Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»
Оценка 4.8

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
22.02.2018
Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»
Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыкальный язык России» по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак Цель: Создание единого музыкального образа России на различных примерах русской музыкальной культуры. Задачи: повторить правила вокализирования; разучить новые попевки — с элементом двухголосия и на квартовый ход; отрабо¬тать технику исполнения песни (мелодика, смена ритмического рисунка); повторить термин «романс»; познакомить с терминами «бас», «камерная музыка».Цель: Создание единого музыкального образа России на различных примерах русской музыкальной культуры.
attachment_1073925344.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                           «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»         с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край           Разработка урока музыки               для 4 класса на тему:        «Музыкальный язык России»     по программе  В.В. Алеева, Т. Н. Кичак                                                                      Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана Юрьевна Цель: Создание  единого музыкального  образа  России  на  различных примерах  русской музыкальной культуры. Задачи: повторить правила вокализирования; разучить новые попевки — с элементом двухголосия   и   на   квартовый   ход;   отработать   технику   исполнения   песни (мелодика,   смена   ритмического   рисунка);   повторить   термин   «романс»; познакомить с терминами «бас», «камерная музыка». Планируемые   результаты:  учащиеся   научатся   двухголосному   пению; новым   приемам   вокально­исполнительской   работы;   характеризовать   разные виды камерной музыки. Музыкальное   сопровождение:  школьники   входят   в   кабинет   музыки   под звучание   1­го   Концерта   для   фортепиано   с   оркестром   П.И.   Чайковского, выходят из него после урока, исполняя «Оранжевую песенку» композитора К. Певзнера. Оформление доски: нотные записи мелодий песен и попевок;  репродукции картин   с   изображением   осенних   и   весенних   пейзажей;   портреты   П.И. Чайковского,   М.И.   Глинки,   М.П.   Мусоргского;   рисунки   с   изображением музыкальных   инструментов   симфонического   оркестра   и   шумовых инструментов;   текст   стихотворения «Благословляю   вас,  леса»;   концертные афиши и программки. Предварительная подготовка:  русскую народную песню «Как у наших у ворот» можно разучить со школьниками и продемонстрировать в исполнении ансамбля. Ход урока 1. Повторение пройденного материала ­Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке? ­Что такое песенность? ­Почему русская музыка чаще всего бывает песенной? ­Какие мелодии русских композиторов являются песенными? ­Какие музыкальные произведения вы слушали на прошлом уроке? ­Какой композитор сочинил пьесу «Мелодия»? ­Какой композитор сочинил пьесу «Арагонская хота»? 2. Музыкальная разминка (Повторяют   исполнение   попевки   «Журавель,   журавель»   с   динамическим изменением. Разучивают новое распевание «Книга ­ книгой»: Мелодическое построение: квартовый ход, повторяющийся 4 раза ровными длительностями — четвертями, например «ре­ соль». (За исключением слов «а мозгами», которые поются восьмыми длительностями.) Распевание поют, начиная от разных звуков хроматической гаммы. Педагог   демонстрирует   нотную   запись   мелодии   попевок   №  1 («Журавель, журавель»,   на   одном   звуке)   и   №   2   («Книга   —   книгой»,   в   квартовом интервале).   Нотные   записи   надо   продемонстрировать   без   названий, ограничиваясь номерными обозначениями.) ­Определите,   какая   нотная   запись   соответствует   попевке   «Журавель, журавель», а какая — попевке «Книга — книгой». ­По каким признакам вы это определили? ­Что такое динамика? (Сила звука.) (Далее   повторяют   упражнение   «Ветер»   на   тренировку   динамической чуткости.) 3.