Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОВОЩЕЙ
Ц е л и : ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства;
учить выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; развивать
умение анализировать форму и цветовую окраску овощей; воспитывать интерес к
предмету.
О б о р у д о в а н и е :
краски, палитра, кисти, простой карандаш, вода,
салфетки бумажные, тканевые.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : репродукция картины И. Т. Хруцкого «Цветы и
плоды», муляжи или натуральные овощи, образец педагогического рисунка.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : русские народные загадки.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись русской народной песни «Во саду ли, в
огороде».
Х о д у р о к а
I. Организация учащихся.
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение об одном мальчике.
ХУДОЖНИК
Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп – спешит всегда:
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут разобрать.
Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва,
Гдето сбоку голова!
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
– Нет терпенья –
Нет уменья,Нет уменья –
Толку нет!
Н. Грибачев
– О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались
хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что
нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться?
Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за
уменьем.
1. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
2. С м а ч и в а н и е к р а с о к .
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры овощи и
познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом.
III. Рассказ учителя о натюрморте.
1. А н а л и з р е п р о д у к ц и и Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и
плоды».
У ч и т е л ь . Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и
графики, который называется натюрмортом.
Вначале вспомните, что такое «картина». (Ответы детей.)
Картина – произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт),
выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное
значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Книжку с картинками мама купила.
Радости столько у Леночки было!
Ах, до чего же красивы картинки!
В. Калинкин
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять
творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги,
использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь
между объектами, передавать сюжет.
В основе изобразительной грамоты лежит композиция, в задачи которой
входят способы изображения пространства, передача его глубины, цветоведение,
то есть композиция охватывает любую изобразительную задачу.
Обратимся теперь к понятию н а т ю р м о р т а . Этот жанр замечателен тем,
что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какойлибо деятельности,плоды или цветы, – отражаются различные стороны жизни. Происходит это
благодаря ассоциативной природе искусства, его иносказательному смыслу.
Даже в самом простом натюрморте ощущается присутствие человека.
Натюрморт – это картина, на которой обычно изображены различные
предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово
натюрморт в переводе с французского буквально означает «мертвая натура».
Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Трофимович Хруцкий.
Картины И. Т. Хруцкого нарядны и эффектны. Художник пишет пышные
букеты цветов, красивые фрукты – крупные краснощекие яблоки, синие сливы,
лимоны, гроздья винограда, смородины. С большим мастерством написан
художником натюрморт «Цветы и плоды». Цветистая красочная гамма,
тщательная выписанность поверхности предметов, ощущение их объемности,
округлости достигнуто художником с помощью светотени.
Этот натюрморт написан с подлинным мастерством и постоянно привлекает
зрителей.
В центре картины И. Т. Хруцкий расположил вазу с цветами. В богатом по
краскам подборе явно преобладают цветы светлой окраски, особенно желтые.
Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы:
в корзине с персиками и в груде плодов, среди которых выделяется большая
тыква. С огромной тыквы красиво свисает кисть винограда. В глубине справа
поблескивает стеклянный графин, слева видна корзина, полная ягод. И. Т.
Хруцкий мастерски сумел передать нежность цветочных лепестков и
шероховатость листьев,
Художник
великолепно нарисовал грубоватую кожуру тыквы и чуть пористую лимона,
матовую поверхность груши и блестящую яблока, изобразил виноград как бы
налитый прозрачным соком. Не менее блистательно написаны вазы и стакан,
наполненный чистой прозрачной водой, в которой плавает аппетитная долька
лимона.
пушистую поверхность персиков.
Понравился ли вам натюрморт «Цветы и плоды»? (Ответы учащихся.) Что
вам больше всего понравилось в картине Ивана Трофимовича Хруцкого?
(Ответы учащихся.)
На прошлом уроке вы рисовали фрукты. Как можно назвать ваш рисунок?
(Ответы учащихся.)
IV. Работа по теме урока.
1. Б е с е д а «Что будем рисовать?».
У ч и т е л ь . Сегодня мы нарисуем натюрморт, на котором будут изображены
овощи. Отгадайте, какие овощи будут служить нам натурой:Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали.
(Морковь.)
Промеж гор,
Промеж дол
Ленится Егор –
В зеленом халате.
(Огурец.)
Ягода красна, ягода вкусна –
Режь да соли?! Ешь да хвали!
(Помидор.)
