Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ЛЕТО»
Ц е л и : продолжить формирование графических умений и навыков;
познакомить с творчеством художников И. Шишкина, В. Поленова; развивать
наблюдательность; воспитывать бережное отношение к живой природе.
О б о р у д о в а н и е : акварельные краски, кисти, палитра, вода, альбом для
рисования, салфетки.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : репродукции картин И. Шишкина «Опушка
лиственного леса» и «Берег моря», В. Поленова «Заросший пруд», образец
педагогического рисунка.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : стихотворение И. Сурикова.
Х о д у р о к о в
I. Организация учащихся.
У ч и т е л ь .
Рисование – не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать –
Затем на бумаге акварелью изображать.
1. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся.
2. С м а ч и в а н и е к р а с о к .
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Скоро, совсем скоро наступит любимое детьми долгожданное
лето – пора каникул, игр, развлечений. С каким нетерпением мы его ждем.
Строим планы, мечтаем. Хорошо бы поехать к бабушке в деревню, ловить
рыбу, ходить по грибы и ягоды, или к морю – купаться, загорать…
И сегодня на уроке мы будем рисовать картину на тему «Лето».
III. Работа по теме урока.
1. З н а к о м с т в о с т в о р ч е с т в о м х у д о ж н и к о в И. И. Шишкина, В. Д.
Поленова.
Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облитыТемные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит.
Только жаворонок
В воздухе звенит.
И. Суриков
О каком времени года рассказал нам поэт? (Ответы учащихся.)
По каким признакам вы узнали об этом? (Ответы учащихся.)
А как художники изображают лето? (Это разноцветье полей, густая зелень
лесов, солнечные небеса, зеркало озер и прудов.)
Картины известного русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина давно
вошли в наше сознание как неотъемлемлемая часть русской культуры.
Художник умел прекрасно воссоздавать бескрайние просторы полей с
золотящимися нивами, могучие дубравы, непроходимые дебри и в то же время
проникновенно рассказывать о каждой отдельной травинке, морщинистой коре
на старом дереве или непритязательных полевых цветах.
Наследие художника огромно.
Это знакомые каждому с раннего детства «Рожь», «Корабельная роща»,
«Лесные дали», с которыми связываются наши представления о родной земле, о
России, о Родине.
Свежестью, непосредственностью живой природы дышат картины Ивана
Ивановича Шишкина. Но за кажущейся легкостью живописи, безошибочностью
каждого мазка стоит огромный труд и знание художником родной природы.
Рассмотрим картины певца русской природы Ивана Ивановича Шишкина
«Опушка лиственного леса» и «Берег моря».
Что изображено на картине «Опушка лиственного леса? (Ответы учащихся.)
По каким признакам мы узнаем, что здесь изображено лето? (Ответы
учащихся.)
Какие цвета и их оттенки преобладают в картине? (Ответы учащихся.)
Как вы думаете, какое время суток показано на картине И. И. Шишкина
«Берег моря»: утро, вечер, полдень? (Ответы учащихся.)
Опишите, что изображено художником на этой картине. (Ответы учащихся.)
Какой цвет и его оттенки преобладает в этой картине? (Ответы
учащихся.)
Какой пейзаж понравился вам больше? (Ответы учащихся.)
А теперь сравним картины Ивана Ивановича Шишкина с пейзажем художника
Василия Дмитриевича Поленова «Заросший пруд».Лето. Полдень. Высоко стоящее солнце заливает своим светом все
пространство. Густые заросли травы, кустарника скрывают линию горизонта.
Небо отражается в застывшей глади пруда. Тишина и покой. Краски передают
ощущение зноя, разлитого в воздухе.
Что общего во всех трех картинах? (Ответы учащихся.)
Чем они различаются? (Ответы учащихся.)
Воссоздавая в своих картинах и рисунках красоту и национальное
своеобразие русского пейзажа, И. И. Шишкин и В. Д. Поленов сумели подметить
и подчеркнуть ее милую задушевность, тонкую цветовую гамму.
Вглядываясь в картины русских пейзажистов, мы ощущаем нечто очень
близкое, родное.
2. У с т н о е р и с о в а н и е .
У ч и т е л ь . Подберите название тому рисунку, который вы хотели бы
нарисовать на тему «Лето». Например, натюрморт «Корзина с вишней», пейзажи
«На берегу реки» или «В деревне». Затем продумайте, что вы нарисуете, и
опишите устно свой рисунок.
Например, я нарисую как мамаутка на тропинке ведет своих утят к речке, и
назову свой рисунок «Дружная семья».
Кто опишет свой рисунок? (Ответы учащихся.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У п р а ж н е н и е «В гости к зайке».
У ч и т е л ь . Ребята, давайте пойдем в лес к зайке. Он давно нас
приглашал.
Зашагали наши ножки
Ходьба на месте с заданием: хлопки впереди, по коленям, на носках, в
полуприседе.
Прямо по дорожке
К зайкиной избушке
На лесной опушке.
Поскачем по дорожке,
Подскоки с поворотом, чередовать хлопки с притопом. Прыжки на одной
и двух ногах.
Меняя часто ножки,
Ручками похлопали,
Ножками потопали.Как лисички, побежали,
Бег на месте на полусогнутых ногах, с остановкой, «вильнуть хвостиком»,
повороты кругом. Чередование разных темпов бега.
Беговые упражнения.
Хвостиками помахали,
Притаились за кустом,
Побежали все кругом:
Побежали все кругом.
А теперь – бегом, бегом –
Мы по лесу босиком.
Вот как быстро мы бежали
И нисколько не устали.
Остановка.
У ч и т е л ь . Дети, отгадайтека загадку:
Прыгает ловко, грызет морковку!
Кто это?
Дети отвечают.
Вот мы пришли в гости к зайке.
IV. Этапы выполнения рисунка на 1м уроке.
1. К о м п о з и ц и я р и с у н к а .
Проводим линию горизонта, отмечаем расположение фигур утки и утят.
(Приложение, рис. 1.)
Проверяем композицию.
2. В ы п о л н е н и е к а р а н д а ш н о г о н а б р о с к а .
1) Легкими линиями карандаша выполняем наброски фигур утят и утки.
2) Рисуем тропинку.
3) Проверяем пропорции. (Приложение, рис. 2.)
V. Практическая работа.
З а д а н и е : выполнить рисунок на тему «Лето» в карандаше.
По окончании работы учащиеся под руководством учителя контролируют
правильность составления композиции, пропорции фигур, исправляют
выявленные недостатки.
VI. Этапы выполнения рисунка на 2м уроке.
1. Р а б о т а с ц в е т о м .На палитре подбираем нужные оттенки цвета. Закрашиваем небо голубой
краской, к линии горизонта делая ее светлее. Затем закрашиваем землю и
фигуры утки и утят. (Приложение, рис. 3.)
2. П р о р и с о в ы в а н и е д е т а л е й рисунка.
Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: глаза, отдельные перья, травинки.
(Приложение, рис. 4.)
Рисунок закончен.
VII. Практическая работа.
З а д а н и е : выполнить рисунок на тему «Лето» в цвете.
VIII. Итог уроков.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
В лучших работах, ребята, вы сумели отразить всю красоту летнего дня.
Глядя на ваши рисунки, я вижу, что за этот год вы научились самостоятельно
составлять композиции, передавать красками настроение.
Домашнее задание: принести репродукцию своей любимой картины и
подготовить по ней рассказ.