Данная разработка предсавляет собой подробную технологическую карту урока по геометрии в 10 классе на тему "Теорема о трех перпендикулярах". Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Помимо технологической карты, разработка содержит приложения ( решение задач по готовому рисунку) и подробный анализ урока.
Технологическая карта урока
Предмет: геометрия Класс: 10
Учебник и УМК Л.С.Атанасяна.
Учитель: Чердаков Ю.И.
Тема урока: «Теорема о трех перпендикулярах».
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Цели и задачи урока:
предметные: расширить знания учащихся о перпендикуляре и наклонной к плоскости; выяснить взаимное расположение
прямой, проходящей через основание наклонной и ее проекции.
метапредметные:
Регулятивные УУД развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности,
ее вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата; развивать умение контролировать и оценивать свои
действия.
Познавательные УУД – создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности; для развития
навыков владения устной речью, способностью формулировать собственное мнение и аргументировать его, развивать логическое
мышление, умение устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные УУД – способствовать развитию навыков организации учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками, умений работать в паре, согласовывать свои действия, оказывать необходимую взаимопомощь друг другу.Этапы урока
Организационный этап
Мотивация.
Определение целей для учеников и
учителя.
Методы.
Использование на уроке
индивидуальных оценочных
листов.
Деятельность учащихся
Регулятивные УУД: постановка
цели; прогнозирование результата.
Этап актуализации знаний.
Мотивация: цели.
Деятельность.
Ход урока
учителя
Деятельность
учащихся
Цели, которые учитель ставит перед собой на этом этапе урока.
1. Мотивирование обучающихся на предстоящую деятельность.
Оказание помощи в постановке ими перед собой целей
предстоящей деятельности и определения
желаемых
результатов.
Цели, которые обучающиеся ставят перед
собой на этом этапе урока:
Постановка цели и определение
предполагаемых результатов предстоящей
познавательной деятельности.
2. Освоение обучающимися регулятивных УУД: целеполагание
и определение желаемого результата.
3. Освоение
обучающимися
самоопределение, смыслообразование.
личностных
УУД:
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Для повышения мотивационной заинтересованности на уроке будут
использованы индивидуальные оценочные листы. Посмотрите, какие
виды работы вас ждут, и в какой форме ваша работа на уроке будет
оценена
Попробуйте ответить на вопрос: «Какого результата вы хотите
достичь на этом уроке?» и в своем оценочном листе в первой графе
поставьте ту оценку, которую вы планируете получить за урок,
согласно прописанным критериям.
Цели, которые учитель ставит перед собой на этом этапе урока:
1) Освоение предметных УУД: создание проблемной
ситуации; предложение провести «эксперимент», сделать
вывод;
Учащиеся готовы к началу работы.
Включаются в деловой ритм урока.
Учащиеся изучают оценочные листы и
выставляют планируемые оценки за урок.
Цели, которые ставят перед собой
обучающиеся в процессе выполнения
«экспериментальной» деятельности:
сформулировать тему урока,познавательные цели и задачи урока
Делают рисунок, пытаются ответить на
поставленный вопрос.
.
2) Определение предметной цели и постановка предметных
задач урока;
3) Освоение регулятивных УУД: планирование и
осуществление собственной «экспериментальной
деятельности;
4) Освоение общеучебных познавательных УУД: анализ,
выдвижение гипотезы, вывод;
5) Освоение коммуникативных УУД: взаимодействие в
процессе выполнения задания в парах, умение найти
взаимопонимание, суметь договориться о форме
взаимодействия, достичь поставленной в задании цели;
6) Освоение личностных УУД: смыслоопределение,
самостоятельность, ответственность, доброжелательность,
взаимопонимание.
α
и точку А, не лежащую в этой
Тему урока мы сформулируем несколько позже.
А вначале, я хочу попросить вас выполнить в тетради следующее
задание: взять плоскость
плоскости. Провести из точки А перпендикуляр и наклонную к
α
, основание перпендикуляра обозначить через Н, а
плоскости
основание наклонной через М. Соединим точки М и Н, получим
α
отрезок МН (как он называется?). Через точку М в плоскости
проведите перпендикуляр к МН. Как вы думаете, каково взаимное
расположение этого перпендикуляра и наклонной АМ?
Это мы и попытаемся сегодня выяснить на уроке.
Итак, давайте сформулируем тему урока из которой бедет ясен
ответ на заданный вопрос: «Теорема о трех перпендикулярах»
Методы:
Поисковая деятельность.
Создание и разрешение
проблемной ситуации;
«экспериментальная»
деятельность;
анализ полученных результатов,
вывод;
вспомогательные, наводящие
вопросы;
предложение сформулировать
гипотезу в виде теоремы.
Определение темы урока, его цели
и задачи.