Правильно, мы сегодня будем рисовать морковь, огурец и помидор.
2. О п р е д е л е н и е ф о р м ы о в о щ е й .
У ч и т е л ь . Рассмотрим форму каждого из овощей, которые будут служить
нам натурой.
Какую форму имеет морковь? (Морковь имеет форму треугольника.)
Какую форму имеет огурец? (Огурец имеет форму прямоугольника, у
которого закруглили углы.)
А какую форму имеет помидор? (Помидор тоже имеет форму
прямоугольника, только снизу и сверху он приплюснут.)
3. О п р е д е л е н и е ц в е т а о в о щ е й .
У ч и т е л ь . Как вы уже знаете, прежде чем приступить к рисованию,
необходимо внимательно изучить цвет предметов, которые нужно изображать.
Рассмотрим цвет наших овощей.
Что вы можете сказать о цвете моркови? (Морковь оранжевая.)
А какого цвета помидор? (Помидор красный.)
Какой цвет имеет огурец? (Огурец зеленый. )
Скажите, если у вас в коробочке с красками нет оранжевой, какие краски вы
смешаете, чтобы получить нужный оттенок. (Ответы учащихся.)
Для получения оранжевой краски на палитру кладется желтая и красная
краски и смешиваются между собой до получения нужного цвета.
И г р а «Мячики летают, ладошки помогают!».
Ф и з к у л ь т м и н у т к аЗвучит в записи мелодия русской народной песни «Во саду ли, в
огороде».
Учитель перебрасывает мяч детям, каждый учащийся ловит мяч,
подбрасывает его слегка и возвращает учителю.
Мяч бросаем мы друг другу.
Ну, лови его скорей!
Позабавим наших деток,
Чтобы было веселей!
К тебе летит зеленый мячик.
Ну, лови его скорей!
Позабавим наших деток,
Чтобы было веселей!
А теперь ладошкой хлопну.
Ну, подскакивай скорей!
Позабавим наших деток,
Чтобы было веселей!
Дети выставляют ладошки вперед, кого учитель хлопает по ладошкам,
тот должен высоко подпрыгнуть на возглас учителя: «Оп!».
V. Этапы выполнения рисунка.
1. К о м п о з и ц и я р и с у н к а .
У ч и т е л ь . Вы уже знаете, для того чтобы рисунок был выразительным,
необходимо правильно расположить предметы на плоскости листа. Давайте
рассмотрим, как можно красиво разместить овощи.
Учитель предлагает несколько вариантов размещения овощей. Учащиеся
выбирают лучшую композицию.
Определившись с композицией, проводим горизонтальные линии, отмечая
положение предметов, определяем положение центрального овоща и
относительно него положение двух других. (Приложение, рис. 1.)
2. П о с т р о е н и е ф о р м ы п р е д м е т а .
1) Обозначаем форму предметов: морковь – треугольник, огурец – сильно
вытянутый прямоугольник, помидор – прямоугольник.
2) Рисуем овощи более детально. (Приложение, рис. 2.)
3. З а л и в к а к о н т у р а ц в е т о м .
Раскрашиваем овощи в основные цвета: морковь – оранжевая, помидор –
красный, огурец – зеленый. (Приложение, рис. 3.)
4. П р о р и с о в ы в а н и е деталей.Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: черные точки на огурце,
плодоножку у помидора.
Рисунок готов. (Приложение, рис. 4.)
VI. Практическая работа.
З а д а н и е : выполнить рисунок овощей с натуры.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащиеся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.
Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и
выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет
для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали.
Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены
аккуратно, с художественным вкусом, старательно. С сегодняшнего урока самые
аккуратные рисунки мы будем поощрять призомсимволом «Юлькачистюлька»,
а вот те работы, которые выполнены «тяпляп», как у нашего знакомого Сергея
из стихотворения, прочитанного вначале урока, мы «наградим» традиционным
символом грязнуль и нерях – «Хрюшей». Исполнитель своего рисунка, глядя на
этот символ, будет вспоминать, что нужно быть аккуратным и старательным для
создания хорошего рисунка. В конце учебного года мы подсчитаем количество
полученных вами призовсимволов, подведем итоги и выявим «Самого
аккуратного художника».
Учащиеся голосованием (или аплодисментами) определяют обладателей
двух символов по рисункам, учитель вручает их детям.Домашнее задание. Собрать и принести на следующий урок красивые
осенние листья.