Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
музыка
6 кл
05.04.2018
Урок музыки в 6 классе: Тембры – музыкальные краски Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия “тембр” Задачи урока: Воспитательная: -воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; - совершенствовать эмоциональную сферу учащихся; - воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус. Образовательная: -помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа; -систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности; Развивающие: - развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся; - развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память. Предметные компетенции • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, альта , банджо • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки • развивать вокально – хоровую грамотность Информационная компетенция • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния) • развивать понимание чтения музыкально – познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке) • уметь оформлять краткие записи материала урока Социальная компетенция • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе работы на уроке Коммуникативная компетенция • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика) • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов Личностная компетенция • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях) Оборудование и музыкальный материал урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для творческой работы, музыкальные произведения: - Ф. Шопен «Полонез» ( ля-мажор), -Н. Римский – Корсаков «Шехеразада» «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», -С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), -И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра, «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс, - Песня «Радуга-дуга»Урок музыки в 6 классе: Тембры – музыкальные краски Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия “тембр” Задачи урока: Воспитательная: -воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; - совершенствовать эмоциональную сферу учащихся; - воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус. Образовательная: -помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа; -систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности; Развивающие: - развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся; - развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память. Предметные компетенции • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, альта , банджо • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки • развивать вокально – хоровую грамотность Информационная компетенция • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния) • развивать понимание чтения музыкально – познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке) • уметь оформлять краткие записи материала урока Социальная компетенция • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе работы на уроке Коммуникативная компетенция • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика) • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов Личностная компетенция • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях) Оборудование и музыкальный материал урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для творческой работы, музыкальные произведения: - Ф. Шопен «Полонез» ( ля-мажор), -Н. Римский – Корсаков «Шехеразада» «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», -С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), -И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра, «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс, - Песня «Радуга-дуга»
Скрыть
9.doc
Разработка урока музыки
в 6 классе
на тему:
1 Хамуева Екатерина Владимировна
Урок музыки в 6 классе: Тембры – музыкальные краски
Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального
восприятия понятия “тембр”
Задачи урока:
Воспитательная:
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.
Образовательная
:
помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании
музыкально живописного образа;
систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах
музыкальной выразительности;
Развивающие:
развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;
развивать музыкальнотворческие способности, эмоциональное восприятие,
внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память.
Предметные компетенции
расширить представление о тембре как средстве музыкальной
выразительности
обогатить знания о тембровых особенностях скрипки,
виолончели, альта , банджо
учиться вслушиваться в тембровоживописную красоту музыки
развивать вокально – хоровую грамотность
Информационная компетенция
2 находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как
средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные
краски, тембр как отражение образов и эмоционального
состояния)
развивать понимание чтения музыкально – познавательного текста
(посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их
написание, чтение развёрнутых художественно оформленных
текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт
эффект театрализации на уроке)
уметь оформлять краткие записи материала урока
Социальная компетенция
находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе
работы на уроке
Коммуникативная компетенция
воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение
музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ
другого ученика)
формировать культуру анализа текста на примере приёма
«описание» описание тембровой характеристики музыкальных
инструментов
Личностная компетенция
направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с
искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних
условиях)
Оборудование и музыкальный материал урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для
творческой работы, музыкальные произведения:
Ф. Шопен «Полонез» ( лямажор),
Н. Римский – Корсаков «Шехеразада» «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о
царе Салтане»,
С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели),
И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра,
«Соната для альта и фортепиано: И. Брамс,
Песня «Радугадуга»
3 Ход урока:
1. Организация класса
Дети входят в класс под музыку Ф. Шопена «Полонез» ( лямажор)
2. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок мы проведём под девизом «Ученику удача, учителю
радость». Давайте это скажем хором.
Ребята! Вы вошли в класс под музыку Ф. Шопена
А на какое состояние вас настроила эта музыка?
Дети: радостное, веселое, мажорное, приподнятое, ликующее.
Учитель: А какого цвета такое состояние?
Д: яркие сочные краски.
У: Именно слово, звук и цвет помогают нам понять всё многообразие мира,
помогают нам увидеть в обыденной жизни всю многокрасочность и
многоцветность.
Создание проблемной ситуации.
У: На столах у вас лежат карточки с некоторыми понятиями, которые нам
сегодня пригодятся. (ученик зачитывает)
звуковой колорит
звуковая палитра
звуковая красочность
цветовая гамма
окраска звука
А теперь посмотрите на слайд. Все инструменты вам знакомы?
(дети называют названия инструментов). (изображены скрипка, виолончель,
альт, банджо)
Д. один из инструментов не знаем
У: А звучат они одинаково?
4 Д. нет.
У: Что нам сегодня надо узнать и вспомнить? Вам в помощь карточки.
Д: Звуковую палитру и окраску звука этих музыкальных инструментов, как
называется неизвестный нам инструмент,
музыкальную окраску струнных смычковых.
как он звучит, вспомнить
У:. У каждого музыкального инструмента свой голос.
Вспомните, как называется такая окраска музыкального инструмента?
Д: тембр.
У: Обратитесь к словосочетаниям в карточках и назовите тему.
Тема нашего урока: Тембры музыкальные краски (запись в тетради темы
урока)
4. Постановка учебной задачи.
У: Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальную радугу и у
каждого она будет состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих
музыкальных произведениях, ведь все мы слышим, казалось бы, одинаково,
но воспринимаем звуки все по – разному..
Также мы определим роль тембра в создании музыкально живописного
образа произведения.
