В ходе данного урока продолжается изучение основных особенностей природы материка. Задания и практические упражнения направлены на систематизацию изученного материала по климатическим поясам Земли, а также на определение зависимости и взаимосвязи между компонентами природы данного континента.
При подготовке к уроку класс следует разделить на 3 рабочие группы. Каждой группе дается задание по подбору данных и интересных сведений по определенному климатическому поясу Африки.
климат африки Е.С. Дунина.doc
Дунина Е.С.,
Учитель географии
МОУ гимназия №1 города Волгограда
Климат Африки (7 класс)
программа под. ред. И. В. Душиной ( М.: Дрофа)
Методический комментарий.
Планируемые результаты:
Предметные: Объяснение влияния каждого климатообразующего фактора на
формирование климата материка; на распределение температур и осадков.
Выявление по карте влияния подстилающей поверхности, морских течений на климат
отдельных территорий. Составление характеристики климата климатических поясов и
областей. Чтение климатограммы. Оценка климата материка для жизни и хозяйства людей
Метапредметные: Умение определять взаимозависимость основных компонентов
природы. Оценка климатических условий для жизни и развития африканских народов на
основе сопоставления ареалов с данными климатограмм и описанием климата этого
района, составленным по плану.
Оборудование:
1. учебник А. Коринской, И. В.Душиной, В. А.Щенева. География материков и океанов, 7
класс – М.: Дрофа.
2. Атлас для 7 класса изд. Дрофа
3. Карты: «Климатическая карта мира»; «Климатическая карта Африки; « Физическая
карта Африки».
4. Мультимедийная презентация «Климат Африки».
5. Фрагменты фильма «Климатические пояса Земли».
6. Таблицы, климатограммы
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания по теме: Рельеф Африки.
Учитель: Ответьте на вопросы:
1) Назовите и покажите на карте преобладающие формы рельефа Африки.
2) На какие две части можно разделить материк по формам рельефа? Как различается
рельеф этих районов?
3) В каких частях находятся горы? Определите их возраст.
4) Почему высшая точка Африки вулкан Килиманджаро находится в пределах
платформы, а не складчатой области, как на других материках?
5) Какое влияние будет оказывать рельеф на формирование других компонентов
природы: климата, внутренних вод, природных зон.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Вступительная б е с е д а : Чтобы дать полную характеристику природы материка
какие компоненты следует еще рассмотреть?(климат, внутренние воды, животный и
растительный мир)
Назовите от чего зависит формирование климата на определенной территории? (от
климатообразующих факторов).
назовите основные климатообразующие факторы (географическая широта,
подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс).
Учитель : Давайте вспомним особенности географического положения Африки. Учащиеся отвечают у доски по карте, называя основные особенности географического
положения континента. (Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая
часть материка лежит между двумя тропиками. На севере материк более
вытянут с запада на восток, чем на юге. и т.д.)
Работа с картой «Климатическая карта мира» (стр.12)
Учитель:
Какие климатические пояса выделяются на Земле?
(учащиеся
перечисляют все климатические пояса.)
по каким показателям климатические пояса делят на основные и переходные? ( по
господствующим воздушным массам).
экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический.
определите в каких климатических поясах расположен материк Африка. (
Работа с картой «Климатическая карта Африки» ( атлас, стр.25)
Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади и самые
маленькие площади. (самые большие площади занимают тропический пояса и
субэкваториальный пояс)
Учащимся предлагается по картам определить: самые жаркие пояса; самые влажные
пояса; самые засушливые пояса; пояса, где самые низкие температуры воздуха зимой).
Работа с картами атласа на стр.25
Учитель: Давайте с помощью карт заполним таблицу:
«Климатические пояса Африки» (экваториальный пояс заполняем вместе). Просмотр
фрагмента экваториальный пояс из фильма: « Климатические пояса Земли».
Класс делится на 3 группы, каждая группа выполняет свое задание.
1я группа – характеристика субэкваториального климата,
2я группа – характеристика тропического климата
3я группа – характеристика субтропического климата.
В ходе работы должна получиться таблица со следующими показателями:
«Климатические пояса Африки»
Климатический
пояс
Экваториальный
Воздушные
массы
В течение всего
года – ЭВМ
Давление
Н
Субэкваториальный
тропический
субтропический
Летом ЭВМ
Зимой ТВМ
ТВМ
Летом ТВМ;
зимой –
Умеренные
Летом Н;
зимой В.
В
Летом В
Зимой Н
Выступления учащихся.
Средние
Т лета; Т зимы
+24+25˚ в
течение года
лето +2425˚
Зима + 18+24˚
Лето+32˚зима
+16˚+18˚
Лето +2528˚
Зима+8˚
Колво осадков
Много осадков
в течение всего
года
Лето влажное,
зимасухая
Сухой климат
Лето сухое,
зима влажная Один человек от группы дает характеристику своего климатического пояса. После его
выступления остальные учащиеся, дополняют характеристику климатического пояса
интересными фактами и примерами, заранее подготовленными дома.
( после выступления 2 группы просмотр фрагмента тропический пояс)
Учитель: Что такое климатограмма и что можно узнать по данному графику? ( Климатограмма
графическое изображение годового хода двух какихлибо элементов климата,
обычно температуры и осадков).
Работа с климатограммами Африки (учебник «География» 7 класс).
План работы с климатограммой:
1. Выявите ходовой ход температур. Чему равны средние показатели июля и января.
Какова годовая амплитуда температур.
2. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим
выпадения в течение года.
3. Определите тип климата.
Работа в группах. Каждая из 3х групп получает задание охарактеризовать и определить
тип климата по одной из климатограмм (учебник «География» 7 класс).
После подготовки каждая группа называет тип климата по климатограмме и
объясняет ход рассуждений. ( 1 климатограмма экваториальный климат, 2
климатограмма – субэкваториальный северного полушария, 3 климатограмма
тропический северного полушария).
III. Закрепление материала. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.
1. Докажите, что Африка самый жаркий материк земной шара.
2. В каком поясе всегда лето?
3. Почему в тропических поясах распространен сухой пустынный климат?
4. В каких поясах от времени года зависит наличие или отсутствие дождей?
5. Подумайте, какие районы Африки имеют наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной
деятельности человека климатические условия?
6. Почему в основных климатических поясах погода в течение года заметно не меняется? Почему
она меняется в переходных поясах?
7. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня Сахара или Калахари?
Практическое задание: На карту Африки на доске нанесите основные показатели
климата, характерные для разных климатических поясов. (учитель подготавливает
небольшие карточки с показателями температуры, давления, осадков. Учащийся
должен определить к какому климатическому поясу относится данный показатель и
правильно прикрепить на карту Африки, с помощью магнита).
IV. Подведение итогов, оценка работы. Каждой группе предлагается оценить свою
работу и работу других групп.
Разработка урока по географии : "Климат Африки".
Разработка урока по географии : "Климат Африки".
Разработка урока по географии : "Климат Африки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.