«Оранжевая песенка» ­ повторение, дальнейшее разучивание (Педагог исполняет на инструменте мелодию «Оранжевой песенки» и просит вспомнить ее название. Затем учащиеся повторяют начало песни:  текст 1­го куплета проговаривают одновременно с прохло­ пыванием ритмического рисунка;  пропевают мелодию начала куплета с точным исполнением пунктирного ритма;  пропевают   окончание   куплета   с   более   продолжительными длительностями;  пропевают   последнюю   строчку   куплета   и   первый   звук   припева   на гласную «а»;   повторяют текст припева;  пропевают   припев   (педагог   обращает   внимание   детей   на   разницу   в исполнении   окончаний   —   с   ударными   длинными   слогами   и   с синкопными);  соединяют запев и припев песни. Аналогичная работа проводится при повторении 2­го куплета.  Затем 1 и 2­ куплеты с припевами соединяются.) ­Можно ли исполнить 1­й и 2­й куплеты так, чтобы они несколько отличались друг от друга? ­В чем будет заключаться различие? (Первый куплет исполнить от имени девочки:   легко,   радостно,   светло;   второй   куплет  —  от   имени   дяди: насмешливо, иронически, недовольно.) ­Можно ли во 2­м куплете ввести партию солиста? ­Какие слова будет петь солист? («Ерунда, не бывают никогда».) (Педагог   назначает   солиста,   после   чего   1­й   и   2­й   куплеты   исполняются   в разных характерах.) Послушайте 3­й куплет: Только в небе в этот миг Солнце заблестело И раскрасило весь мир Так, как я хотела. Дядя посмотрел вокруг И тогда увидел вдруг. (Исполнение   3­го   куплета,   соединение   с   припевом   и   предыдущими куплетами.) ­Каким будет дирижерский жест для начала запева этой песенки? (Легким кистевым.) Вытяните руки немного вперед и покажите эти движения легким кистевым жестом. Спойте начало 3­го куплета с дирижированием. ­Будет ли меняться дирижерский жест в окончании запева? (Да.) ­Каким станет дирижерский жест в этом месте? (Жест станет плавным вертикальным.) ­Будет ли немного меняться скорость исполнения в этом месте? (Да.) ­За счет чего изменится темп песни в этом месте? (Темп замедлится за счет появления более длинных звуков.) (Школьники   исполняют   три   куплета   песни   с   дирижированием   по   рядам. После чего разучивают 4­й куплет.) Эту песенку давно  Я пою повсюду. Стану взрослой —  все равно  Петь ее я буду. Даже если ты большой, Видеть очень хорошо. (Исполнение заключительного куплета, соединение с припевом.) Вы   разучили   текст   всей   «Оранжевой   песенки»,   осталось   отработать   ее художественное исполнение. Этим вы займетесь на следующем уроке. 4.«Мелодия» ­ прослушивание, разбор (Школьники повторяют понятие «песенность» и слушают «Мелодию» П.И. Чайковского.) Сегодня   вы   не   просто   прослушаете   пьесу   композитора   П.И.   Чайковского «Мелодия», но и увидите ее исполнение. ­Приходилось ли кому­то из вас быть на концерте классической музыки? ­Как   принято   готовиться   к   такому   концерту?   (Нужно   надеть   нарядный, праздничный костюм.) Существуют даже особые нарядные женские сумочки, с которыми ходят в театр, они так и называются ­ театральные. Подобные сумочки, как правило, небольшие, но очень изысканные, расшитые блестками. В них обычно кладут немного   вещей:   билет   на   концерт,   носовой   платок,   кошелек   с   деньгами   и номерок, если сдают одежду в гардероб. ­Представьте себе, что вы пришли к концертному залу, чтобы послушать там музыку. Как вы узнаете о том, что за музыка будет звучать сегодня?  (Об этом расскажет афиша перед входом в концертный зал.) Верно, а еще в концертных залах продают специальную программку; в ней указаны   музыкальные   произведения,   которые   прозвучат,   и   фамилии исполнителей. (Педагог демонстрирует образцы театральных афиш и программок.) ­Как принято вести себя на концерте классической музыки? (Сидеть тихо, не ерзать на своем месте, внимательно слушать исполнителей.) ­Как показать, что вам понравилась музыка? (Похлопать в ладоши.) А еще актерам можно сделать приятный подарок — преподнести цветы. ­Каким   словом   называют   хлопки   в   ладоши   в   знак   одобрения? (Аплодисменты.) ­Можно   ли   хлопать   в   ладоши   во   время   звучания   музыки?  (Нет,   это считается невежливым.) Итак, сядьте удобнее, представьте, что вы пришли в концертный зал, чтобы послушать эту прекрасную музыку. (Проводится   просмотр   видеоролика   и   разбор   произведения   по   вопросам, приведенным в описании предыдущего урока.) ­Как   слушатели   могут   показать,   что   им   понравилось   исполнение   музыки? (Похлопать в ладоши.) ­Вам понравилась эта пьеса? Тогда и вы поаплодируйте тем, кто ее исполнял. 