Текстовые задачи играют важную роль в процессе обучения математике в школе. Они позволяют проверить не только владение определенными математическими операциями, но и умение анализировать, рассуждать, делать выводы, проверять правильность полученного результата, применять знания в нестандартной ситуации, т.е. развивают логику мышления.
Вааг Марина Александровна,
Учитель математики многопрофильной гимназии №41 имени А.Пушкина,
г.Тараз,Республика Казахстан
2605@mail.ru
miledi
Методическая разработка урока по математике
«Решение текстовых задач»
Аннотация. В статье рассматривается описание креативного урока по системе
непрерывного формирования универсальных учебных действий на уроках
математики. Представлена разработка креативного урока в соответствии со
структурой креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ
ТРИЗ разработаны все блоки урока. Рассматривается решение практических и
творческих задач в соответствии с выбранной темой.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, творческие задания,
развитие творческих способностей, формирования креативной компетентности
учащегося.
Текстовые задачи играют важную роль в процессе обучения математике в
школе. Они позволяют проверить не только владение определенными
математическими операциями, но и умение анализировать, рассуждать, делать
выводы, проверять правильность полученного результата, применять знания в
нестандартной ситуации, т.е. развивают логику мышления.
Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми
понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных
связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении
математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы
решения задач являются формами развития мыслительной деятельности. Велика
роль задач в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в
формировании у них умений и навыков в практических применениях математики.
Обобщающий урок представляет собой разработку спаренных уроков по
алгебре в 9м классе по теме «Решение текстовых задач». Данные уроки могут
быть проведены как с целью повторения решения текстовых задач по всему курсу
основной средней школы, так и для подготовки обучающихся к сдаче экзаменов в
9х классах при тематическом повторении.
Разработка урока в 9 классе по теме «Решение текстовых задач».
Цели урока:
дидактические:
повторение, обобщение, систематизация знаний;
проверка уровня усвоения темы;
развитие у учащихся интереса к предмету через решение прикладных задач и
умения применить математические знания в практической деятельности.
психологические:
формирование и дальнейшее развитие познавательных операций по
планированию и прогнозированию учебной деятельности;
воспитательные: формирование логического, системного мышления;
развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций − анализ и синтез,
сравнение, обобщение.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
«Что значит владение математикой?
Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и
требующие известной независимости мышления , здравого смысла ,
оригинальности , изобретательности .»
Д. Пойа.
1. Мотивация. На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о текстовых
задачах.
Задача 1.
В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся
клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов. Кто
хочет поразмыслить по поводу этой задачи? Ведь это всем известная задача.
Задача 2
Мама раздала детям по четыре конфеты, и три конфеты остались лишними. А
чтобы дать детям по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей?
Кто хочет поразмыслить по поводу этой задачи?
Задача 3
Может ли такое быть? Одного человека спросили:
— Сколько вам лет?
— Порядочно, — ответил он.
— Я старше некоторых своих родственников почти в шестьсот раз. Может ли такое
быть? Может, например если человеку 50 лет, а его внуку или внучке 1 месяц.
2. Содержательная часть [1].
Ответьте на вопросы:
Какую формулу следует применить при решении задач на движение? Что в
данной формуле обозначают буквы S, t, v?
Какие величины используют при решении задач на работу? Как можно задать
формулу работы?
Что такое производительность труда и можно ли ее сравнить со скоростью
движения?
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ
Уравнения, которые составляются на основании условий задач на движение,
обычно содержат такие величины, как расстояние, скорости движущихся объектов,
время, а также скорость течения воды (при движении по реке).
Задача 1 . Пароход прошел 4 км против течения реки, а затем прошел еще 33 км по
течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода,
если скорость течения реки равна 6,5 км/ч. [2].
Решение:
Пусть
Тогда
х км/ч – собственная скорость парохода.
(х+6,5) км/ч – скорость парохода по течению.
(х–6,5) км/ч – скорость парохода против течения.Так как против течения пароход прошел 4 км со скоростью (х–6,5) км/ч, то
4
5,6
x
ч. – время движения парохода против течения.
Так как по течению пароход прошел 33 км со скоростью (х+6,5) км/ч, то
33
x
5,6
ч. – время движения парохода по течению.
По условию
4
5,6
x
x
x
решим полученное уравнение
5,6
33
x
5,6
5,6
x
Откуда получаем квадратное уравнение
5,6
x
4
x
1
33
5,6
4
5,6
33
x
0
1
x
5,6
5,6
x
5,6
0
х 2–37х+146,25=0 х 1=4,5 км/ч и х 2=32,5 км/ч.
Осуществим отбор полученных решений.
Через х мы обозначили собственную скорость парохода, при этом скорость
течения реки 6,5 км/ч, поэтому х1=4,5 км/ч не подходит по смыслу задачи (при такой
скорости пароход не выплыл бы против течения). Поэтому, собственная скорость
парохода равна 32,5 км/ч. Ответ: v=32,5 км/ч.
