Разработка урока по географии "Продовольственная проблема. Пути решения".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с основными проблемами человечества. В ходе выполнения практических заданий и упражнений, учащиеся учатся анализировать, находить взаимосвязь между географическим положением и историческим и политическим особенностями государств, с их уровнем экономического развития, особенностями населения, предлагают пути решения проблемы.
Иконка файла материала Продовольственная проблема.Пути решения..doc
Тема: Продовольственная проблема. Причины и пути решения. 11 класс                         Да, можно, пожалуй, сказать, что назначение человека   как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род,  предварительно  сделав земной шар непригодным для обитания. Ж.­Б. Ламарк Планируемые образовательные результаты Предметные Объяснение причин возникновения  продовольственной проблемы,  география проблемы, различие в  проявлении проблемы по регионам  мира.  Предложение путей выхода и решения данной проблемы.  Работа с картами и статистическими  материалами.  Характеристика глобальной проблемы по определенному плану. Тип урока: Оборудование:  Метапредметные Умение определять, анализировать и  находить взаимосвязь между  расположением государств,  природными ресурсами,  особенностями их исторического  развития, политической обстановкой с уровнем экономического развития  стран и регионов.  Личностные Поставить цель урока, найти средства  и способы для достижения,  поставленной цели урока.  Аргументировано оценивать свои и  чужие суждения, осознавать  целостность и многообразие мира.  Вырабатывать уважительное  отношение к людям. Изучение нового материала. 1. Атлас  изд. Дрофа 2. Карты: « Карта народов мира»; «Количество потребляемых калорий порегионам мира»; «Политическая карта мира». 3. Мультимедийная презентация «Продовольственная проблема мира.  Причины и пути решения». 4. Фрагменты фильма «Голод – самая масштабная проблема мира», «Пути  решения продовольственной проблемы». 5. Таблицы, статистический материал. Учебник:  География 10­11 класс/ Максаковский В.П. –Москва: Просвещение,2014 Деятельность учителя 1 этап. Организационный момент слайд 1 2 этап Актуализация знаний. ­Какие проблемы мы называем  глобальными? ­ Назовите проблемы, которые мы можем отнести к глобальным. Слайд 2­3 Ход урока: Деятельность учащихся Глобальные проблемы человечества ­ это проблемы, касающиеся всего человечества. Они   затрагивают   взаимоотношения   между   странами   мирового сообщества,   отношения   между   обществом   и   природой,   вопросы совместного решения ресурсообеспеченности.  Глобальные   вопросы   требуют   и   глобальных   ответов   –   широкого международного сотрудничества для их решения.   Проблема разоружения и сохранения мира на Земле.  Экологическая проблема, связанная с разрушением природной  среды.  Демографическая проблема, порожденная быстрым ростом  численности населения в развивающихся странах.  Энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью  минерально­сырьевых и других природных ресурсов планеты.  Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Проблема Мирового океана, связанная с уменьшением его  биологической продуктивности и загрязнением.  Продовольственная проблема, связанная с хроническим  недоеданием миллионов людей и голодом во многих  слаборазвитых странах. План характеристики: 1. Актуальность проблемы. 2.География проблемы.  3. Причины проблемы. 4. Влияние на жизнь людей. 5.Пути решения проблемы. 6.Возможные последствия. Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему урока: Тема: Продовольственная проблема. Причины и пути решения. В ходе диалога учащиеся формулируют цель: ­ Определить причины возникновение проблемы и способы ее решения. ­ По какому плану мы даем  характеристику глобальным проблемам  человечества: Слайд 4 3 этап  Создание проблемной ситуации. Почему в современном мире  не только не исчезает проблема голода и  отсталости, но и проявляются в  отдельных регионах мира еще более  ярко? Формулировка темы. Слайд 5 4 этап Целеполагание В ходе беседы, подвести учащихся к  формулировке цели. 5 Этап Изучение нового материала:Задание:  1.