Разработка урока на тему "Развитие умение находить грамматическую основу предложения"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: - Развивать умение находить в предложении грамматическую основу; - Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; - Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию; - Упражнять в точном употреблении глаголов в речи; - Воспитывать любовь к природе. Оборудование: - Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка; - Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.; - М/м проектор, презентация по теме; - Шрифт «Прописи» для установки на компьютер
Иконка файла материала Развитие умения находить грамматическую основу предложения.doc
Основная общеобразовательная школа с. Рассвет Филиал МОБУ СОШ№2 с.Буздяк МР Буздякский район РБ (Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.) Учитель:   Гизатуллина Гульназ Радиковна 2015 год 1Цели и задачи урока: ­ Развивать умение находить в предложении грамматическую  основу; ­ Продолжить работу по развитию навыков орфографической  зоркости; ­ Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию; ­ Упражнять в точном употреблении глаголов в речи; ­ Воспитывать любовь к природе. Оборудование: ­ Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка; ­ Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Пронина О.В.; ­ М/м проектор, презентация по теме; ­ Шрифт «Прописи» для установки на компьютер. 2Ход урока – путешествия. I Оргмомент. ­ Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много  гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать  осенние изменения в природе. Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень»,  представьте себе осенний день, нарисованный в нём. Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики).   Слайд 2 Если встанешь на заре – крыши в сером серебре… Длинно тень ложится, долго лист кружится. Если выйдешь поутру – галки стынут на ветру… Вьются над парами вслед за тракторами. Разгуляется денёк,­  в полдень сядешь на пенёк, смотришь ­ на припёке  прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахнет горькая полынь, тянет мёдом, мятой и травой примятой. Только этому не верь… Осень всё­таки теперь! Солнышко бледнее, Небо холоднее. Если выйдешь ввечеру – галки стынут на ветру, 3длинно тень ложится, долго лист кружится. II Минутка чистописания. ­ Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и  подпишите: (число, классная работа) ­ В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец,  повторите в воздухе.  Слайд 3. _____________________________________ _____________________________________ III Словарная работа. ­ Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.  Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите  названия. (В строчку, первое слово с заглавной буквы, через  запятую). Показ слайдов после отгадывания слова. 1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4. 2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд 5. 3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6. ­ Какое общее правило правописания объединяет эти слова?              (Сочетание –оро­ ) ­ Поставьте ударение, подчеркните –оро­, запомните написание  слов. IV. Сообщение темы и цели урока.  Слайд 7. ­ Продолжаем наблюдать за природой осенью.  ­ Прочитайте предложение на экране: С.рока л.тит к   дер.ву.   ­ Объясните написание пропущенных букв.   (сорока –оро­ , летит ­ лётчик, к дереву ­ деревья) 4­ Запишите. ­ С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского  языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения). ­ Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии. ­ Хором прочтите пр­е.  О ком в нём говорится? (О сороке ) ­ Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока) ­ Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос  КТО? (подлежащее) ­ Что говорится о сороке? (летит) ­ Задайте вопрос хором:   сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит) ­ Как называется главный член пр­я, отвечающий на вопрос ЧТО  ДЕЛАЕТ? ( сказуемое) Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит. Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.  Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в пр­и,  вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.  V Упражнение в нахождении грамматической основы. ­ Мы отправляемся в воображаемый лес.    Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. Подпишите № в тетради. 1) Читаем 1 часть задания. 2)  Стихотворение читает подготовленный ученик. ­ Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?   (Знаки в конце пр­й) ­ Мы участники этого сбора грибов. ­ Работаем над пр­ями. Как определим начало и конец  предложений? (1 слово в пр­и пишется с большой буквы, в конце пр­ я стоит точка, или !? знаки) ­ Прочтите 1 пр­е. Найдём грамматическую основу. 5(В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника                         ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце  после стихотворения. Спишите.     Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях.  Прочтём их.   (Читают: 1 ряд – 2 пр­е; 2 ряд – 3 пр­е; 3 ряд – 4 пр­е.) Выполните задание по образцу самостоятельно.    Проверка. Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки. о­сы­па­лась, осы­палась, осыпа­лась.  VI Ф/М. ­ А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали. «Прогулка в лес». Только в лес мы вошли – Появились комары. Дальше по лесу шагаем  И медведя мы встречаем. Дальше по лесу идём – Перед нами водоём. Прыгать мы уже умеем. Прыгать будем мы смелее. 1­2, 1­2, позади уже вода. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем. Впереди из­за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим – На носочках пробежим. Зайка скачет в чистом поле, Хорошо скакать на воле! Помахали мы зайчишке – непоседе, шалунишке. Но закончилась игра И учиться нам пора. VII Составление предложений по схемам с опорой на картину. 6­ Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на  картину.  – Что вы видите?  Слайд 8. ­ Какое время года? ­ Как изменились деревья? ­ Что растёт в лесу? ­ Чем заняты дети? ­ Что происходит на поле? ­ А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку) ­ Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему. (КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что? ­ Какой вопрос задан к сказуемому? что?   что сделала?.   Осень наступила.  что?   что сделал?      Урожай созрел. что?   что делают?     Машины работают. что?   что делают?.     Грибы растут. кто?    что сделали? целые корзины.  Дети собрали целые корзины. Запишем предложения. ­Какие ещё маленькие предложения можно придумать? Проверка. Слайд 10. Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и  сказуемое всегда предложение. VIII Творческая работа. Упражнение в точном употреблении глаголов в речи. ­ Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./ ­ Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который  наиболее точно отражает происходящее явление природы.  Слайд 11. Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из­за туч. 7Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик. Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья. ­ Прочтите, что получилось.  ­ Находим главные члены предложения. Слайд 12.(предложения открываются поочерёдно, по щелчку) IX Письмо под диктовку. /Дополнительный материал/ ­ Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей  природы. Запишем об этом предложения под диктовку. 1)Слушаем предложение. 2)Объясняем правописание отдельных слов. 3)Записываем предложение. 4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее  и сказуемое. Ребята гуляли в осеннем лесу. Теперь школьники пришли домой. X Итог урока.  ­ Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и  учились. Слайд 13. Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)   Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении) На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?) Что обозначает? (Что говорится о подлежащем) Оценка учащихся. XI  Д/З упр. 90, составить маленькие предложения по схемам.  Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени?  Напишите предложения. Т.Е. подведите итог экскурсии. 8Использованная литература: Авторская разработка урока Стихотворение Е.Благининой «Осень»  Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В. М: Баласс, 2009г. 9