«Что ж, покажем наших прадедов задор
Птицу песню выпуская на простор.
С нашей песней как по нотам,
Веселей идет работа.
В каждый дом заходит песня
Дружит с нами с давних пор...»
Песня — душа народа и трудно найти человека, который не любил бы ее. В былинные времена певцы - сказители, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни, вспоминали сказания давних лет. Образы любимых героев народного эпоса - богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича оживают в его песнях - былинах.
Содержание старинных календарных песен было основано на знании законов природы. В них звучат мотивы, связанные с трудовой деятельностью крестьянина. Тема труда также отражена в лирических песнях. Недаром народ сказал: «Беседа дорогу коротает, а песня - работу». Хороводные и свадебные песни привлекают нас поэтичным сочетанием слова и музыки.
В детских песенках и припевках до сих пор передаются очень древние традиции. Колыбельные песни передавали ясный образ детского мира, чувствовалась теплота и глубина материнской ласки. В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.
Хоровое пение – основа музыкального искусства России. Пение «на голоса» бытовало многих семьях совсем недавно. Сейчас хранят традиции подголосочного многоголосья государственные и народные фольклорные коллективы.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
«Что ж, покажем наших прадедов задор
Птицу песню выпуская на простор.
С нашей песней как по нотам,
Веселей идет работа.
В каждый дом заходит песня
Дружит с нами с давних пор...»
Песня — душа народа и трудно найти человека, который не
любил бы ее. В былинные времена певцы сказители, которые
под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни,
вспоминали сказания давних лет. Образы любимых героев
народного эпоса богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича,
Алеши Поповича оживают в его песнях былинах.
Содержание старинных календарных песен было основано на
знании законов природы. В них звучат мотивы, связанные с
трудовой деятельностью крестьянина. Тема труда также
отражена в лирических песнях. Недаром народ сказал: «Беседа
дорогу коротает, а песня работу». Хороводные и свадебные
песни привлекают нас поэтичным сочетанием слова и музыки.
В детских песенках и припевках до сих пор передаются
очень древние традиции. Колыбельные песни передавали ясный
образ детского мира, чувствовалась теплота и глубина
материнской ласки. В песнях раскрывается судьба народа,
неповторимый национальный характер во всем его богатстве
мыслей и чувств.
Хоровое пение – основа музыкального искусства России. Пение
«на голоса» бытовало многих семьях совсем недавно. Сейчас
хранят традиции подголосочного многоголосья государственные
и народные фольклорные коллективы.
Корни русской хоровой музыки
связаны с традициями
православной церкви. Великие византийские богословы отмечали
положительное воздействие церковной музыки на человека: «Мы
по природе любим пение и стихи…. Да и воздух становится свят
от псалмопения». Ярослав Мудрый сравнивал хоровое пение с
ангельским пением. Уже со времён Киевской Руси обучение
богослужебному пению входило в содержание образования и
считалось образования и считалось не менее значимым, чем
обучение чтению и письму.
Характер древнерусской церковной музыки определялся в
первую очередь тем, что она была вокальной. Еще одной
канонической особенностью и яркой отличительной чертой
русской православной музыки является принцип a capella. Один
из раннехристианских писателей в своем учении отвергает
«У нас в употреблении один
музыкальные инструменты.
инструмент – слово мира (голос человека); при помощи его
воздаем мы почет Богу». Древнерусские культовые
Гусляр сказитель
Хоровод
Колыбельная – русская изба,
люлька
Крестьянский хор
Ангелы на православной
фреске
Фреска «Спас» в куполепеснопения были связаны между собой, объединяясь единой
линией драматургии службы. Их место и последовательность
были строго определенными, а порядок диктовался Уставом.
Среди жанров духовной музыки наиболее распространенным
является тропарь краткий припев к определенным фрагментам
службы. Важнейшими жанрами, нашедшими широкое применение
в древнерусском творчестве, были кондак и канон. Отдельные
гимны, стихиры и другие песнопения складываются в циклы,
образующие дневной круг песнопений, основными службами
которого являются Всенощное бдение и Литургия. Поэт Борис
Пастернак свое впечатление от храмовой музыки описывает в
стихотворении:
«Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано».
Духовная музыка начинает развиваться со времени принятия
христианства. Запись духовной музыки до XVIII века
производилась с помощью знаменной нотации, которая
зародилась в Византии в IX веке, пришла на Русь вместе с
письменностью, священными и служебными книгами. Она жива
до сих пор в церковном пении старообрядческих общин.
Церковное пение долго было одноголосным, без
инструментального сопровождения и записывалось особыми
знаками – знамёнами или крюками, которые рисовались над
словами в тексте. Они могли обозначать как один звук, так и
группу звуков, целую мелодический оборот. Знаменное пение
исполнялось мужским хором одноголосно без сопровождения, но
его напевы достигали возможностей большого художественного
богатства, создавая выразительные, широкие напевы, полные
величественной и суровой красоты.