Задача 2 . В заезде на одну и ту же дистанцию участвовали два автомобиля и
мотоцикл. Второму автомобилю на всю дистанцию потребовалось на 1 мин больше,
чем первому. Первый автомобиль двигался в 4 раза быстрее мотоцикла. Какую
часть дистанции в минуту проходил второй автомобиль, если он проходил в минуту
на 1/6 дистанции больше, чем мотоцикл, а мотоцикл прошел дистанцию меньше,
чем за 10 мин? [2].
Рис.1 Условие задачи Рис.2 Решение задачи
Работа в ППС (пары постоянного состава) [3]
Через мультимедийный
проектор выведены на экран тексты задач с
вариантами ответов и предложено ученикам выбрать верный. Выбор обосновать.
1. Из пункта А в пункт В одновременно выехали два попутчика, один со
скоростью 25 км в час, а второй 40 км в час. Если тот, который движется быстрей,
прибыл на 3 часа раньше другого, то найдите расстояние между городами.
А)150 В)180 С)200 Д)220 Е)250
2. Пешеход должен был пройти 9 км с некоторой скоростью, но увеличив этускорость на 2 км в час, он прошел 9 км на 45 мин быстрее. Найдите истинную
скорость пешехода.
А)3 В)5 С)4 Д)6 Е)2
3. Теплоход прошел 4 км против течения реки и затем прошел еще 33 км по
течению, затратив на весь путь 1 ч. Найдите скорость теплохода в стоячей воде,
если скорость течения реки равна 6,5 км в час.
А)33 В)40 С)31 Д)32,5 Е)25
3. Психологическая разгрузка (стихотворение).
Научись встречать беду не плача:
Горький миг – не зрелище для всех.
Знай: душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре,
Предначертан путь нелегкий твой
По спирали радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.
Вдумайтесь в слова этого стихотворения и возьмите себе на вооружение.
4. Головоломки. Математические ребусы
Рис.3 Ребус 1
Рис.4 ребус 2
Рис.5 ребус 3
Ответы: Ребус 1. Задача, ребус 2. аксиома, ребус 3. разность.5. Интеллектуальная разминка.
Старайтесь решать задачи красиво, без лишних выкладок и перебора
случаев. Для математика важна не сумма методов решения задач, но, прежде
всего, математическая интуиция, которая ведет к цели. Давид Гильберт говорил,
что тот, кто может решить следующую задачу в уме без вычислений, тот
прирождённый математик. [4].
Пример. Из чашки с кофе в чашку с молоком перелили ложку кофе, затем
такую же ложку смеси перелили обратно. Чего больше: молока в чашке с кофе или
кофе в чашке с молоком?
Решение. Попробуем угадать ответ. Для этого рассмотрим крайний случай
(это первая идея). Пусть в чашках налито по одной ложке, тогда заберем весь кофе
и получим равномерную смесь. Кофе и молока будет поровну. Всегда ли будет
поровну? Поскольку перелили «туда» и обратно одну ложку, то (вторая идея)
объем жидкости в чашках не изменился. Следовательно, (третья идея) сколько
кофе убыло столько молока прибыло.
Замечание. Объёмы кофе и молока в чашках могут быть неравными, можно
переливать ложку туда и обратно хоть десять раз, можно плохо размешивать
перелитую ложку все равно молока в кофе будет столько же, сколько кофе в
молоке! [4].
6. Содержательная часть
ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ
Содержание задач этого типа сводится обычно к следующему: некоторую
работу, объем которой не указывается и не является искомым, выполняют
несколько человек или механизмов, работающих равномерно, то есть с постоянной
для каждого из них производительностью. В таких задачах объем всей работы,
которая должна быть выполнена, принимается за 1; время t, требующееся для
выполнения всей работы, и р производительность труда, то есть объем работы,
p
1
t
сделанной за единицу времени, связаны соотношением
Задача. Двое рабочих выполняют некоторую работу. После 45 минут совместной
работы первый рабочий был переведен на другую работу, и второй рабочий
закончил оставшуюся часть работы за 2 часа 15 минут. За какое время мог бы
выполнить работу каждый рабочий в отдельности, если известно, что второму для
этого понадобится на 1 час больше, чем первому. [2].
Решение:
Пусть
х – время работы первого по выполнению всей работы.
у – время работы второго рабочего.
По условию х=у–1, и первое уравнение составлено.
Пусть объем всей работы равен 1.
Тогда
1
x
– производительность труда первого рабочего,
1
y
Так как они работали 45 мин.=3/4 часа совместно, то
– производительность труда второго рабочего.
3
4
1
x
1
y
– объем работы, выполненной рабочими за 45 минут.Так как второй рабочий работал один 2 часа 15 минут=2¼=9/4 часа, то
1
9
4
y
– объем работы, выполненной вторым рабочим за 2 часа 15 минут.
