Разработка урока музыки на тему - «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
04.03.2018
Представлена Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Урок музыки по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак.
Цель урока: сформировать представление детей о рождественских праздниках и обрядах, их отражении в народном и профессиональном творчестве.Цель урока: сформировать представление детей о рождественских праздниках и обрядах, их отражении в народном и профессиональном творчестве.
attachment_1468732741.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 3 класса на тему:
«Рождество Твое, Христе Боже наш»
Урок по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак.
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Цель урока: сформировать представление детей о рождественских праздниках и
обрядах, их отражении в народном и профессиональном творчестве.
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с историей рождественских праздников;
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
развивать ритмическое чувство учащихся на примере колядок;
побуждать учащихся к самостоятельному поиску звуковых образов колядок. Воспитательные:
сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
воспитывать потребность в общении с музыкой.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесноиндуктивный, частичнопоисковый, сравнение, творческий,
арттерапевтический, междисциплинарного взаимодействия.
Оборудование урока:
интерактивная доска, магнитофон, фортепиано;
Е. Поплянова «Начинается урок» (пение);
Я. Дубравин «Добрый день»;
С. Чёрный «Рождественское»;
Афанасия Фет «Ночь тиха»;
А. Лядов «Рождество Твое, Христе Боже наш»;
песни «Зазимказима», «Щедровочка».
Ход урока
I.
Орг. момент (слайд №1).
Е. Поплянова «Начинается урок» (пение).
Музыкальное приветствие:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, Наталья Даниловна.
Пение песни Я. Дубравина «Добрый день».
Какой цвет соответствует этой песне (слайды с различными цветами №24)?
Какое у неё настроение?
Давайте же пронесём это настроение через весь наш урок.
II.
Тема учебного года «О чём рассказывает музыка». А о чём нам рассказала музыка за
это время, что нового мы узнали?
Мы узнали, что музыка может «нарисовать» (только не красками, а звуками)
картины природы, портрет. Мы побывали с вами в сказочной стране гномов, познакомились
с музыкальными формами – трёхчастная, рондо, вариации. Мы узнали, какими могут быть
музыкальные интонации, и какие есть знаки препинания в музыке.
Я предлагаю вам выполнить тест по изученному материалу.
III.
Зима… Дни стали короткие, а ночи длинные, тёмные. Кажется, вся природа уснула
мёртвым сном. Но когда наступает 22 декабря, свет начинает прибывать. Этот день так и
назвали – День зимнего солоноворота или зимнего солнцестояния (древний праздник
Коляды, солнечного божества). В честь него зажигали костры, скатывали с высоких гор
горящие колёса, считая, что подобные обряды увеличивают силу солнца. Солнышко теперь
будет светить на небе всё дольше, катиться к лету (слайд №5). В эти дни нового солнечного года весь христианский мир отмечает величайший
праздник – Рождество Христово. Две тысячи лет назад 7 января (а по старому стилю 25
декабря) произошло событие, с которого начали отсчёт времени и Новой эры (слайд №6).
Более дух тысячелетий прошло с тех пор, когда над древним городом Вифлеемом
зажглась звезда невиданной красоты. Она возвестила о рождении Спасителя людей Иисуса
Христа. Весь мир в это время спал. И только пастухи, самые бедные люди, пасли свои
стада. Они увидели звезду и узнали от ангела о рождении Младенца Христа. Именно они
пришли первыми поклониться Ему. В дар Иисусу они принесли Любовь и Веру.
В эту же ночь звезду увидели три самых мудрых человека – три волхва. Они знали,
что звезда возвещает о рождении Царя всех царей, и пустились в дальний путь, длившийся
два года, чтобы поклониться Ему и принести свои дары: злато, смирну и ладан (так
рассказывают об этом событии Священные книги).
Читаем стихотворение С. Чёрного «Рождественское» (учебник стр.47).
Читаю стихотворение Афанасия Фета «Ночь тиха» (1842г.) (слайд №7).
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звёзды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
Эти стихотворения контрастны или нет?
Если бы вы были композиторами, какие бы интонации выбрали для вашей музыки? (слайд
№8).
Слушаем А. Лядов «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слайд №9).
Подумайте, почему хор Лядова отличает спокойный, смирный характер.
На Руси всегда очень любили праздник Рождества. Делали звезду, пекли особое
печенье в форме животных…. Собираются в рождественскую ночь молодые парни,
девушки, дети да идут по домам с пением песен о Младенце Христе. Впереди всех – двое
колядовщиков: один со звездой, а другой с мешком для подарков и угощений
Подходя к дому, задают вопрос: «Хозяин с хозяйкой, не скричать ли вам колядку?»
Колядки, авсеньки,
Следовал, конечно, положительный ответ: начиналась песня.
таусеньки, щедровки – так их называли в зависимости от слов припева (слайд №10). Это
величальные песнипоздравления, в которых хозяева желают благополучия, добра, удачи,
сравнивают их с солнышком, месяцем, звёздами.
Откуда произошло название «колядки»? В народе это уже не помнят. Николай
Васильевич Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» приводит украинское народное
поверье: «Говорят, что был когдато болван Коляда, которого принимали за бога, и что
будто оттого и пошли колядки». Учёные установили, что слово «колядка» происходит от латинского «calenda» так назывался у древних римлян первый день года (отсюда же и
название «календарь») (слайд№11). «Авсенька» и «таусенька» древнеславянского
происхождения: «синь», «усинь» или «усень» старославянское название месяца зимнего
солнцеворота (слайд №12).
Содержание старинной колядки таково: приход Коляды или поиски её. Далее
характеристика хозяев: величание их, пожелания (колядовщики описывали красоту дома,
обилие скота, богатство уражая) и просьба о подаянии.
Разучиваем песни «Зазимказима», «Щедровка» (обращаем внимание на ритм)
(слайд №1316).
IV.
Задание: давайте попробуем сочинить свою колядку и распеть её.
Театрализация. Разыгрывание обряда.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! (Кланяются). С Новым годом, с новым здоровьем, с
новым счастьем! Чтоб поросятки водилися, горшки не билися! Чтоб богатый был круглый
год Новый год! Хозяева щедро одаривают за это колядовщиков: кто пирогом, кто
печеньем. Но если поскупился хозяин – берегись! Тут же услышит корильную песню.
Колядки – очень древние песни (слайд №17). Как правило, у них узкообъёмный
звукоряд (35 звуков), строение мелодии короткие повторяющиеся попевки. Мелодия в
колядках имеет второстепенное значение по сравнению со словами. Иногда колядки не
поют, а проговаривают ритмичным говорком. Главное в колядках – ритм. Они отличаются
чётким, плясовым ритмом. Поэтому и поют их приплясывая.
VI. Подведение итогов.
V. Д/з: (слайд №18) на выбор: а) сочини свою колядку;
Источники:
1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г.
2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа 2011 г.
Разработка урока музыки на тему - «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Разработка урока музыки на тему - «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Разработка урока музыки на тему - «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Разработка урока музыки на тему - «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Разработка урока музыки на тему - «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.