Урок географии в 6 классе по ФГОС. Тема:" Атмосферное давление". Учащиеся самостоятельно по группам отвечают на поставленные вопросы, проводят опыты и делают выводы. При этом используют карточки с заданиями. В конце урока заполняют оценочные листы.Оценивают работу каждого ученика.Подводят итоги работы на уроке.Разработка урока географии.
Атмосферное давление. Урок географии в 6 классе.
Баранникова Н.Г., учитель географии,
Россия, Забайкальский край,
Приаргунский район,
МБОУ Досатуйская СОШ ,
barannikovang@mail.ru
I. Целевая установка урока:
1. Формирование представлений об атмосферном давлении.
II.Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с атмосферным давлением.
2 Рассмотреть причины изменения атмосферного давления.
3.Раскрыть роль влияния атмосферного давления на здоровье человека.
4.Сформировать представления о значении атмосферного давления
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных
действий на основе тематического содержания урока..
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
III. Планируемые результаты:
1. Предметные:
Давать определение терминов, понятий по тематике урока; объяснять
причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой;
устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры;
определять и рассчитывать атмосферное давление; работать с
тематическими картами; измерять атмосферное давление с помощью
барометра.
2. Метапредметные ( личностные УУД):Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и
неоднозначных ситуациях( учебных), опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности; осознавать свои эмоции.
3. Личностные:
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него,
сформировать учебно познавательный интерес к изучению географии;
понимание закономерностей изменения атмосфернрго давления во
времени и пространстве, влияние атмосферного давления на здоровье
человека .
Оборудование:
настенная карта , атласы для 6 класса;
карточки с географическими задачами для индивидуальной работы;
дополнительные карточки , оценочные листы;
учебные наглядные таблицы: барометр анероид, ртутный барометр и их
устройство;
стакан с водой, воронка, лист бумаги, картон, газета – для проведения опыта;
учебник Е.М. Домогацких “Физическая география”, рабочая тетрадь;
презентация.
План изучения нового материала:
1. Что такое атмосферное давление.
2. Как измеряется атмосферное давление.
3. Как изменяется атмосферное давление с высотой.
4. Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания
земной подстилающей поверхности.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности. Прозвенел для нас звонок начинается
урок. Ровно встали, подравнялись, улыбнулись. Тихо сели. Проверили
готовность к уроку. Настроились на урок.
2. Актуализация знаний учащихся
Используя опорную плансхему по теме “Атмосфера” и рисунок “Строение
атмосферы” ( презентация), учащиеся отвечают на вопросы, поставленныеучителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на
предыдущих уроках:
Какую тему мы изучаем?
Что такое атмосфера?
Какие характеристики погоды мы даем? От чего зависит t воздуха?
Дать характеристику погоды по дневнику наблюдений , сделать выводы о
погоде.
3.Открытие новых знаний.
Демонстрация опыта (воронка с водой, лист бумаги).
Учащиеся определяют тему урока - атмосферное давление.
Ставят задачи на урок.
Учитель: В ходе изучения нового материал, вы должны найти ответ на
следующие вопросы:
2. Что такое атмосферное давление?
3. Как измеряется атмосферное давление?
4. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
5. Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания
земной подстилающей поверхности?
Для работы и ответа на вопросы, вам необходимо объединиться в 5 групп
метеорологов синоптиков. Эти слова произошли от греческихслов, и имеют
следующие толкования: “Метеора” атмосферные явления; “Синоптик”
способный всё обозреть.
Первая группа готовит ответ на вопрос: Что такое атмосферное давление?
Вторая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения
атмосферного давления и его устройство?
Третья группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление?
Четвёртая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление
с высотой?Пятая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление от
нагревания подстилающей поверхности?
Для работы в группах вам даны карточки, в которых поставлена цель работы,
план работы, вопросы и географические задачи, на которые вы должны дать
ответ, а также оборудование необходимое для выполнения практической
работы.
Самостоятельная работа в группах (в течение 56 минут):
изучение и выполнение заданий, ответы на вопросы и решение географических
задач, описанных в полученных карточках.
Необходимые выводы, к которым должны прийти учащихся в процессе
самостоятельной работы в группах:
Первая группа метеорологов (карточка № 1) проводит опыт с картонкой и
газетой. В ходе работы участники группы должны сделать следующий вывод:
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на окружающие
предметы. Учащимися делается запись в тетради.
Вторая группа метеорологов (карточка №2) должна приготовить рассказ об
изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисте
Торричелли примерно следующего содержания: “Ртутный барометр был
изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелистом
Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её
открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какоето количество ртути
вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов
Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного
воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться
ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения
давления”. Показывают рисунок– ртутный барометр, портрет ученного.
Третья группа метеорологов (карточка №3) должна подготовить выступление
по теме “нормальное атмосферное давление” следующего содержания:
“Нормальным давлением принято считать давление 720 мм ртутного столба.
Оно определяется на уровне моря на 45 параллели при температуре 0
градусов С. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором
барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть”. Показывают
прибор – барометр – анероид,. Называют и показывают карточкуопору с
обозначением современной единицы измерения атмосферного давления
гектопаскаль (гПа).
Все учащиеся записывают в тетрадях: барометр анероид, 1013гП среднее
атмосферное давление.Четвёртая группа метеорологов (карточка №4) работает по рисунку, готовит
ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой. Делает соответствующий
вывод: с высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление
понижается. Дополнительная информация от учителя: На каждые 10,5 м
вверх давление понижается на 1 мм рт. ст. В ходе работы над
географическими задачами, учащиеся должны дать следующие ответы: “С
высотой давление понижается”, «Выше расположен поселок А, в котором
атмосферное давление равно 748 мм рт.ст. , а в поселке В740 мм рт. ст.»
Пятая группа метеорологов (карточка №5) по таблице показывает и
сравнивает, как изменяется атмосферное давление, в связи с изменениями
температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается
температура воздуха, то атмосферное давление понижается. (Вывод
записывают в тетради).
Выступление участников групп (в течение 5ти минут). Представители от
групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все
учащийся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой
исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости
корректирует правильность сообщений, дополняет.
4. Физкульминутка. (презентация)
5 Первичная проверка понимания.
Учитель раздает учащимся географические задачи, записанные на
индивидуальных карточках. Учащиеся зачитывают задачу вслух и дают
ответы.
1. Вы отдыхаете в лагере, который расположен в лесу. Вы идете через луг
на речку. Где атмосферное давление выше: над лугом (Нд) или лесом
(Вд)?
2. Жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим
атмосферное давление над сушей (Нд) и рекой (Вд). Будет ли оно
одинаково? Почему?
3. Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное
давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших
собственных наблюдений.
6.Первичное закрепление.
Тест в рабочей тетради.7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание : & 17 зад. на с 118 или составить задачу на тему
“Атмосферное давление”.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Заполняют оценочные листы.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам понравилось на уроке? Почему?