3
4
1
x
1
y
9
4
y
1
По условию
Таким образом, мы получили систему двух уравнений
x
3
4
y
1
x
;1
1
y
9
4
y
.1
4
3
y
1
3
4
1 y
Решим ее, для этого выражение для х из первого уравнения подставим во
второе
1
3
y
3
y
12
y
12
4
yy
4
1
2
y
4
y
0
4у2–19у+12=0
и у 2=4 ч.
Из двух значений для у выберем то, которое подходит по смыслу задачи
у1=45 мин., но 45 мин. рабочие работали вместе, а потом второй рабочий работал
1 y
3
4
еще отдельно, поэтому
у у 2=4 ч найдем из первого уравнения первоначальной системы значение х
не подходит по смыслу задачи. Для полученного
х=4–1 х=3 ч.
Ответ: первый рабочий выполнит работу за 3 часа, второй – за 4 часа.
Замечание: эту задачу можно было решить, не вводя вторую переменную у, а
выразить время работы второго рабочего через х, тогда нужно было составить
одно уравнение и решить его.
Решение задач (первые две задачи ученики решают на доске с подробными
комментариями и грамотным оформлением; третью задачу – самостоятельно в
тетради с обязательной устной проверкой составленного уравнения и ответа).
Распечатанные тексты заданий разложены на партах.
1.На посадке деревьев работали две бригады. Первая ежедневно высаживала на
40 деревьев больше. Чем вторая и посадила 270 деревьев. Вторая бригада
работала на 2 дня больше первой и посадила 250 деревьев. Сколько дней работала
каждая бригада? Ответ:3дня,5 дней.
2. Бригада рабочих должна была изготовить 360 деталей. Изготовляя ежедневно
на 4 детали больше, чем предполагалось по плану, бригада выполнила задание на
1 день раньше срока. Сколько дней затратила бригада на выполнение задания?
Ответ: 9 дней.
3. Две бригады, работая вместе, могут отремонтировать шоссе за 18 дней. Если бы
сначала первая бригада, работая отдельно, выполнила всей работы, а затем
вторая бригада оставшуюся часть, то на ремонт всего шоссе потребовалось бы 40
дней. Определите, за сколько дней каждая бригада, работая отдельно, могла бы
отремонтировать шоссе? Ответ:45 дней и 30 дней или 24 дня и 72 дня. [2].
7.КИП Работа в МГ (малых группах) [3].Творческая работа: группам предложено по рисункам составить условия задач.
Рис. 6 задача 1 Рис. 7 задача 2
Домашняя работа.
1. Старинная задача.) Некий юноша пошел Москвы к Вологде. Он проходил в день
по 40 верст. Через день вслед за ним был послан другой юноша проходивший в
день по 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого?
2. Расстояние между двумя городами 900 км. Два поезда вышли из этих городов
навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от
друга были поезда за 1 ч до встрече? Есть ли в задаче лишнее условие?
3. Два каменщика, второй из которых начинает работать позже первого на 3 дня,
могут выстроить стену за 14 дней. Первому каменщику потребовалось бы на
выполнение этой работы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней может
выстроить эту стену каждый каменщик в отдельности?
8. Блок (резюме)
Приём рефлексии.
Учащимся даётся индивидуальная карточка, в которой нужно ответить на вопросы:
Какой этап урока тебе был самым интересным в познавательном плане?
На каком этапе ты почувствовал эмоциональный подъём?
Какой этап урока тебе показался скучным?
Поставь оценку работе всего класса за работу на уроке, можно с комментариями.
Древнегреческий ученый Архимед доказав один из своих законов, воскликнул
Э В Р И К А !
На каждую букву этого слова назовем ассоциации связанные с нашим уроком.
Ссылки на источники
1. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию
творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ //
Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572.
– URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 7749965. – ISSN
2304120X.
2. В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др. Сборник задач по математике
для поступающих в вузы // Под ред. М.И. Сканави. – 6е изд. – М.: ООО
«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и
образование», 2005.– 608 с.
3. Не классноурочное обучение: модели, содержание образования, управление:
Сборник статей / Редакторысоставители В. Б. Лебединцев, О. В. Запятая, Н. М.Горленко, Г. В. Клепец. – Красноярск, 2006. – 124.
4. КанельБелов А. Я., Ковальджи А. К.Как решают нестандартные задачи / Под
ред. В. О.Бугаенко.|4е изд., стереотип.|М.: МЦНМО, 2008.| 96 c.
Vaag Marina Aleksandrovna,
The Math teacher of the multiprofile gymnasium №41 after A.Pushkin, Taraz city,
Republic of Kazakhstan.
miledi2605@mail.ru
Methodical working out of the lesson in mathematics
«Decision of word problems»
Abstract. The article deals with the description of a creative lesson on the formation of the
universal system of continuous learning activities in math class. Presented the
development of creative lessons in line with the structure of a lesson in creative innovative
pedagogical system TRIZ developed all the blocks lesson. The solution of practical and
creative tasks in accordance with the chosen theme.
Keywords: universal learning activities, creative tasks, creativity, formation of creative
competence student.