Разработка урока по географии на тему "Вулканы"
Оценка 4.8

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
5 кл
01.06.2017
Разработка урока по географии на тему "Вулканы"
Видеоролик "Типы вулканов по строению"
Публикация является частью публикации:
17.11 Конспект урока по географии 5 класс Вулканы..docx
ФИО Место работы Должность Предмет Класс ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  Вулканы Земли Ножнина Оксана Васильевна МБОУ « Лойгинская СОШ» учитель географии  география 5 Тема и номер урока в теме Вулканы Земли, урок №10 Базовый учебник Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014г. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Цель урока:создать условия для формирования  знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов; обеспечить усвоение учащимися  новых понятий  и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан,  магма, лава. 9.Планируемые результаты:   предметные  знать строение вулкана, их виды;  уметь  устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;  объяснять причины возникновения вулканов; приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;  определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту. личностные  осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней; создание упрощенной схемы вулкана. 1 метапредметные  умение находить в разных источниках и анализировать информацию   умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы 10. Тип урока      урок открытия новых знаний 11. Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная 12. Необходимое техническое оборудование персональный компьютер, мультимедийный проектор 13. Структура и ход  урока      Этапы урока 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Действия учителя Действия учащихся Подготовка класса к року.  Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо под рукой! Сядьте правильно все за парты свои, Ведь урок географии  начинаем мы! Проверка домашнего задания. ­ О чём мы с вами говорили на нашем  последнем уроке?(О ВНУТРЕННЕМ  СТРОЕНИИ ЗЕМЛИ) Обучающиеся готовят своё рабочее место. (Ученики отвечают  на вопросы учителя. За каждый верно данный ответ ученик получает 1 балл) Личностные результаты Учебно­  познавательны й интерес к  географии Предметны е результаты Знать  основные  правила  работы в  кабинете  географии Метапредметн ые результаты Умение  работать с  атласом,  учебником и  раздаточным  материалом 2 Учитель просит выполнить тест: ­ приложение № 1 Учитель предлагает обучающимся  подготовить своё рабочее место и  познакомиться с раздаточным материалом. 2. Мотивация к учебной  деятельности ­ Земные недра человечеству практически недоступны. Обучающиеся, отгадывая  загадки, формулируют тему урока И поэтому они таят в себе  очень много  загадок,  которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места,  где можно заглянуть  в земное “нутро”  и даже потрогать вещество,  только что поднятое из глубин Земли.  Учитель предлагает обучающимся  совершить  путешествие в глубины литосферы ­ Сегодня мы начнём  знакомство с Умение  сформулироват ь тему урока  Понимание  роли и  значения   географическ их знаний Определять  явление  природы по  просмотрен ному  видеосюжет у процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав загадки.  Учитель загадывает обучающимся загадки. 1. Носит бабка  Снежную шапку Каменные бока,  3 Закутанные в облака. (гора) 2. В огне горы родился –  От огня убежал С огнем разлучился  И в небе пропал. (дым)  3. Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь)   4. Знаете ли вы такой географический  объект, который объединял бы все три слова­ отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)  Итак, о каком же природном явлении  сегодня пойдет речь? (о вулканах)  Следовательно , Тема нашего урока “Вулканы” ­ Скажите, а  что вы знаете о вулканах? Определение цель и задач урока. ­Достаточно ли тех знаний  о вулканах,  которые у вас имеются?  Какую же цель мы с вами поставим на урок?    ­ А какими путями мы с вами пойдём,  которые  позволят нам достигнуть  поставленную цель? 3. Понимание   важности  изучения  данной темы  урока Ставить  цель урока   и задачи. Умение ставить цель урока под  руководством  учителя Цель: получить знания  о  вулканах и вулканической  деятельности.. Формулируют 1 задачу:  Изучить внутреннее  строение вулкана 2 задачу: Узнать типы  вулканов. 3 задачу: Определить  географию вулканизма  4 (определить место  расположения вулканизма ) 4 5. Актуализация знаний ­ для начала мы с вам и  узнаем откуда  произошло название «вулкан»? Обучающийся рассказывает  сообщение о происхождении  термина «вулкан» Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах. Изучение нового материала Учитель задаёт вопросы: ­ Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? ­Что вы представляете когда слышите слово вулкан?(записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….) ­ Давайте сами попробуем дать определение слову вулкан. ­ Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике  в словаре терминов (стр. 153). Итак, узнали мы, что такое вулкан?  (да) ­ Далее что нам предстоит выяснить? (строение вулкана) Учебно­  познавательны й интерес  природному  явлению Понимание значимости изучения природного явления Называть  ассоциации, связанные  со словом  «вулкан» Знать признаки вулкана и его отличительн ые черты Умение  мыслить  ассоциативно Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника 5 Вулкан, ребята, имеет особое сторение. Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет, после которого вам предстоит выполнить задание. Смотрим внимательно. ­ А сейчас откройте рабочие тетради на стр. 19  найдите задание  нарисуй  схему строения вулкана   выполните это задание и   используя учебник  стр. 35  дайте определение  каждой части вулкана. ­ Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да) ­ Опрелили строение вулкана? (да) Учебно­ познавательны й интерес к изучаемой теме Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание в рабочей тетради на стр. 19 (нарисуйте схему, показывающую строение вулкана) Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана Умение работать с тестом и рисунком в учебнике 6 - Переходим к решению второй задачи.  Для этого я вам предлагаю сесть группами. ­ Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.   После просмотра видеоролика  «Типы  вулканов», каждой из групп будет  предложено выполнить задание. 1 группе: заполнить схему формы вулканов.  2группе: заполнить схему типы вулканов по  активности. ­ И найти примеры вулканов в атласе. ­ При работе с атласом  с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? ( как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы) ­ А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои  таблички.(Ключевская Сопка,Эльбрус, Этна,Килиманджаро, Везувий и др.) Физкультминутка Мы вулканы изучали И немножечко устали И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть Встали из­за парт все дружно Нам вулкан представить нужно Мы на кратер посмотрели Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов. Работают в контурных картах. Учебно­ познавательны й интерес к изучаемой теме Знать типы вулканов, их обозначения на карте Умение работать со схемой и атласом 7 Всю подошву рассмотрели Левый склон и правый склон До чего вулкан силен Покружили головой Не пора ли нам домой Потянулись вверх друзья Пробежались, но слегка Развернулись все кругом И работать вновь начнем ­  Иногда, ребята,  потухшие вулканы  начинают извергаться.  Пример, такого  извержения можно изучить по картине  Брюллова «Последний день Помпеи». ­Рассмотрите  картину  и представьте себя на месте  героев картины. Расскажите о своих ощущениях? Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения. Ужас, страх, желание спастись Высказывают предположение. Учебно­ познавательны й интерес к изучаемой теме Знать отличие спящего, потухшего и действующе го вулканов  Да ребята при извержении вулканов  гибнут люди, растения и животные;  разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб; изменяется рельеф  Земли СООБЩЕНИЕ  уч­ся о вулкане Везувий. Это отрицательное воздействие вулканов.   ­ Но не смотря на опасность с самых  древнейших времен люди селились вблизи от  Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно­ следственные связи 8 огнедышащих гор.  ­ Как вы думаете почему?  Значит вулканы приносят какую­нибудь пользу? Положительное:  вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;  образуются месторождения полезных ископаемых; продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами. Итак, решили мы с вами вторую задачу? (да) Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего Используя рис. на стр.  39 п.7 в Понимание находиться вулканов на планете Земля? Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?» ­А почему как вы думаете именно здесь? учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения. роли и значения географическ их знаний Давайте посмотрим ёщё один видеоролик «размещение вулканов» ­Решили мы с вами третью задачу? (да) Знать понятие Выявлять причинно­ «Тихоокеан следственные ское огненное кольцо», объяснять причины распростран ения вулканов на побережье Тихого связи 9 ­Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры.. (Демонстрация видео о гейзерах) Демонстрация видеосюжета о гейзерах.  В россии этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол­ ве Камчатка. Контроль за сформированностью знаний. Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары» Рефлексия ­ 6 7 океана Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров Знать Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку Понимание роли гейзеров в жизни людей зрения Обучающиеся выполняют Учебно­ задание и проверяют по ключу. познавательны й интерес к изучаемой теме Учебно­ познавательны основные Выявлять причину образования гейзера Умение правильно сформулироват ь вопрос и объективно другого Умение выражать 10 Прием «Закончи фразу» 1. На уроке я работал (активно \не  активно). 