Разработка урока по географии на тему: Путешествие по Африке 5 класс. Африка - наиболее интересный для изучения материк, поэтому урок проводится в нестандартной форме в виде игры - путешествия. В ходе урока рассматриваются характеристика материка в занимательной форме. на каждом этапе маршрута изучается какая - либо особенность природы и контурной карте отрабатывается географическая номенклатура.разработка урока 5 класс по теме Путешествие по Африке
урок 5 класс.docx
Тема: «Путешествие по Африке»
Класс: 5
Тема «Путешествие по Африке» изучается во втором полугодии в разделе «Путешествие по планете Земля»
Методологическая база:
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно
коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций:
классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной
деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки.
Задачи: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы
материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Африки.
Определять специфику природы и населения Африки, по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме
урока. Выделять специфические черты природы материка. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в
тексте. Структурировать учебный материал. Развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии
Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.
Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и
письменной форме.
Формируемые УУД:
1 Регулятивные УУД:
формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей
деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве
с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать
своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; мультимедийное оборудование, атлас, контурная
карта.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организацион
ный момент
Цель:
мотивирование
учащихся к
учебной
деятельности
посредством
создания
эмоциональной
обстановки;
Приветственное слово учителя:
Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок,
психологически готовятся к
общению.
Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас
видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с
каким настроением мы пришли на урок. На доске
висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и
грустное,
Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое
у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая
музыка, пока дети прикрепляют свои лучики)
Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о
своем настроении. И я надеюсь, что солнышко,
которое у нас получилось, будет нам светить в нашем
путешествии.
Принципы системно
деятельностного
подхода, формируемые
УУД.
Принцип
психологической
комфортности.
УУД: личностные,
коммуникативные.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация на
учёбу, создание ситуации
успеха.
2 Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие
по планете Земля.
Для начала вспомните:
Диалог с учителем.
Отвечают на вопросы
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные
(проблемная подача
учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные,
регулятивные
(самостоятельное
формулирование цели,
планирование,
прогнозирование)
2.Актуализация
знаний
Цель: создать
проблемную
ситуацию,
спрогнозировать
предстоящую
деятельность.
1. Какой материк крупнейший по площади?
2. Какое озеро является самым глубоким в
мире?
3. Чем знаменит Васко да Гама?
4. Кто такие финикийцы?
5. Какие путешествия совершили финикийцы?
Молодцы!
А теперь посмотрите на экран…
(Звучит «Песня Красной шапочки», сл. Ю Михайлова)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!
А в Африке реки вот такой ширины!
А в Африке горы вот такой вышины!
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
Ах, и зеленый попугай!
Ребята Вы догадались, о каком материке идет речь, и куда
мы с вами отправимся путешествовать?
Чем же так удивительна Африка? Что мы о ней знаем? А
что бы вы, еще хотели узнать о данном материке?
Прослушивание отрывка из
песни, с целью поиска и
выделения необходимой
информации;
3 Давайте, определим тему нашего урока.
Формулировка темы урока с
помощью мотивирующего приема
3. Этап
изучения новых
знаний и
способов
действий
Постановка
учебной цели.
Поиск информац
ии
Цель: подготовка
мышления
учащихся и
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению нового
способа действий
Итак, тема нашего урока «Путешествие по
Африке». И в путешествие мы отправимся по
Африке.
Подумайте, какова цель нашего путешествия?
Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни
пригодятся эти знания?
Запишите тему урока в тетрадь.
По рубрике «Вы узнаете» сформулируйте цели
урока:
1. Об особенностях природы Африки.
2. О природных «рекордсменах» материка.
3. О закономерностях изменения природы на
материке.
4. О том, что такое оазис.
5. О том, как выглядят жители Африки.
Нам предстоит ответить на главный вопрос:
Бывает ли в Африке холодно?
И так своё путешествие по Африке мы начнём?
Верно с географического положения материка.
План ГП. 1. Размеры.
2. Океаны и моря омывающие материк.
3. Соседние материки
Учащиеся определяют цель урока
Отвечают на вопросы
Работают с физической картой
полушарий и учебником.
Ученик у доски даёт
характеристику ГП.
Учащиеся отмечают на к/карте
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные,
познавательные,
регулятивные (развитие
внимания учащихся,
монологической речи;
создание благоприятной
атмосферы
заинтересованности;
работа над
формированием
логических умений:
анализ, сравнение,
обобщение, построение
цепочек рассуждений).
4 океаны и моря.
Работают с картой атласа.
Получение информации из текста
учебника и дополнительной
(информации раздаёт учитель.)
Представитель каждой группы
отвечает у доски, показывая
необходимые объекты. Учащиеся
отмечают их в к/картах.
Задают дополнительные вопросы.
Выполняют упражнения
Адрес материка нам известен. Давайте теперь
познакомимся с природой материка. Перед вами
маршрутные листы по мере изучения темы вы их
заполняете.
Задания по группам:
1группа – Горы и равнины материка
2группа – Жарко ли на материке Африка?
3 группа – Реки и озера Африки
4 группа – Растительный и животный мир
Африки. Оазисы.
5 группа – Население материка.
Слово предоставляется представителям из групп.
Во время рассказа 4 группы показ презентаций
учениками: Гориллы, Баобаб
Давайте немножко отдохнём.
Гимнастика для глаз
Северюг, западвосток.
Двигать глазами вверхвниз, влевовправо.
Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Покорчим рожи.
Изобразить мордочки различных животных,
обитаемых на материке.
Рисование носом.
Посмотреть на контур материка, острова, моря,
экономического района. Закрыть глаза. Начертить в
воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с
Физкультка
ЦЕЛЬ: развивать умения
применять новые знания.
УУД: регулятивные
(прогнозировать, слушать
собеседника, умение
выражать свою точку
зрения).
познавательные:
формировать умения
работать с информацией,
с текстом
учебника.выполнять
логические операции
самостоятельно...
Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
5 оригиналом.
Раскрашивание.
Представьте белый контур материка. Мысленно
раскрасьте разным цветом природные зоны материка.
Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.
Круг.
Представить большой круг. Обводить его глазами
сначала по часовой стрелке, потом против часовой
стрелки. При этом можно мысленно называть соседей
экономического района или повторить береговую
линию какоголибо материка.
Прослушав все сообщения, давайте попробуем
ответить на главный вопрос нашего урока:
Бывает ли в Африке холодно?
Пытаются ответить на вопрос
Формулируют собственное
мнение и аргументируют его.
4.Этап
закрепления
изученного,
обобщения и
систематизации
Цель: создать
проблемную
1.Какое место по площади занимает Африка?
2.Частью, каких океанов являются моря, омывающие
Африку?
3. Как называется высочайшая вершина материка?
4.Самая длинная река Африки?
5.Озёра рекордсмены?
6. Почему на материке жаркий климат? Кака он
изменяется с удалением от экватора?
Отвечают на вопросы
ЦЕЛЬ: создать
проблемную ситуацию,
активизировать
имеющиеся знания.
Регулятивные УУД:
осознавать самого себя
как движущую силу
своего научения, свою
способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Личностные:
формирование мотивации
Регулятивные:
целеполагание, контроль
(сопоставление
результата действия с
эталоном)
Познавательные: анализ,
6 ситуацию,
активизировать
имеющиеся
знания.
7.Что такое лианы?
8.Как называются тропические степи Африки?
9.Что такое оазис?
По каким внешним признакам можно отличить
жителя Африки от жителя Европы?
синтез.
5.Этап
подведения
итогов
Цель: подвести
итог
проделанной
работе на уроке.
6.Этап
рефлексии
Цель:
организовать
рефлексию и
самооценку своей
деятельности на
уроке лестница
успеха
Прочитайте ещё раз цели урока. Достигли ли вы
заданных целей?
Сделать вывод.
Беседа с учащимися.
Ребята вам понравилось путешествие по Африке?
Вам было интересно?
У Вас на столе 3 карточки с изображением: жирафа,
слона и оазиса в пустыне Сахара.
С помощью карточек вам предлагается, оценить урок.
Жирафы
означает, что: Мне было не интересно.
означает, что: Урок был интересным, но я
Слоны
испытывал трудности.
Оазис в пустыни Сахара означает, что:
Мне было интересно, легко, я совсем справился.
Самооценка.
Взаимооценка.
.Выставление оценок.
Учащиеся делятся
впечатлениями от проделанной
работы, отмечают трудности,
которые у них возникли в ходе
ответов на уроке.
Отвечают на вопросы учителя.
Оценка результатов деятельности –
определят свое место в освоении
знаний и практических навыков на
данном уроке.
Регулятивные УУД:
осознавать самого себя
как движущую силу
своего научения, свою
способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Карточки с
изображением: жирафа,
слона и оазиса в пустыне
Сахара.
.
7 П.22. вопр стр.119, Отметить на контурной карте
географические объекты. Выберите домашнее задание:
1) Составить кроссворд по теме «Африка» .
2) Составить памятку путешественнику,
отправляющемуся в Африку.
3)Разработать маршрут экскурсии по карте «Рекорды
материка»
Записывают д/з.
7. Этап
информации о
домашнем
задании
Цель: назначение
вопросов и
критерии
домашних
заданий самими
учащимися.
Маршрутный лист
Фамилия
Имя
(контурная карта Африки, стр.12)
Вспомним правила оформления контурной карты
Для точности нанесения, используем физическую карту атласа.
1. Работа с физической и контурной картой.
8 На контурной карте Африки карандашом обозначьте:
1. Океаны, омывающие материк;
2. Моря: Средиземное и Красное;
3. Гвинейский залив;
4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;
5. Остров Мадагаскар,
6. Полуостров Сомали.
7. Пустыни Африки – Сахара;
8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;
9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;
10. Озёра: Виктория, Танганьика.
2.Восстановитьте текст.
Африку почти посередине пересекает …(экватор)… и поэтому она находится в …(северном)…и…(южном)… полушариях.
Нулевой меридиан пересекает Африку в …(западной)…части и она расположена в …(западном)..… и …(восточном)… полушариях.
Африка удалена от всех материков, кроме …(Евразии)……
Африку омывают …(Атлантический)…. и …(Индийский)…. океаны.
В Африке находится величайшая пустыня………... .
Самая высокая вершина материка ………. . В Африке протекает самая длинная река ………… . Самое большое озеро в Африке ………… . По мере
удаления от экватора климат становится ………… . тропические степи в Африке называются ………….. .
В саваннах можно встретить самых крупных животных ………………………… . В реках встречаются ………, в степях …………, ………….. .
В Африке население отличается …………. или ………. кожей.
Проверьте правильность ваших ответов. Оцените вашу работу.
9 10
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Разработка урока по географии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.