Разработка урока по географии "ИК" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока по географии 9 класса к разделу "Межотраслевые комплексы". Учебник Ром, Дронов. "География. Население и хозяйство." Итоговый урок. Защита проекта- опережающего разноуровнего задания. Предусмотрена групповая работа обучающихся при которой возможно распределение задач внутри групп в зависимости от способностей каждого ее члена.
Иконка файла материала Тема урока.docx
Тема урока «Инфраструктурный комплекс». Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности  средствами технологии проблемного и проектного обучения, исследовательской  деятельности.  Тип урока: урок комплексного применения знаний Форма урока: защита проектов   Цели урока:  Образовательная цель – отработать понятия: инфраструктурный комплекс, услуга;  познакомить учащихся видами услуг и учреждений, их роли и значении, продолжить  формирование умений и навыков работы с планом поселка Восточный. Воспитательная цель – воспитание бережного отношения к своей малой родине  (п. Восточный), способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения воспитание чувства  коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи, доброжелательности,  трудолюбия.  Развивающая цель – развитие умения выделять существенные признаки; делать  обобщающие выводы; творчески подходить к решению задач, умение планировать, свои  действия развитие инициативы, уверенности в себе, способствовать развитию речи  учащихся, способствовать формированию и развитию познавательного интереса  учащихся к предмету.  Методы и приемы: исследовательский метод, метод проектов Методы по типу познавательной деятельности учащихся: продуктивный,  творческий. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая. Здоровье и психосберегающая среда обеспечена через создание оптимальных условий  для проведения урока; интересными формами изучения материала, смену видов  деятельности, соблюдение санитарно­ гигиенических требований  Структура урока:  1.Организационный момент. (3­5 мин.) (Орг.момент урока направлен на проверку  готовности учащегося к уроку, на сообщение темы, цели урока, постановка проблемы,  быстрое включение учащихся в деловой ритм) В начале урока был задан вопрос:  Какие проблемы существуют в сфере услуг поселка? План. 1 Изучение и классификация учреждений   нематериальной сферы и виды услуг  п. Восточный 2 Составление плана п. Восточный. 3. Анализ полученного плана­схемы.4. Социологический опрос населения. Анализ. 5. Проектирование своего предприятия нематериальной сферы поселка 2. Защита проектов (по 5 мин. каждой группе).   Ребятам 9 классов была дана практическая работа по изучению инфраструктуры своего поселка, состоящая из трех больших этапов. Девятиклассники изучали и наносили на   план   поселка   предприятия   сферы   услуг,   составляли   таблицу,   классифицировали учреждения   по   видам   услуг,   анализировали   сложившуюся   систему   их   размещения, высказывали   критические   замечания,   находили   проблемы   и   объясняли   причины   их возникновения,   а   также   моделировать   свой   вариант   оптимального   размещения учреждений  нематериальной сферы. Продуктом деятельности созданных групп является презентация, в которых ребята  отразили все результаты своего исследования. Особенно поразили представленные фото  и видеоматериалы всех объектов сферы услуг нашего поселка и видео – опрос населения. Решая проблемную задачу, каждый обучающийся  может высказывать любую гипотезу,  что учит не только мыслить, но, и аргументировано, доказательно, грамотно высказывать  свои мысли, учит нестандартному мышлению и развивает коммуникативные навыки, а,  следовательно, по Выготскому, и интеллект. Такой подход позволяет мне не только на  деле реализовывать основные положения психосберегающей технологии, но и  ненавязчиво побуждать своих ребят работать в зоне ближайшего развития, без чего  немыслим их интеллектуальный рост. Проектная деятельность  «Я моделирую». Детям  предлагается выступить в роли градостроителя. Задание таково: каждой группе создать  свой проект учреждения сферы услуг для нашего поселка, а также обосновать свой  выбор. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между  теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной  деятельностью. Создаются предпосылки для формирования и развития у школьников  познавательного интереса, творческого мышления; способность организовывать  самостоятельную творческую работу. На данном этапе были использованы такие  особенности личностно­ ориентированного урока, как возможность для самопроявление  учеников и создание ситуации успеха – это проявилось в том, что все учащиеся смогли  продемонстрировать свою работу, защитить свои проекты, почувствовать свою  значимость в группе. 3. Заключительная часть урока (10­15 минут) 3.1 Подведение итогов урока детьми и учителем. Задача этого этапа подвести итог  урока сообщить о достижении цели урока.  Заключительный этап урока направлен на подведение итогов, оценка работы в три  этапа. Капитаны – по степени участия в общей работе группы, оценка и защита  собранного материала. Работа учащихся оценивалась с подведением итогов в конце  урока, что обеспечило наличие эффективной обратной связи. (Дается объективная  оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся  на уроке);  выставляются отметки в классный журнал и в дневники обучающихся. Рефлексия.Прошу подвести итог работы на уроке по группам, отвечая на вопросы: 1. Сегодня на уроке меня больше всего поразило… 2.Меня на уроке удивило…  3.Мне больше всего запомнилось… 4. Для себя я сделал следующее открытие…  По цепочке каждая группа отвечает на вопросы, анализируя свою деятельность  3.2. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.  Выполнил задание №п.п Фамилия имя  1 2 3 4 5 6 1. Капитан команды оценивает работу всех ее членов. 2. Оцени работу другой группы: Что получилось, удалось? Что не получилось? оценка 3. Подведите итог (продолжите фразу) 1. Сегодня на уроке меня больше всего поразило,… удивило… 2. Мне больше всего запомнилось… 3. Для себя я сделал следующие выводы… 4. Оцени свою работу на уроке.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СФЕРЫ  В СВОЕМ МИКРОРАЙОНЕ ГОРОДА Приложение Цели проведения работы 1. Закрепить знания о видах услуг и учреждениях (предприятиях) нематериальной сферы. 2. На конкретных примерах показать, что правильная система обслуживания жителей учитывает  особенности размещения населения и его состава. 3.  Закрепить  умение  составлять   план,  картосхему  своего  района  со  специальными   обозначениями, классифицировать предприятия и учреждения по видам услуг (в форме таблицы, определенным цветом пунсона). 4.   Анализировать   сложившуюся   систему   размещения   предприятий   и   учреждений   нематериальной сферы, высказывать критические замечания, моделировать свой вариант оптимального размещения. Оборудование рабочего места  Бумага, цветные, карандаши, схема микрорайона. Вариант А 1.   Составьте   таблицу   учреждений   нематериальной   сферы   вашего   микрорайона (табл. 6), используя предложенный перечень. Таблица  Виды учреждений Общее число Виды услуг I I Topговые Бытовые Образовательные и культурные Научные Медицинские и  оздоровительные спортивные Другие Перечень   видов   учреждений:  школа,   детский   сад,   ясли,   аптека,   поликлиника, спорткомплекс,   стадион,   театр,   кинотеатр,   концертный   зал,   магазин,   почта,   банк,   мастерские (разные), рынок и др. 2. Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой ­ старшие в семье. 3. Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав  они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)? Вариант Б Составьте   картосхему   или   план   своего   микрорайона.   Пунсонами   разной   окраски   укажите размещение учреждений нематериальной сферы. Выделите места их концентрации. Чем   можно   объяснить   сложившийся   рисунок   размещения   предприятий   и   учреждений нематериальной сфер? Вариант В 1.  Изучите составленную  картосхему или план (вариант Б). Составьте проект дальнейшего развития учреждений нематериальной сферы, который позволил бы стать микрорайону более привлекательным для вас и ваших сверстников. Разместите предложенные вами объекты на плане (картосхеме). 2. Проведите социологическое исследование среди взрослого населения вашего микрорайона. Выявите,   какие   учреждения   социальной   сферы   отсутствуют   вообще,   а   какие   неудачно расположены.