2. Своей работой на уроке я (доволен/ не  доволен) 3. Урок мне показался  (коротким/длинным) 4. Материал урока мне был (понятен/ не  понятен, интересен/ не интересен) Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось) й интерес к изучаемой теме понятия, изученные на уроке отношение к уроку 8 Домашнее задание дифференцированное Обучающиеся записывают домашнее задание Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания: 1.  Прочитать п. 7 , выполнить задание в рабочей тетради на стр. 18, 20 2. Приготовить  презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Сделать макет вулкана. Учебно­ познавательны й интерес к изучаемой теме Знать основные понятия, изученные на уроке Умение планировать выполнение домашнего задания 11 Бланк ответов к тесту«Литосфера» Приложение 1 7 8 9 10 Оценка 3 4 5 6 2 1 Имя Фамилия № задания А Б В Г 1.Оболочка Земли расположенная между ядром и земной корой? А) атмосфера Б) литосфера В) гидросфера Г) биосфера 2. Самую высокую t° вещества имеет: а) земная кора; б) ядро; в) мантия. 3. Эта оболочка Земли подразделяется на материковую и океанскую: а) земная кора; б) ядро; в) мантия. 4..Как называется внутренняя оболочка, расположенная в центре Земли? а) мантия;             б) ядро;             в) земная кора; 5.Расставьте внутренние оболочки Земли в порядке увеличения в них температуры: а) мантия;     б) ядро;    в) земная кора; 6.Частью, какой внутренней оболочки  является литосферная плита? а) мантия;     б) ядро;    в) земная кора; 7.В каком состоянии находится вещество мантии?  а)жидком б)твёрдом   г)газообразном 8. Обширные  жёсткие блоки, слагающие литосферу Земли – это… а)щиты  б) литосферные плиты г) мантия 9.Назовите планету земной группы А)Юпитер б) Плутон  г) Земля 10. Наука, изучающая строение земной коры и процессы, происходящие в ней, называется А)естествознание б) геология г) география Критерии оценки: 12 нет ошибок – оценка «5» 1 ошибка ­ оценка «4» 2,3 ошибки ­ оценка «3» 4 ошибки и более ­ оценка «2 Тест проверил:_______________________________________   (Фамилия.Имя учащегося) Тест  Слои «твёрдой» Земли № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ б б а б вба а а б г б 13 Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1 ­ Б Контроль по теме «Вулканы» Составные части вулкана Правильный ответ Варианты ответов 1. Кратер 2. Жерло 3. Очаг магмы 4.Лава 5.Конический вулкан 6. Щитовой вулкан 7. Вулканические бомбы 8.Действующий вулкан 9.Потухший вулкан А  Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана Б  Углубление в верхней части вулкана В  Вулкан с густой лавой и крутыми склонами Г  Самый высокий действующий вулкан России Д  Вулкан, извержения которого прекратились Е  Канал, по которому поднимается магма Ж  Магма, излившаяся на поверхность З  Вулкан, извержения которого повторяются И  Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами 14 10.Ключевская Сопка К  Расплавленная мантия в глубинах Земли 15 №  Отве т  1 2 3 4  5 6  7 8 9 1 0  Б  Е  К  Ж  В  И  А  З  Д  Г   Тест по теме «Вулканы» 16 17 Задание для  I группе.                                                                              Задание для  II группы.                         Посмотрите видео­ролики «Типы вулканов» и  заполните схему. Найдите эти вулканы  в  атласе  ипокажите эти вулканы  на карте полушарий.  Посмотрите видео­ролики «Типы вулканов» и  заполните схему. Найдите эти вулканы  в  атласе и  покажите эти вулканы  на карте полушарий. ВУЛКАНЫ ВУЛКАНЫ                                                          . 18 по форме по активности щитовой потухший Пример: 1.                                Пример: 1. Гавайские острова                                        Пример:                                                  Пример:Килиманджаро 2.                                                                   2. 3.                                                  Пример: ГЕФЕСТ (Вулкан) –бог огненной стихии и кузнечного ремесла, олицетворяющий собой силу и творчество  Облака пепла и газа Строение вулкана Кратер Жерло Лава Боковой кратер Магма Лист самооценки. Тема урока:  Оцени свои знания на всех этапах урока.  Удачи тебе! Ф.И. учащегося Тест  «Литосфера» Работа с определением вулкан и  со схемой «Строение вулкана» Типы вулканов. Работа  по карте полушарий и атласу. Контроль по теме «Вулканы» Оценка за урок Поставьте в каждый раздел, который изучите на уроке  «+», «+», «­».  Критерии оценивания за каждое задание: без ошибок – +                                                                           допущено 2­3 неточности –  +                                                                             более 3 неточностей  –  ­ ИТОГО: 5 « +» оценка 5 Вулканический очаг 4 « +» оценка 4 3 « +» оценка 3  2 «+» оценка 2

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"

Разработка урока по географии на тему "Вулканы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017