Определите суть и актуальность  продовольственной проблемы: слайд 6 Задание: Определите регионы: –  С нехваткой потребляемых калорий;                                                       ­ с нормальным потреблением;                                                     ­ с избыточным потреблением. Слайд 7 Определяют суть проблемы и различие по регионам Продовольственная проблема – это проблема, которая  проявляется в дефиците продуктов питания и недостаточности  их калорийности, в нехватке витаминов и белков животного  происхождения.  (Просмотр фрагмента фильма: «Голод ­ самая масштабная  проблема человечества»).(фрагмент 1) Ученые считают, что медицинская норма калорийности  потребляемой пищи должна быть не меньше 2300­2600 ккал Работа с картой : Количество получаемых калорий людьми в различных регионах мира. Учащиеся работают с картой и составляют таблицу:Задание: Заполнить таблицу по карте. Учитель контролирует работу учащихся. Слайд 8 С нехваткой  потребляемых  калорий Центральная и  Восточная Африка,  Азия, страны Южной Америки. с нормальным  потреблением с избыточным  потреблением Индонезия, Китай,  США, Канада,  Зарубежная Европа,  Россия, Австралия,  ЮАР,Аргентина. Вопрос: Какой вывод можно сделать,  проанализировав информацию,  полученную из данных карты. Слайд 9 Задание: Зная особенности  исторического и экономического  развития регионов, определите причины продовольственной проблемы.(причины  выносятся на доску Беседа: Как проявляется данная  проблема? В ходе обсуждения информации, учащиеся делают вывод:  Наблюдается очевидный разрыв между основными районами  производства и потребления продовольствия и районами, где  страдают от голода и недоедания: США, Канада и Западная Европа имеют избыток продовольствия, а  развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки – их  недостаток.  Учащиеся формулируют причины: Причины продовольственной проблемы: 1. Разница в уровне экономического развития государств. 2. Перенаселение в отдельных регионах. 3.Слабое развитие с/х. 4. Особенности климата. 5. Нестабильная политическая ситуация.Какое влияние оказывает на  жизнь людей? 5.  Задание: Предложите пути  решения продовольственной  проблемы. Слайд 10­11 Задание: Определите разницу в  проявлении проблемы в разных  странах.   Просмотр фрагмента фильма : Пути решения продовольственной  проблемы.(фрагмент 2) Ответ:  Развитие сельского хозяйства – основной путь решения проблемы  нехватки продовольствия. Работа со статистическим материалом и картами. Рассматриваем два возможных направления развития сельского  хозяйства: Экстенсивный путь, который  заключается в дальнейшем  расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.  Интенсивный путь, связанный с непосредственным увеличением  производства продуктов питания, связанным с  интенсификацией  сельскохозяйственного использования территории посредством  механизации, химизации, ирригации, повышения  энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и  болезнеустойчивых сортов и наиболее продуктивных пород скота.  Просмотр фрагмента№3 Развивающиеся страны Развитые  страныПроявление  проблемы Недоедание Голод Болезни Пути решения  проблемы ­Развитие с/х ­Гуманитарная помощь ­повышение  уровня жизни. Проявление  проблемы Ожирение Ухудшение  здоровья Пути решения  проблемы 1.Изменение   образа жизни. 2. Запрет на  использование  ГМО. 3. Правильное,  здоровое  питание Ответы на вопросы и выводы: ­Почему многие из развивающихся стран вынуждены импортировать  продовольствие,    хотя в их экономике ведущее место занимает  сельское хозяйство? ­Какие социально­экономические показатели необходимо рассматривать для анализа продовольственной ситуации в стране? Мы сегодня узнали… Мне было интересно…. Мне было понятно что…… Вызывало затруднение…. Домашнее задание: Подумайте, проанализируйте данные таблицы и определите: 6 .Выводы Рефлексия (итоги урока) Оценка работы учащихся Продолжите фразу:  7. Домашнее задание слайд 12­ Возможные последствия, если продовольственная проблема не  будет решена. Литература: 1. География 10­11 класс/ Максаковский В.П. –Москва: Просвещение,2014 2. Атлас   изд. Дрофа 2017 3. Глобальная география 11 класс/С.Б.Лавров,Ю.Н. Гладкий­ Москва:  4. Москва, Дрофа,2001 5. Коммерческая география 11 класс/Е.С. Плисецкий­ Москва:Аст­Пресс,2010 6. Статистический материал 7. Интернет ресурсы.