Русские распевщики (старинное название композиторов),
являющиеся выходцами из народа, привносили в церковные
песнопения черты родной и близкой им народной песни. В конце
XIV – начале XVI вв. был учрежден придворный хор из лучших
певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных
городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся
«государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. В
создании большого распева основополагающая роль принадлежит
московскому распевщику Федору Крестьянину.
XVII век был временем самых решительных перемен в истории
русской музыки. Учащаются поездки русских людей за границу в
составе всевозможных посольств. Партесное пение в XVII веке
изменило исполнительский стиль. На смену сурово –
сдержанным мелодиям знаменного распева пришли
сладкозвучные» мелодии. Одним их самых быстрых путей
распространения новой музыки были псалмы и канты. Духовные
и светские канты, псалмы стали очень любимы в народной среде,
получили широкое распространение в быту. Крупнейшую роль в
развитии партесного пения сыграл педагог и композитор
Николай Дилецкий.
Уже в XVII веке поэт Симеон Полоцкий сделал стихотворное
переложение Псалтири, которое было вскоре положено на
музыку и употреблялось вне храма, в домашнем обиходе. В
Интерьер православного храма
во время Литургии
Старинная церковная книга в
развороте
Крюки и знамена
Государевы певчие дьяки
Церковный хор
http://yandex.ru/images/search?
p=1&text=максим%20березовский
%20композитор&img_url=http%3A%2F
%2Fclaw.ru%2Faickust%2Ficks%2F2720XVIII веке духовные концерты писались композиторами по
преимуществу на слова псалмов. Духовный хоровой концерт
давал большой простор для личного творчества, ведь
композитор, по существу, сам выбирал текст, на который
писалась музыка. Автор обычно брал не весь псалом, а лишь
некоторые фразыстихи из псалма.
Композитором, принесшим этому жанру всеобщее признание,
стал Дмитрий Степанович Бортнянский, автор более чем ста
духовных концертов. Одним из лучших произведений этого
жанра является концерт Максима Березовского на стихи из 70
псалма «Не отвержи мене во время старости». Березовский,
покоривший в свое время Италию операми, теперь почти
забытыми, прославился в истории русского хорового искусства
своими духовными концертами, исполняемыми до сего времени.
Концерт был написан семнадцатилетним композитором ещё до
отъезда в Италию по заказу императрицы Елизаветы Петровны,
которая была сентиментальна и болезненно переживала
приближение старости. «Это исповедь одинокого человека,
услышавшего, ощутившего еще не «дуновение смерти», но
холодное дыхание уже приближавшейся старости.
Предугадывающего тоскливые часы рассветов, когда душа уже
не рвется в новый день, а тоскливо жмется перед равнодушием
всего, что сильно и молодо, перед близостью небытия. Все
гаснет, все истончается, все теряет смысл…»
Печаль и возвышенная скорбь этой музыки перекликается со
стихами Александра Блока:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный Тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Вопрос:
В каких двух направлениях развивалось музыкальное искусство
Древней Руси?
Ответ:
Это церковная музыка и народное музыкальное творчество.
Вопрос:
В чем отличие музыки православной церкви
Ответ:
В православной церкви звучит только вокальная хоровая музыка
a capella
Есть выражение, что в народном творчестве Древней Руси
«Души русской немеркнущий свет». Многовековая связь русской
1.jpg&pos=49&uinfo=sw1366sh768ww
1345wh633pd1wp
16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404902870
262&pin=1
Портрет композитора Максима
Березовского
Елизавета Петровна в фильме
«Гардемарины»
http://yandex.ru/images/search?
text=елизавета%20петровна%20в
%20фильме%20гардемарины&img_url=http
%3A%2F%2Fria.ru%2Fimages
%2F20218%2F48%2F202184878.jpg&pos=0
&uinfo=sw1366sh768ww1345wh633
pd1wp
16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404902466
299&pin=1
http://yandex.ru/images/search?text=девушка
%20пела%20в%20церковном%20хоре%20о
%20всех%20усталых%20в%20чужом
%20краю&img_url=http%3A%2F
%2Fmedia.vorotila.ru%2Fru%2Fitems
%2Ft1%408e995a51561a4511ab0f
073d638a5b5b%2FIllyustraciik
stihotvoreniyuABlokazayditepossylke
chtobyposlushat.jpg&pos=14&uinfo=sw
1366sh768ww1345wh633pd1wp
16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404902134
238
Иллюстрация к стихотворению
Девушка пела в церковном хоре
ПАУЗА
Здание православного собора
ПАУЗА
Современный церковный хор
Дети на службе в храмепесни и духовной музыки отечественных композиторов сделала
наше музыкальное искусство по – настоящему глубоким и
светлым. Сохранить душу народа и в XXI веке задача нынешнего
поколения.