На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с основными проблемами человечества. В ходе выполнения практических заданий и упражнений, учащиеся учатся анализировать, находить взаимосвязь между географическим положением и историческим и политическим особенностями государств, с их уровнем экономического развития, особенностями населения, предлагают пути решения проблемы.
Тема: Продовольственная проблема. Причины и пути решения.
11 класс
Да, можно, пожалуй, сказать, что назначение человека
как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род,
предварительно
сделав земной шар непригодным для обитания.
Ж.Б. Ламарк
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Объяснение причин возникновения
продовольственной проблемы,
география проблемы, различие в
проявлении проблемы по регионам
мира.
Предложение путей выхода и решения
данной проблемы.
Работа с картами и статистическими
материалами.
Характеристика глобальной проблемы
по определенному плану.
Тип урока:
Оборудование:
Метапредметные
Умение определять, анализировать и
находить взаимосвязь между
расположением государств,
природными ресурсами,
особенностями их исторического
развития, политической обстановкой с
уровнем экономического развития
стран и регионов.
Личностные
Поставить цель урока, найти средства
и способы для достижения,
поставленной цели урока.
Аргументировано оценивать свои и
чужие суждения, осознавать
целостность и многообразие мира.
Вырабатывать уважительное
отношение к людям.
Изучение нового материала.
1. Атлас изд. Дрофа
2. Карты: « Карта народов мира»; «Количество потребляемых калорий порегионам мира»; «Политическая карта мира».
3. Мультимедийная презентация «Продовольственная проблема мира.
Причины и пути решения».
4. Фрагменты фильма «Голод – самая масштабная проблема мира», «Пути
решения продовольственной проблемы».
5. Таблицы, статистический материал.
Учебник:
География 1011 класс/ Максаковский В.П. –Москва: Просвещение,2014
Деятельность учителя
1 этап. Организационный момент
слайд 1
2 этап Актуализация знаний.
Какие проблемы мы называем
глобальными?
Назовите проблемы, которые мы можем
отнести к глобальным.
Слайд 23
Ход урока:
Деятельность учащихся
Глобальные проблемы человечества это проблемы, касающиеся
всего человечества.
Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового
сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы
совместного решения ресурсообеспеченности.
Глобальные вопросы требуют и глобальных ответов – широкого
международного сотрудничества для их решения.
Проблема разоружения и сохранения мира на Земле.
Экологическая проблема, связанная с разрушением природной
среды.
Демографическая проблема, порожденная быстрым ростом
численности населения в развивающихся странах.
Энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью
минеральносырьевых и других природных ресурсов планеты.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Проблема Мирового океана, связанная с уменьшением его
биологической продуктивности и загрязнением.
Продовольственная проблема, связанная с хроническим
недоеданием миллионов людей и голодом во многих
слаборазвитых странах.
План характеристики:
1. Актуальность проблемы.
2.География проблемы.
3. Причины проблемы.
4. Влияние на жизнь людей.
5.Пути решения проблемы.
6.Возможные последствия.
Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему урока:
Тема: Продовольственная проблема. Причины и пути решения.
В ходе диалога учащиеся формулируют цель:
Определить причины возникновение проблемы и способы ее решения.
По какому плану мы даем
характеристику глобальным проблемам
человечества:
Слайд 4
3 этап
Создание проблемной ситуации.
Почему в современном мире не только
не исчезает проблема голода и
отсталости, но и проявляются в
отдельных регионах мира еще более
ярко?
Формулировка темы.
Слайд 5
4 этап Целеполагание
В ходе беседы, подвести учащихся к
формулировке цели.
5 Этап
Изучение нового материала:Задание:
1.Определите суть и актуальность
продовольственной проблемы:
слайд 6
Задание: Определите регионы: –
С нехваткой потребляемых калорий;
с нормальным потреблением;
с избыточным потреблением.
Слайд 7
Определяют суть проблемы и различие по регионам
Продовольственная проблема – это проблема, которая
проявляется в дефиците продуктов питания и недостаточности
их калорийности, в нехватке витаминов и белков животного
происхождения.