3. Актуализация знаний
В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи,
говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё
неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты поразному.
Запись в тетради: Тембр – «окраска звучания»
5. Открытие нового знания
У: Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она
звучит».
Ученик: Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев
скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную
палитру тембровых воплощений музыки.
5 У: Рассмотрим Нотный пример 33, страница 114 нашего учебника.
Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая
Андреевича Римского – Корсакова.
Что известно о характере звучания скрипки?
Д.: отвечают.
У: Теперь найдите вариант ответа в учебнике на стр. 114
Д: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ,
поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО
ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.
Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная
У:. Как показан образ Шехеразады в звучании скрипки?
Д. Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.
У:. Слушая фрагмент музыки из сюиты, предлагаю выбрать цвет и
раскрасить первый цвет радуги.
Слайд 1 портрет Н.А. Римского Корсакова
Слушание музыки: Н. Римский – Корсаков, Тема «Шехеразады»,
Из сюиты «Шехеразада», фрагмент
У: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё
много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?
Д: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые
стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.
Продолжаем запись в тетради: виртуозная
У: Послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка
о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля , поможет
нам учебник, стр. 115.
Д: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой
знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с
изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией
6 скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся
впечатление грозного шмелиного жужжания.
Д: Обратите внимание на нотный пример 34, страница 115. Указан быстрый
темп «виваче» «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует
нам кружащее движение Шмеля.
У:. Слушая фрагмент музыки, разукрасим следующий цвет радуги.
Слушание музыки: Н. Римский – Корсаков, «Полёт Шмеля»,
из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент
У: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ.
Инструмент представлен на иллюстрации страницы 116. Что мы знаем о
характере звучания виолончели?
Д: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её
интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.
Запись в тетради: Виолончель – теплота, глубина звучания
У: Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и
выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в
инструментальном переложении. На странице 116 представлена иллюстрация
инструмента и нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким,
всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).
У:. Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка.
Слайд 2. Портрет С. В. Рахманинова
Слушание музыки: С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для
виолончели), фрагмент
У:. А сейчас узнайте следующий инструмент (показан слайд с музыкальными
инструментами)
Звучит альт ( соната для альта и фортепиано)
Д. Скрипку и виолончель послушали, сейчас звучит альт.
7 У. Это фрагмент сонаты для альта и фортепиано И. Брамса.
Что вы можете сказать об этом инструменте?
Д. Инструмент такого же устройства , что и скрипка, но несколько больших
размеров, отчего звучит в более низком регистре.
У: Слушаем музыку и рисуем нашу радугу.
Слушание : «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс
Слайд с портретом композитора.
У: Какой у нас остался инструмент?
Д. банджо.
У:. Банджо это струннощипковый музыкальный инструмент , широко
используется в стиле кантри. И послушаем мы музыку как раз в этом стиле.
При слушании продолжаем наш рисунок.
У..Что можем сказать о звуке банджо?
Д: Звук звенящий и немного резкий.
Музыкальная разминка .
Наша разминка тоже будет сегодня в стиле кантри. Слушаем музыку и
повторяем за мной движения.
У:. Вспомните, под какую музыку мы входили на урок. (дети отвечают)
Предлагаю выразить в цвете музыку Шопена.
Слайд с портретом композитора.
Слушание «Полонез» лямажор. Ф.Шопен
6. Закрепление изученного материала
У: Мы закрасили только 5 цветов нашей радуги. А докрашивать радугу вы
будете дома , это будет домашним заданием, ну, об этом позже.
У:. Посмотрите на слайд (показан семицветик интонация средства
музыкальной выразительности)
8 Обратите внимание на лепестки цветка , их тоже семь, как 7 цветов радуги.
Цветок с названиями средств музыкальной выразительности. Видим, что
ТЕМБР – одно из выразительных музыкальных средств.
Давайте сделаем вывод , что мы сегодня узнали на уроке?
Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
Музыка неотделима от тембра
У: Исполнение песни «Радугадуга»
Вокальнохоровая работа
Дождь стучал по крышам мыл витрин афиши,
Злился на асфальте и коснулся платья.
А когда притих немножко, дети вышли на дорожку
И увидели: "О чудо Радуга взялась откуда"?
Припев:
Радугарадуга, радугадуга,
Красками раскрасила речку и луга!
Радугарадуга, радугадуга!
Пусть летит над городом песенка моя!
Мне бы на мгновенье Радуги коснуться,
Ну, и в дополнение, в краски окунуться,
Но, пройдёт ещё мгновенье и исчезнет прочь виденье,
Растворятся в небе краски и не будет больше сказки.
7. Обобщение:
.У: Сумели мы добиться цели урока?
Д: Рассказывают, что помогло им добиться цели урока.
Мы расширили свои знания о тембре. учились слушать и различать
тембровую красоту скрипки, виолончели, альта и банджо,
составили
цветовую палитру музыкальных фрагментов , читали музыкальные тексты в
учебнике .
У: Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов
разнообразны и красочны.
8. Домашнее задание.
9 Чтобы наша радуга была вся раскрашена и заиграла разными красками, дома
вы найдёте 2 классических произведения и выразите их цветом.
9. Выставление оценок.
Помните девиз урока? Вы доказали, что умеете хорошо работать и этим
доставили мне огромную радость!
Спасибо за творчество на уроке!
Источники:
1. Музыка. 6 кл.: учебник . для общеобразовательных учреждений
Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 2 – е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2014
158.
2 .http://uchportfolio.ru/materials/show/69231
10
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Разработка урока музыки"Тембры- музыкальные краски"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.