? Звучит музыка М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве­реке». Ответы детей – Утро, рассвет, лучи солнца, музыка как будто светлеет, становится громче, всё просыпается. Мы как будто видим бескрайние просторы Родины, широкое раздолье.­ Какие средства музыкальной выразительности использовал  композитор, чтобы создать образ рассвета? ­ Близка ли эта мелодия к народной песне? Вы правильно всё сказали. Это вступление к опере М.П. Мусоргского  «Хованщина» называется «Рассвет на Москве­реке». А чем является для нас Москва? Верно. Москва – это столица нашей Родины, сердце России – Слайд  №21. Ну, а чтобы и у нас в классе стало светлее, давайте споём песню  «Солнышко». Дети исполняют песню А. Ермолова «Солнышко» ­ Слайды №22­ 32. ­ Ребята, а кто из вас услышал в  музыке  М. Мусоргского звучание  ­ А  что для России, Руси значат колокола? Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Колокольный  звон – это голос нашей Родины, а колокола называют русским чудом – Слайд  №33. Они по­разному звучат, рассказывая людям о тревогах и радостях,  сообщая о бедствиях и праздниках. А как весело звучат бубенцы под дугой  русской тройки! Ребята, давайте возьмём в руки колокольчики и изобразим  приближающийся, а потом  удаляющийся звон бубенцов. Исполнение вместе с детьми пьесы «Бубенцы» ­ Слайд №34. Россия – это дом, в котором мы живём: и русские берёзы, и песни под  гармонь, и ромашковые  и парками. Город, историей которого мы гордимся.  Город Сафоново – наша малая Родина – это часть нашей большой России –  Слайд №35. О нашем замечательном городе сложено много стихов. Некоторые из  них написаны учениками нашей школы. Дети читают стихи – Слайды № 36­62. От папы я слышал: Сафоново наше Был когда­то город шахтным. И много заводов работало здесь, Всех даже дедушке не перечесть! Но пусть в этом городе я – не миллионный, Но город наш ­ Южный, но город наш – Горный. Город наш, в общем, ­ микрорайонный.                                                       (Семёнов Павел) Сафоново, Сафоново. Город детства моего, От Южного до Горного  Горят огни его. Я люблю тебя, мой город. Лучше нет тебя нигде.Где бы ни был, но тобою Буду город всегда, везде!                               (Полякова Настя) Иду по широкой тропинке И солнышко светит с небес, И люди вокруг здесь смеются, Похожего города нет. Нигде никогда не увидеть Такой неземной красоты! Здесь всюду улыбки сияют, И всюду растут здесь цветы. И счастлива, что живу здесь. Других мне не надо краёв. Была бы семья моя рядом: Подруги, семья, отчий дом.                          (Жукова Ксения) А следующее стихотворение написал один очень хороший человек,  который жил когда­то в нашем городе – художник, педагог, поэт – Николай  Иванович Румянцев. У истоков седого Днепра Много спрятано «золота чёрного». Золотые огни до утра Озаряют наш город Сафоново. А в Днепре – голубая вода, Много золота сине­зелёного. Днём и ночью бегут поезда, Не минуя наш город Сафоново. Проплывает туман над Днепром, Словно облако белое, сонное. Славим песней и мирным трудом Мы любимый наш город Сафоново.                                                     (Н. Румянцев) Ребята, мы сейчас с вами ещё раз увидели, какой уютный и красивый  наш город! Правда?  Россия, Родина – это и наши предки, наши бабушки и дедушки, наши  мамы и папы, подарившие нам жизнь. Давайте споём об этом песню.  Дети исполняют песню С. Суэтова «Потому что» ­ Слайды № 63­ 85.Вот так через музыкальные образы природы, народа и Родины мы  создали с вами музыкальный портрет России. Посмотрите, какой красивый  получился портрет!  – Слайд №86. ­ Какие цвета здесь преобладают – светлые или тёмные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь  называли светлым местом. Русь – это страна света. Рефлексия учебной деятельности Наш урок подходит к концу. И мне очень хочется узнать ваше мнение об уроке. ­ Кто хочет поделиться своими впечатлениями? ­ Что вам запомнилось особенно ярко? ­ Что нового вы узнали? Ребята, я хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою  страну и, конечно, не забывали о своей малой Родине, о нашем замечательном  городе Сафоново. Золотая есть земля –  Это Родина твоя. Краше нет её, светлей, Ты навеки связан с ней. Если ты в другой стране Видишь Родину во сне, Шепчет ласково она: «У тебя я лишь одна!» Ну, а теперь, полетели!                              (М. Скребцова) Дети исполняют песню Ж. Нецветова «Россия моя» ­  Слайды №87­109. Спасибо вам, ребята, за работу! Вы очень хорошо работали, помогали  мне в создании музыкального портрета России. Я вам всем ставлю большую  «5». Урок окончен. До свидания! Звучит музыка. Дети выходят из класса. Использованы интернет­источники http://rudocs.exdat.com/docs/index-345918.html http://www.zavuch.info/methodlib/227/91101/ https://www.google.ru/url? sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CE0QFjAE&url=http%3A%2F%2Fmoemesto.ru%2Fprosvirninaos%2Ffile%2F14528639%2F%25D0%25BF %25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25BE %25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BA %25D1%2582.doc&ei=rx99UtyNAsq74ATluYGoDg&usg=AFQjCNHHn0BZQKcXwX6YF QckitxtM8_Tig&sig2=UbTD2hEuOYb8hN- O_n0thA&bvm=bv.56146854,d.bGE&cad=rjt http://soobsh.ru/docs/25/index-109160.html