(Просмотр фрагмента фильма: «Голод самая масштабная
проблема человечества»).(фрагмент 1)
Ученые считают, что медицинская норма калорийности
потребляемой пищи должна быть не меньше 23002600 ккал
Работа с картой : Количество получаемых калорий людьми в различных
регионах мира.
Учащиеся работают с картой и составляют таблицу:Задание: Заполнить таблицу по карте.
Учитель контролирует работу учащихся.
Слайд 8
С нехваткой
потребляемых
калорий
Центральная и
Восточная Африка,
Азия, страны Южной
Америки.
с нормальным
потреблением
с избыточным
потреблением
Индонезия, Китай,
США, Канада,
Зарубежная Европа,
Россия, Австралия,
ЮАР,Аргентина.
Вопрос: Какой вывод можно сделать,
проанализировав информацию,
полученную из данных карты.
Слайд 9
Задание: Зная особенности
исторического и экономического
развития регионов, определите причины
продовольственной проблемы.(причины
выносятся на доску
Беседа: Как проявляется данная
проблема?
В ходе обсуждения информации, учащиеся делают вывод:
Наблюдается очевидный разрыв между основными районами
производства и потребления продовольствия и районами, где
страдают от голода и недоедания:
США, Канада и Западная Европа имеют избыток продовольствия, а
развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки – их
недостаток.
Учащиеся формулируют причины:
Причины продовольственной проблемы:
1. Разница в уровне экономического развития государств.
2. Перенаселение в отдельных регионах.
3.Слабое развитие с/х.
4. Особенности климата.
5. Нестабильная политическая ситуация.Какое влияние оказывает на
жизнь людей?
5. Задание: Предложите пути
решения продовольственной
проблемы.
Слайд 1011
Задание: Определите разницу в
проявлении проблемы в разных
странах.
Просмотр фрагмента фильма : Пути решения продовольственной
проблемы.(фрагмент 2)
Ответ:
Развитие сельского хозяйства – основной путь решения проблемы
нехватки продовольствия.
Работа со статистическим материалом и картами.
Рассматриваем два возможных направления развития сельского
хозяйства:
Экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем
расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Интенсивный путь, связанный с непосредственным увеличением
производства продуктов питания, связанным с интенсификацией
сельскохозяйственного использования территории посредством
механизации, химизации, ирригации, повышения
энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и
болезнеустойчивых сортов и наиболее продуктивных пород скота.
Просмотр фрагмента№3
Развивающиеся страны
Развитые страныПроявление
проблемы
Недоедание
Голод
Болезни
Пути решения
проблемы
Развитие с/х
Гуманитарная
помощь
повышение
уровня жизни.
Проявление
проблемы
Ожирение
Ухудшение
здоровья
Пути решения
проблемы
1.Изменение
образа жизни.
2. Запрет на
использование
ГМО.
3. Правильное,
здоровое
питание
Ответы на вопросы и выводы:
Почему многие из развивающихся стран вынуждены импортировать
продовольствие, хотя в их экономике ведущее место занимает
сельское хозяйство?
Какие социальноэкономические показатели необходимо рассматривать
для анализа продовольственной ситуации в стране?
Мы сегодня узнали…
Мне было интересно….
Мне было понятно что……
Вызывало затруднение….
Домашнее задание:
Подумайте, проанализируйте данные таблицы и определите:
6 .Выводы
Рефлексия (итоги урока)
Оценка работы учащихся
Продолжите фразу:
7. Домашнее задание
слайд 12 Возможные последствия, если продовольственная проблема не
будет решена.
Литература:
1. География 1011 класс/ Максаковский В.П. –Москва: Просвещение,2014
2. Атлас изд. Дрофа 2017
3. Глобальная география 11 класс/С.Б.Лавров,Ю.Н. Гладкий Москва:
4. Москва, Дрофа,2001
5. Коммерческая география 11 класс/Е.С. Плисецкий Москва:АстПресс,2010
6. Статистический материал
7. Интернет ресурсы.