5. Понятие о камерной музыке ­Как   называется   музыка,   созданная   для   симфонических   оркестров? (Симфоническая.) А музыка, созданная для небольшого состава исполнителей, как, например, «Мелодия»,  которую   вы   услышали   сейчас,  называется   словом  «камерная». Повторите это слово. Запишите   в   тетради   определение   камерной   музыки:   «Камерная   музыка   — произведения для небольшого состава исполнителей». Для симфонических произведений нужен большой оркестр, куда входят до 100   человек.   А   для   исполнения   камерной   музыки   и   оркестр   может   быть небольшим,  камерным.   Запишите   в   тетради   примеры   камерных   ансамблей: «Дуэт   —   ансамбль   из   двух   исполнителей.   Трио   —   ансамбль   из   трех исполнителей. Квартет — ансамбль из четырех исполнителей». ­Какой камерный ансамбль исполнял «Мелодию»?  (Дуэт,  в нем было два исполнителя — скрипач и пианист.) ­У каких русских композиторов есть музыка, которую можно назвать словом «песенная»? ­Вспомните напевы мелодий композитора М.П. Мусоргского — «Рассвет на Москве­реке»   и   «Прогулка».   Какие   слова   вы   пели   на   мелодию   увертюры «Рассвет на Москве­реке»? («Солнце восходит над Москвой­рекою».) (Школьники   повторяют   слова   напева   хором   всем   классом,   по   рядам   и индивидуально.) Теперь   негромко   спойте   выученные   слова   на   начальный   мотив   этого произведения. Обратите внимание на то, что в слове «Москвой» один слог — «моек» — будет распеваться на три звука. (Педагог демонстрирует распев слога.) 6. Романс и песня ­ повторение понятий На каждом уроке музыки вы исполняете какие­то произведения — народные или авторские. ­Какие произведения вы поете чаще всего? (Песни.) ­Дайте   определение:   что   такое   песня?   (Самый   распространенный   вид вокальной музыки, произведение небольшого объема.) ­Из   каких   частей   обычно   состоит   песня?  (Из   куплета   или   куплета   с припевом.) ­Как еще называется куплет? (Запев.) ­Сколько бывает куплетов в песне? (Два­три и больше.) ­В чем заключается сходство всех куплетов? (Все куплеты поются на одну мелодию.) ­А чем отличаются куплеты друг от друга? (Словами.) ­Что такое припев? (Часть песни, которая повторяется после каждого запева.) ­В чем заключается особенность припева? (В припеве слова одни и те же.) Прошу вас записать определение песни в тетради: «Песня — небольшое по объему вокальное музыкальное произведение». Обычно продолжительность звучания песни составляет не более 3—4 минут. Сравните:   большое   музыкальное   произведение,   например   концерт   или симфония, может звучать 40—50 минут, а оперы и балеты — 2—3 часа и более. Но   песню   сочинить   бывает   труднее,   чем   симфонию,   потому   что   главное правило для композитора, который сочиняет песни, такое: ее мелодия должна легко   запоминаться.   Не   каждый   композитор,   который   сочинил   большую симфонию,  может   придумать   короткую,   но   запоминающуюся   мелодию   для песни. На прошлом занятии вы сочиняли вокальную импровизацию на текст поэта Алексея Толстого. Вот этот текст, прочитайте его и вспомните. (Школьники читают текст на плакате.) ­Как относился композитор Чайковский к поэзии А. К. Толстого? (Он любил стихи этого поэта и написал на его тексты много романсов.) Петр Ильич так писал в одном из своих писем: «Толстой — неисчерпаемый источник   для   текстов   под   музыку;   это   один   из   самых   симпатичных   мне поэтов». Вот и на слова стихотворения «Благословляю вас, леса» Чайковский создал романс. ­Давайте вспомним: что принято называть словом «романс»? (Произведение, написанное для голоса в сопровождении одного инструмента или целого оркестра.) ­Чем отличается романс от песни? (Ответы учащихся.) В песне обычно бывают короткие мелодии, которые повторяются в запевах и припевах,   форма   песни   —   простая,   одно­   или   двухчастная.   А   в   романсе мелодия точно следует за словами текста, помогая раскрыть их содержание, поэтому его форма сложнее. ­В чем заключается сходство музыкальных жанров романса и песни?  (Оба музыкальных жанра вокальные.) Да,   прежде   всего,   романс   ­   вокальное   сочинение.   Но   у   некоторых композиторов   есть   романсы   —   инструментальные   пьесы,   предназначенные только   для   инструментального   исполнения.   