Критерии достижения
поставленных целей:
1) Освоение предметных УУД:
насколько успешно разрешили
проблемную ситуацию;
Насколько справились с
экспериментальной работой;
Сколько учащихся смогли
сделать правильные выводы.
2) Освоение регулятивных УУД:
сколько учащихся сумели
осуществить предлагаемые
виды деятельности.
3) Освоение коммуникативных
навыков: сколько учащихся
смогли выполнить задания,
требующие взаимодействия и
взаимопонимания.
4) Освоение личностных УУД:
сколько учащихся могутответить на вопрос, для какой
цели они выполняют все эти
действия?
Этап изучения нового материала
Мотивация: цели.
Деятельность.
Методы:
Беседа,
вспомогательные, наводящие
вопросы;
повторение основных понятий,
повторение проблемных вопросов,
которые были поставлены в начале
урока, теперь ответ на них ясен
всем.
Критерии достижения
поставленных целей:
1) Освоение предметных УУД:
насколько успешно
выполнили предлагаемые
задания и получили новые
знания? Сколько учащихся
смогли сделать правильные
выводы.
2) Освоение регулятивных
УУД: сколько учащихся
сумели осуществить
предлагаемые виды
деятельности;
3) Освоение личностных УУД:
сколько учащихся могут
ответить на вопрос, для
Цели, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:
1) Освоение обучающимися предметных УУД: повторить
понятие наклонной, перпендикуляра к плоскости и проекции
наклонной на плоскость.
2) Освоение
обучающимися
УУД:
самоорганизация познавательной деятельности, выполнение
заданий, предлагаемых учителем.
регулятивных
3) Освоение познавательных общеучебных УУД: анализ
получаемой информации; развитие логического мышления,
умения
причинноследственные связи;
формулирование вывода.
устанавливать
4) Освоение личностных УУД: смыслообразование (Зачем мне
Цели, которые ставят перед собой
обучающиеся на этом этапе урока:
доказать, что прямая, проведенная в
плоскости через основание наклонной
перпендикулярно к ее проекции на эту
плоскость, перпендикулярна и к самой
наклонной.
надо это знать?)
Теорема: Прямая, проведенная в плоскости через основание
наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость,
перпендикулярна и к самой наклонной.
Проведем доказательство:
Обратимся к рисунку, который вы построили в начале урока.
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетрадях доказательство
теоремы.Самостоятельно доказывают обратную
теорему.
какой цели они выполняют
все эти действия?
Докажем, что прямая а перпендикулярна АМ.
Рассмотрим плоскость АМН. Прямая а перпендикулярна к этой
плоскости, так как она перпендикулярна двум пересекающимся
прямым АН и МН, лежащим в плоскости АМН(а перпендикулярна
НМ по условию и а перпендикулярна АН, так как АН
перпендикулярна
перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости АМН, в
частности к прямой АМ. Теорема доказана.
Эта теорема называется теоремой о трех перпендикулярах, так
как в ней говорится о связи между тремя перпендикулярами АН,
НМ и АМ.
α
). Отсюда следует, что прямая а
Справедлива также обратная теорема: прямая, проведенная в
плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней,
перпендикулярна и к ее проекции.
Попробуйте провести ее доказательство самостоятельно.
Физпауза
Этап закрепления изученного
материала
Мотивация: цели.
Деятельность.
Методы:
Решение задач по готовому
чертежу;
Выполнение взаимопроверки;
Мы хорошо потрудились и сейчас немного отдохнем.
Учитель проводит физкультминутку.
Цели, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:
1) освоение предметных УУД: сформулировать и доказать
теорему, научить применять полученные знания при решении
задач;
2) освоение регулятивных УУД: умение организовать
собственную самостоятельную деятельность;
3) освоение коммуникативных УУД: умение выполнить
взаимопроверку, доброжелательно и качественно;
4) освоение личностных УУД: самоопределение (ответ на
вопрос: задание какого уровня я смогу решить?);
смыслообразование: (Зачем мне надо это знать?).
Выполняют упражнения
Цели, которые ставят перед собой
обучающиеся на этом этапе урока:
научиться решать задачи, используя
теорему о трех перпендикулярах.
Самостоятельно решают.
Осуществляют взаимопроверку.Рейтинговая самостоятельная
работа
(предложение задач разного
уровня сложности).
Разбор решения задач по готовым
рисункам.
Самооценка с учетом критериев.
Этап подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Рефлексия учителя:
Соотношение полученных
результатов урока с
вышеназванными критериями.
1.Решить по готовому чертежу задачи: №148, №149
( смотри приложение ).
2.Взаимопроверка.
3. Выставление баллов в оценочный лист.
4.Решение задач разного уровня сложности по выбору учащихся:
Базовый уровень – (3 б):
1. Угол C треугольника ABC прямой. AD перпендикуляр к плоскости
треугольника ABC. Докажите, что треугольник BCD прямоугольный.
