Обобщающий урок по геометрии в 11-м классе по теме "Площади. Подготовка к ЕГЭ."
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (частично-поисковый, метод самостоятельной работы).
Средства обучения: наглядный материал (карточки, плакаты, учебное пособие «Банк открытых заданий ЕГЭ»).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Цель урока:
систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме «Площади».
Задачи урока:
Выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер».
Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда.
Научить учащихся находить главное.
Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности.
План урока:
Содержание этапов урока |
Виды и формы |
1. Организационный момент. |
1. Приветствие учащихся. 2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока. |
2. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур» |
Составление первой части кластера |
3. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач |
Решение задач из сборника ЕГЭ (работа устно) |
4. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади многогранников и тел вращения» |
Составление второй части кластера (групповая работа) |
5. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач |
Решение задач из сборника ЕГЭ (работа в тетрадях) |
6. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач практического содержания |
Решение практической задачи (работа с карточкой) |
7. Подведение итогов урока. |
1. Домашнее задание 2. Рефлексия урока учащимися и учителем 3. Выставление оценок |
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь;
- Тема нашего урока «Площади».
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие слова «К геометрии нет царской дороги».
Евклид. Одна из легенд рассказывает, что Царь Египта Птолемей I решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к геометрии.
Ответ Евклида стал крылатым выражением.
- Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке?
-Систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме «Площади».
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур»
Я предлагаю составить кластер по теме «Площади». На столах у каждого находится лист (формат А4). Заполните левую часть кластера, запишите формулы площадей плоских фигур.
III. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач. Работа устно.
- А сейчас устно решим несколько задач из сборника «Банк открытых заданий ЕГЭ по математике». (Работать предлагается в парах или индивидуально). Обязательно необходимо применять формулы площадей, можно пользоваться составленным кластером.
После небольшого обсуждения в парах, ответы вслух. Обсуждение.
Учитель показывает чертеж из сборника, дети говорят ответ.
Вопросы, задаваемые при обсуждении задач:
1. Площадь какой фигуры находили?
2. Какую формулу применяли?
3. Можно ли решить данную задачу другим способом?
Предлагаемые задачи для устной работы:
(количество заданий можно увеличить или уменьшить в зависимости от времени урока)
На клетчатой бумаге с клетками размером 1см×1см изображена фигура. Найдите его площадь.
IV. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади многогранников и тел вращения»
- Сейчас составим вторую часть кластера по теме «Площади».
Необходимо записать справа формулы площадей многогранников и тел вращения.
Одновременно идет корректировка знаний по теме.
Приложение 1 - (Примерный кластер по теме «Площади» и основные формулы площадей. В зависимости от времени урока, учащимся можно предложить заготовку с рисунками или чистый лист, на котором они будут составлять кластер. При этом все чертежи разрешается строить без линейки и карандаша).
V. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач
- Самостоятельной решите несколько задач из сборника «Банк открытых заданий ЕГЭ по математике».
Обсуждение.
Вопросы, задаваемые при обсуждении задач:
1. Площадь какой фигуры находили?
2. Какие формулы применяли?
Найти площадь фигуры и площадь многогранника, все двугранные углы которого прямые.
Вариант 1. Вариант 2.
1. 1.
2. 2.
3. 3.
VI. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач практического содержания.
Предлагаю решить практическую задачу
Задача: Определить площадь поверхности тетрапакета для молока (или сока)
1. Закрепить практические навыки вычисления площади поверхности многогранников, формирование умений у учащихся вести исследовательскую работу;
2. Определить количество картона, необходимое для изготовления тетрапакетов различной формы.
3. Выяснить экономическую выгоду.
Ход работы:
1. Определить основные формулы для работы
2. Измерить размеры тетрапакетов
3. Сделать необходимые вычисления и заполнить таблицу
Таблица 1. Определение площади поверхности тетрапакета, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда (вместимость 0,2 литра).
Кол-во пакетов |
Длина (а) |
Ширина (b) |
Высота (h) |
S основания (2аb) |
S боковой Поверхности (2аh +2аh) |
S полной поверхности (2(ав +аh +bh) |
1 |
4,6
|
3,8 |
12 |
34,96 |
201,6 |
236,56 |
3000
|
|
|
|
|
|
709680 |
Таблица 2. Определение площади поверхности тетрапакета, имеющего форму тетраэдра(вместимость 0,2 литра).
Кол-во пакетов |
Сторона грани (а, b, с) |
Полупериметр Грани Р/2 (3a/2) |
S1 одной грани (по ф-ле Геррона) |
S полной поверхности (S1 ×4) |
1 |
10, 13,13
|
18 |
60 |
240 |
3000
|
|
|
|
720000 |
Определим экономически выгодную упаковку. Найдем, сколько завод будет экономить картона в день, если будет выпускать 3000 пакетов молока.
Экономия на одном пакете составляет: 3,44 (см²)
Экономия на выпуске 3000 пакетов по 0,2 литра : 3000 × 3,44 = 10320(см²)
Для сравнения: площадь одного листа картона 5246 см²
Вывод: экономически более выгоден пакет, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда.
VII. Подведение итогов урока
1. Домашнее задание.
1.Правильная четырехугольная призма описана около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 1. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
2. Найдите площадь поверхности правильной четырехугольной пирамиды, стороны основания которой равны 6 и высота равна 4.
3. На клетчатой бумаге с клетками размером 1см×1см изображена фигура. Найдите его площадь.
18 |
15 |
15 |
12 |
10,5 |
11 |
30 |
32,5 |
14 |
12 |
10,5 |
28 |
2. Выставление оценок
3. Рефлексия
-какую тему мы с вами повторили?
-имеет ли практическое значение данная тема?
- достигли цели урока?
-понравился ли вам урок?
4. Итог
Сегодня на уроке мы с вами обобщили тему «Площади» и систематизировали основные формулы с помощью приема «Кластер», увидели практическое применение данной темы для решения задач, применили знания при решении задач ЕГЭ.
Работа по закреплению данной темы будет продолжаться, так как в нашем кластере остались не заполненные места и вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.