И   музыка   таких   романсов   в первую   очередь   отличается   напевностью,   мелодизмом.   Она   хорошо запоминается, и ее можно петь голосом — вокализировать. С примерами таких романсов вы познакомитесь позднее. 7. «Благословляю вас, леса» ­ прослушивание, разбор На   прошлом   уроке   вы   сочиняли   свою   мелодию   на   стихотворение «Благословляю вас, леса». ­Какой композитор написал музыку на эти стихи поэта А. Толстого? (Я. Я. Чайковский.) ­О чем поется в этом романсе? (О восхищении перед красотой природы.) Создавая мелодию романса «Благословляю вас, леса» композитор не только передал   содержание   стихотворения   музыкальным   языком,   но   и   выразил собственное отношение к природе. Мелодия передает интонации поэзии, ее плавность и величественность. Этот романс сравнивают с гимном природе. Теперь послушайте сами, какой романс создал композитор П.И. Чайковский на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса». (Прослушивание романса.) ­С чего начинается романс? (С инструментального вступления.) Фортепианное вступление здесь сосредоточенное, даже суровое. Оно состоит из аккордов, основная мелодия которых движется вниз. Даже в этом вступлении композитор использует переходы динамики, сначала от пиано к форте, а потом вновь к пиано, чтобы певец мог начать свое пение тихо, а потом развить его. ­Повторяло   ли   фортепианное   сопровождение   мелодию,   которую   исполнял певец?  (Нет, партия фортепиано подчеркивала взволнованный характер стихов.) Партия фортепиано здесь звучит как целый оркестр. ­Повторял ли певец основную вокальную мелодию романса? (Ответы детей.) Основную   вокальную   мелодию   певец   исполнял   в   начале   романса,   потом звучала   средняя   часть   романса,   а   в   конце   вновь   повторялось   вокальное исполнение главной мелодии. ­В какой части романс звучит наиболее громко? (В конце.) Да, самым мощным по звучанию является финал романса. Композитор даже обозначил в этом месте силу звука особым знаком — три форте!   Финал   романса   —   его   наиболее   яркая,   возвышенная   часть.   А завершает романс снова главная мелодическая тема. Но окончание это полно силы   и   уверенности,   хотя   и   приводит   слушателя   к   тихому   звучанию   — пианиссимо, которое в нотах пишется двумя значками пиано. Свой   романс   композитор   написал   для   низкого   мужского   голоса   ­   баса. Запишите в тетради определение этого голоса: «Бас — самый низкий мужской голос».   Послушайте этот романс еще раз и отметьте все особенности, о которых мы сейчас говорили. (Повторное прослушивание романса.) 8.Вокальная импровизация Сегодня   вы   получите   для   импровизации     отрывок   стихотворного   текста, который   исполните на следующем уроке. Послушайте его и запомните. Солнышко всходит, И небо светлеет, Природа проснулась, И утро пришло. (Школьники повторяют слова всем классом, по рядам и индивидуально.) ­Какое время суток описывается в этих строчках? (Утро.) ­Какое настроение передается здесь? ­Какой будет ваша импровизация по характеру? ­Какой музыкальный жанр вы выберете для своей мелодии? (Школьники демонстрируют варианты своих мелодий.) ­Народная песня ­ знакомство, разбор, разучивание Вы уже знаете, что главное свойство русской музыки — пе­ сенность. Но это вовсе не означает, что песенная и напевная музыка обязательно должна быть медленной   и   грустной.   У   русского   народа   создано   много   песен   разного характера:   и   озорных,   и   игровых,   и   плясовых.   И   все   они   напевные,   с запоминающимися   мелодиями.   Сегодня   вы   начнете   разучивать   русскую народную песню, которая называется «Как у наших у ворот». Запишите ее название в тетради и сделайте рядом пометку: русская народная песня. Возможно, что многие из вас эту песню слышали, а кто­то даже разучивал и исполнял. И это еще лучше, поскольку тогда вам не придется много времени тратить на разучивание слов. А мелодия песни короткая, повторяющаяся, вы ее легко запомните с первого раза. (Педагог или вокальный ансамбль исполняет песню.) Как у наших у ворот, Как у наших у ворот. Ай­люли, у ворот, Ай­люли, у ворот. Комар музыку ведет, Комар музыку ведет.  Ай­люли, вот ведет, Ай­люли, вот ведет. Стрекозу плясать зовет, Стрекозу плясать зовет. Ай­люли, вот зовет, Ай­люли, вот зовет. Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой взяла. Ай­люли, вот пошла, Ай­люли, вот пошла. Муравейка, милый мой, Попляши­ка ты со мной. Ай­люли, ты со мной, Ай­люли, ты со мной. Я уж рад бы поплясать, Да устал я, мне не встать. Ай­люли, мне не встать, Ай­люли, мне не встать. ­Чем необычна эта песня? (В каждом куплете строчки повторяются.) ­Какие признаки указывают на то, что песня народная? (Запоминающаяся мелодия, распев слогов в припевах.) ­Каков характер ее исполнения? ­Песня   представляет   собой   небольшой   сказочный   рассказ.   Какие   герои упоминаются в ней? (Комар, стрекоза, муравей.) ­Что   происходит   по   сюжету   песни?   Какие   действия   выполняют   герои? (Комар играет на музыкальном инструменте — «музыку ведет», стрекоза пляшет   и   приглашает   поплясать   с   собой   муравья,   а   муравей отказывается, потому что уже устал от пляски.) ­Что можно делать во время пения этой песни? (Танцевать, водить хоровод, подыгрывать на музыкальных инструментах, инсценировать куплеты.) ­Можно ли эту песню петь с солистами? ­Какие роли будут исполнять солисты? (Стрекозы и муравья.)  Послушайте слова 1­го куплета и мелодию. В запевах мелодия несложная, тем более, как вы отметили, один и тот же мотив и текст будут повторяться дважды. (Педагог   демонстрирует   исполнение   1­го   куплета,   школьники   повторяют. Исполнение песни)  9. Разучивание ритмических движений Чтобы исполнение песни «Как у наших у ворот» выглядело так, словно ее поет настоящий русский народный ансамбль, разучим танцевальные движения. Во   время   исполнения   припева   движения   будут   одинаковые   —   хлопки   в ладоши. Во время исполнения 1­го куплета надо руки поднять вверх, вращая кистями. А затем нужно сомкнуть кисти рук наверху, образовав «ворота», о которых поется в песне. (Класс исполняет 1­й куплет с танцевальными движениями.) ­О чем говорится во 2­м куплете? {«Комар музыку ведет».) ­Что означают слова «музыку ведет»? (Играет на каком­то музыкальном инструменте.) ­На каком же инструменте играл комар в этой песне? Мог он играть на рояле? (Нет.) Скорее   всего,   комар   играл   на   русском   народном   инструменте.   Самый популярный   русский   народный   инструмент   —   балалайка.   Значит,   во   2­м куплете вы будете показывать игру на балалайке. ­Как играют на балалайке? (Ударяют пальцами по ее струнам.) (Дети имитируют игру на балалайке.) В   3­м   куплете   комар   приглашает   плясать   стрекозу.   Покажем   руками,  как можно пригласить на танец: руки вытяните вперед и разведите в стороны, а потом поставьте на пояс. В 3­м куплете повторите жест дважды, стараясь делать   это   в   такт   музыке.   (Ребята   несколько   раз   повторяют   жест «приглашение». Затем исполняют песню с танцевальными движениями.) 10.Рефлексия ­Какие новые распевания вы сегодня разучили? ­Какую музыку в исполнении дуэта вы слушали? ­Какая музыка называется камерной? Приведите примеры камерной музыки. ­Какие камерные ансамбли вы знаете? ­О чем поется в романсе «Благословляю вас, леса»? ­Как изменялась динамика этого романса? ­Повторяло ли фортепианное сопровождение мелодию, которую исполнял  певец? ­Чем начинался и чем завершался романс? ­Какую русскую народную песню вы сегодня разучивали? ­Какой может быть русская музыка? 11.Контрольный момент «Угадай­ка» (Педагог   исполняет   начальные   такты   следующих   произведений,  школьники отгадывают их названия:  романса «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского;  «Оранжевая песенка»;  «Мелодия» П.И. Чайковского.)  12.Выход из класса под музыку Школьники покидают класс по песню­ «Оранжевую песенку».                                                                                                          Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 4 кл.  В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы. 2.Содружество Поэзии  и  Музыки. Чайковский.  Романсы А. И. Чайковского  https://gendelev52.wordpress.com/%D1%80%D0%BE%D0%BC %D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B­%D0%BF­%D0%B8­ %D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока на тему: «Музыкальный язык России»

Разработка урока  на тему: «Музыкальный язык России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018