2. ABCD квадрат, диагонали которого пересекаются в точке E. AH
перпендикуляр к плоскости квадрата. Докажите, что прямые HEи BD
перпендикулярны.
Повышенный уровень – (4 б):
1. Из вершины A квадрата ABCD со стороной 16 см восстановлен
перпендикуляр AE длиной 12 см. докажите, что треугольник BCE
прямоугольный. Найдите его площадь.
2. Из центра O квадрата ABCD со стороной 18 см к его плоскости
восстановлен перпендикуляр OM длиной 12 см. Найдите площадь
треугольника ABM
Высокий уровень – (5 б):
1. Отрезок AM перпендикулярен плоскости треугольника ABC и имеет
длину 24 см. Найдите расстояние от точки M до прямой BC, если
AB=AC=20 см., BC=24 см.
2. В правильном треугольнике ABC точка O центр. OM перпендикуляр к
плоскостиABC. Найдите расстояние от точки M до стороны AB, если
AB=10см., OM=5см.
Наш урок подходит к концу, запишем домашнее задание и затем
подведем итоги.
На доске: Домашнее задание: п. 20,
решить
№150,№151(а) – на оценку «3»,
№151(б). №152 – на оценку «4»,
№153 , №154 (а, б)– на оценку «5»
На все ли вопросы мы получили ответы?
Давайте еще раз вспомним теорему о трех перпендикулярах.
Приступаем к заполнению оценочных листов.
Выставляют баллы в оценочный лист.
Проверяют ответы, один из учеников
комментирует решение.
Выставляют баллы в оценочный лист.
Делают выводы.
Учащиеся читают задачи и выбирают свой
уровень сложности.
Делают записи в тетрадь.
самостоятельно.
Решают
Проверяют решение по готовому рисунку.
Выставляют баллы за выполненную работу
согласно критериям.
Записывают домашнее задание в
дневниках.
Проводят итог, самоанализ, отвечают на
вопросы.Удалось ли вам достичь того результата, который вы запланировали
в начале урока?
Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы, то
есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше
отношение к уроку, например:
В конце своей работы каждый ученик
пишет телеграмму.
1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
2. Материал урока мне был понятен / не понятен
3. Урок мне показался интересным / не
интересным
4. За урок я устал / не устал
Вывод: в какой мере освоены
предметные, регулятивные,
общеучебные, коммуникативные и
личностные УУД (методы:
мониторинг, педагогическое
наблюдение; анализ, обобщение,
выводы);
на развитие каких УУД следует
направить усилия на следующем
уроке, чтобы достичь
поставленных целей.
Рефлексия учащихся:
В какой мере я достиг
поставленной цели; добился
желаемого результата: что из
изученного материала я знаю
хорошо, на что мне нужно дома
обратить особенное внимание,
чтобы на следующем уроке
достичь поставленных целей и
добиться желаемого результата.Приложение
№1
Прямая АК перпендикулярна к плоскости правильного треугольника АВС, а точка М – середина стороны ВС. Докажите, что МК перпендикулярна
ВС.
№2Отрезок АD перпендикулярен к плоскости равнобедренного треугольника АВС. Известно, что АВ = АС = 5 см, ВС = 6 см, АD = 12 см. Найдите
расстояния от концов отрезка АD до прямой ВС.
1
2
5
6
Анализ урока.
Дидактическая задача: расширить знания учащихся о перпендикуляре и наклонной к плоскости; выяснить взаимное
расположение прямой, проходящей через основание наклонной и ее проекции; развивать интерес к предмету, воспитывать
чувство ответственности за результат выполняемой работы.
Содержание урока: Теоретический материал соответствует программе курса геометрии в 10 классе. Пояснения проходят в
доступной для учащихся форме, что настраивает их на выполнение большого количества заданий на уроке.
Методы обучения: в процессе проведения урока были использованы следующие методы обучения: беседа, проблемный метод,
исследовательский метод, эвристический метод.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.Результативность урока: цель урока достигнута, выбраны правильные пути достижения поставленной цели.
Практическая направленность: задачи и упражнения, предлагаемые ученикам на уроке соответствуют различному уровню
подготовки школьников, согласно системнодеятельностному подходу.
Самостоятельная деятельность обучающихся: наблюдается взаимопомощь при работе в группах, различный уровень
самостоятельности при решении заданий.
Универсальные учебные действия: на каждом этапе урока наблюдалось соответствие УУД.
Использование современных образовательных технологий: цель применения современных технологий сводится к
совершенствованию актулизации знаний обучающихся, систематизировании полученных данных.
Здоровьесберегающие технологии: позволяют отвлечься на некоторое время от поставленной задачи, сменить род
деятельности во время урока.