"Признаки возрастания и убывания функции".
Цели урока: 
1. Обобщение, систематизация и углубление знаний о производной. Овладение умениями и навыками нахождения промежутков возрастания и убывания функции.
2. Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие логического мышления, умений сравнивать, обобщать, правильно излагать мысли; развитие самостоятельной деятельности учащихся.
3. Воспитание умение работать с имеющейся информацией, культуры общения, навыков самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи; формирование познавательного интереса,Разработка урока по алгебре  10 класс   "Признаки возрастания и убывания функции"
            
        
        
        
                    
                
                    Урок по алгебре и началам анализа по теме:
"Признаки возрастания и убывания функции".
Цели урока: 
1. Обобщение, систематизация и углубление знаний о производной. Овладение умениями и 
навыками нахождения промежутков возрастания и убывания функции.
2. Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие логического 
мышления, умений сравнивать, обобщать, правильно излагать мысли; развитие 
самостоятельной деятельности учащихся.
3. Воспитание умение работать с имеющейся информацией, культуры общения, навыков 
самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи; формирование познавательного интереса, 
Задачи урока:
Образовательная: 
организовать деятельность учащихся по применению достаточных условий возрастания и 
убывания функции к нахождению промежутков монотонности функции;
Развивающая: 
содействовать развитию памяти, речи, умению обобщать;
Воспитательные: 
формировать логическое, системное мышление;
формировать ответственность, организованность;
способствовать укреплению здоровья.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков; проверки и оценки знаний.
Учащиеся должны: 
знать: признаки возрастания и убывания функции, алгоритм исследования функции на 
промежутки монотонности. Достаточное условие возрастания и убывания функции, 
алгоритм нахождения  возрастания и убывания функции.
уметь: находить промежутки монотонности, по графику производной и изображению знаков
производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума функции
Техническое обеспечение: учебник « Алгебра» 10 класс. А.Е.Абылкасымова, 
дидактический материал, раздаточный материал, наглядность(графики функций).
Ход урока: 
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем изучать приложение производной и рассмотрим вопрос о её 
применении к исследованию функций. 
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
 Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ломоносова: 
Математическая разминка.
Ученики   выполняют   задания   устно.   Ответы   проверяются   с   помощью   таблицы   «ответ   –
буква». Записывают только буквы, из которых получаются фамилии ученых.
Задания: найдите y'(x) или y'(x0).
“Примеры учат больше, чем теория”.
1.
2.
3.
4.
5.
y = 5x² + 4, x0 = 6
y = 15cosx + 3
y = 0,5x² + 6x + 17           
y = x + 2√x
           
y = 2x + cosx
         
1. y = 0,5x² – 6x + 1/5
2. y = 11 + 8sinx
3. y = 2√x + 4x, x0 = 9
4. y = 4/x – √x
5. y = 7,9 + 2x², x0 = 06.
y = 60x + 4,8
6. y = sinx – cosx, x0 = 0
                                               7. y = cosx + 2sinx, x0 = 0
         
            
Краткий   рассказ   двух   учащихся   о   жизни   этих   ученых   и   их   вкладе   в   изучение
математического анализа (учащиеся сами находят информацию, работая с дополнительной
литературой   и   другими   информационными   ресурсами).   Вывод:   они   одновременно
разработали основы математического анализа; если Ньютон исходил из задач механики, то
Лейбниц – из геометрических задач.
Задание. Указать промежутки возрастания, убывания функций, построив графики функций:
у = 2+х;  
у = х2 + 6х +9;
у = 0,2х5 – 4/3 х3
Выполнив первые два задания, получаем проблему: как найти промежутки монотонности
для третьей функции? 
Итак, сформулируйте тему и цель нашего урока.(Учащиеся сами проговаривают тему и
ставят цели).
Наша основная цель сегодня на уроке узнать, как связан график функции с графиком ее 
производной и научиться решать задачи двух видов: 
по графику производной находить промежутки возрастания и убывания самой функции, а 
также точки экстремума функции;
по схеме знаков производной на промежутках находить интервалы возрастания и убывания 
самой функции.
Итак, запишем тему сегодняшнего урока: 
Признаки возрастания и убывания функции. 
Введение нового материала (в ходе фронтальной беседы с элементами исследования).
? Какая функция называется возрастающей, убывающей?
?  Для   функций,   графики   которых   изображены   на   рисунках,   укажите   промежутки
возрастания, убывания (на рисунках графики различных функций).
? Как определить промежутки возрастания, убывания функции у = 0,2х5 – 4/3 х3
 Для этого исследуем график некоторой функции (предложен на рисунке).
у
х1
0
х2
x3
y = f(х)
х
На каждом из промежутков (∞;х1), (х1;х2), (х2;х3), (х3;+∞) построим касательные.
у
β1
х1
α1
0
х2
β2
x3
y = f(х)
α2
х1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание. Проанализировать расположение касательных по отношению к оси абсцисс 
(угол наклона) и определить знаки значений производной.
Учащиеся самостоятельно делают вывод.
Вывод:
У, то функция f возрастает на У.
то функция f убывает на У.
Достаточный признак возрастания функции. Если f '(x) > 0 в каждой точке интервала 
Достаточный признак убывания функции. Если f '(x) < 0 в каждой точке интервала У,
Учащиеся вместе с учителем составляют план исследования функции на возрастание 
(убывание).
Если производная данной функции положительна для всех значений х в интервале (а; в),   
т.е.f'(x) > 0,  то функция в этом интервале возрастает.  Если производная данной функции 
отрицательна для всех значений х в интервале(а; в), т.е.f'(x) < 0, то функция в этом 
интервале убывает.
Достаточное условие существования максимума состоит в смене знака производной при 
переходе через критическую точку с "+" на "", а для минимума с "" на "+". Если при 
переходе через критическую точку смены знака производной не происходит, то в данной 
точке экстремума нет . 
Рассмотрим несколько примеров  исследования функции на возрастание и убывание.
План:
Найти область определения.
Найти производную функции.
Найти точки, в которых производная равна нулю или не существует.
Определить знаки производной.
Вывод о «поведении» функции.
Примечание: Если функция непрерывна на концах промежутка, то эти точки входят в 
данный промежуток.
Пример.
у = 0,2х5 – 4/3 х3
1. определена при любом х
2. у ' = х4 – 4х2
3. у ' существует во всех точках.
4.
у ' = 0; х4 – 4х2 = 0;
х2(х – 2)(х + 2) = 0
у '
у
 
+
–
–
+
х
5. Функция возрастает на луче (–∞; –2] и на луче [2; +∞).
           Функция убывает на отрезке [–2; +2].
Практика под руководством учителя.
Учащиеся выполняют задания по порядку (каждый в своем темпе), учитель проверяет, дает
рекомендации каждому индивидуально.
А)  Я хочу решить у доски:            f(х)= х²6х+5Б) Я хочу решить самостоятельно:  f(х)= х³х²х2
В)Учащиеся работают в парах, решение записывают в тетрадях.
а) у = х³ — 6 х² + 9 х — 9;     б) у = 3 х² — 5х + 4.
Г) Двое учащихся  работают у доски.  
 а) у = 2 х³ – 3 х² – 36 х + 40    б) у =  х4    2 х³
Домашнее задание:    
.
Оценки за урок. 
Итог урока.