Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ФОРМА И ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
Ц е л и : продолжить формирование навыков организации рабочего места;
дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить
технике акварельный живописи; развивать наблюдательность; воспитывать
аккуратность.
О б о р у д о в а н и е : акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода,
кисти, салфетки.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : геометрические фигуры (круг,
овал,
треугольник, квадрат); образец педагогического рисунка, предметы различной
формы или их рисунки (мяч, елка и т. д.); темный лист бумаги размером 60 × 80
см, комплекты цветных звездочек; цветные бумажные флажки основных цветов
спектра и их оттенки.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : русские народные загадки, стихотворения.
Х о д у р о к а
I. Организация учащихся.
1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
У ч и т е л ь . Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а
показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые
принадлежности подготовить к уроку.
Он признался ножу:
– Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог. (Карандаш.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Тетя, длинная, худая,
Носит воду им, вздыхая. (Краски и кисточка.)
Есть у вас рисовальных дел мастер –
Яркий, классный?.. (Фломастер.)
2. С м а ч и в а н и е красок.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке мы будем учиться работать с акварельной
краской, узнаем, что каждый предмет имеет какуюлибо форму, и нарисуем
солнышко.III. Вводная беседа.
1. О з н а к о м л е н и е с формой предметов.
У ч и т е л ь . Каждый предмет имеет форму.
По своим очертаниям или силуэту («теневое изображение») предметы похожи
на различные геометрические фигуры.
Знаете ли вы, как называются геометрические фигуры? (Ответы детей.)
Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат.
Можете сказать, какую форму имеет мяч? (Ответы учащихся.)
Верно, мяч имеет форму круга, поэтому говорят: «Мяч круглый».
Какие еще предметы имеют форму круга? (Ответы учащихся.)
Да, и полосатый арбуз, и румяное яблоко, и яркое, теплое солнышко имеют
форму круга.
А какие предметы имеют форму овала? (Ответы учащихся.)
Послушайте подсказку:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо.)
Правильно, овальную форму имеют воздушный шар, яйцо, слива.
Какие предметы имеют форму треугольника? (Ответы учащихся.)
Послушайте подсказку:
Красавица какая –
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (Ель.)
Прямоугольную форму имеют такие предметы, как книга, ранец, шкаф…
Как вы думаете, зачем нужно знать, какую форму имеет предмет?
(Ответы учащихся.)
Знание формы предмета очень важно для художника, так как позволяет
наиболее точно и безошибочно выполнять рисунок.
2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Выложи предмет».
О п и с а н и е . Дети должны создать расчлененные образы предметов сложной
формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических
элементов. Эта игра требует творческого оперирования представлениями –
умения составить предметы из геометрических фигур по замыслу.
М а т е р и а л . У каждого учащегося два комплекта по шесть различных
фигур: квадраты (5 × 5 см и 2,5 × 2,5 см); большой и маленький треугольники;круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25
см) – всего 12 фигур.
Р у к о в о д с т в о . Учитель дает оценку, поощряет учеников, выполнивших
удачные и оригинальные изображения.
3. О з н а к о м л е н и е с цветом предметов.
У ч и т е л ь . Все предметы имеют не только какуюлибо форму, но и
окрашены в разные цвета.
Окружающий мир очень многоцветен и разнообразен по краскам. Все вокруг
какогото цвета – яркого или блеклого, темного или светлого.
А какие цвета вы знаете? (Ответы учащихся.)
ЖЕЛТЫЕ СТИХИ
Поливали канарейки
Желтый луг
из желтой лейки.
Ты не веришь?
И не верь!
Побеги
и сам проверь!
– Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас
мира, которые бывают исключительно только желтого цвета.
ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ
Стихи совсем зеленые,
Зеленые они…
Окно и дверь балконную
Пошире распахни!
Пусть в комнату врывается
Зеленый аромат,
Зеленым одеваются
И лес,
И луг,
И сад.
Все, все растет зеленое
В зеленый месяц май,
Открой же дверь балконную
И тоже подрастай.
– Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас
мира, которые мы можем встретить только зелеными.
СИНИЕ СТИХИ
Небо в речку упалоИ немножко полиняло.
Полиняло?
Полиняло!
Речка тоже синей стала,
Как цветок
Василек,
Как у мамы
Платок.
– Покажите краски этого цвета. Назовите предметы окружающего нас мира,
которые нам известны не иначе как синего цвета.
Красный, желтый и синий цвета называют основными, так как при их
смешивании можно получить другие цвета и оттенки: оранжевый, зеленый и
т. д.
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Подбери себе товарищей» (упражнение в
сопоставлении и обобщении предметов по цвету).
О п и с а н и е . Нескольким учащимся раздаются флажки разных оттенков
одного и того же цвета (от темного к светлому). Учитель называет какойнибудь
цвет. К нему подходит учащийся с флажком данного цвета. Этот ученик
выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все
остальные учащиеся следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма
подобрана ими правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно,
хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите».
В случае затруднений учитель помогает детям составить правильную
цветовую гамму, подобрать товарищей.
М а т е р и а л . Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их
оттенков (по одному на всех играющих учеников).
Желтый, красный цвета воспринимаются теплыми, а зеленый и особенно
синий придают «холодность». Теплые цвета как бы приближают предмет, а
холодные удаляют.
Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина
не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте или бумаге. Но
искусство мастера таково, что используя различные свойства цвета, он
добивается глубины пространства, воздушности и даже движения.
5. Д и д а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е «Праздничный салют».
У ч и т е л ь . В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные
красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют.
Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, покасовсем не гаснут. Как рождаются картины праздничного салюта? Вы сейчас
увидите и даже поучаствуете в их создании.
Учитель на темном листе бумаги прикрепляет булавками ряд цветных
звездочек, учащиеся отмечают цвет звезд, располагают звездочки цветовых
тонов снизу вверх в порядке убывания яркости (от темного к светлому),
называют цвет каждой звездочки в ряду (например, темнокрасный,
красный, розовый, светлорозовый). По окончании составления картины
учащиеся любуются гармонией красок.
Будет вечером салют,
Все смотреть его пойдут.
Ярким праздничным букетом
В небе звезды зацветут.
М. Ивенсен
6. П р и е м ы р а б о т ы с акварелью.
У ч и т е л ь . При рисовании акварелью карандаш не должен просвечивать
сквозь слой краски, поэтому линии обычно делаются бледными. Нельзя забывать
и о том, что исправления при работе акварелью почти невозможны. Да и резинка,
которой вы стираете карандаш, может нарушить верхний слой бумаги так, что
краски будут ложиться неровно. Поэтому учитесь наносить рисунок
безошибочно. В этом вам поможет зрительное изучение формы рисуемого
предмета.
Затем важно как можно точнее определить цветовую гамму изображаемой
натуры. Но вот вы начали рисовать и вдруг видите, что в коробочке нет краски
нужного оттенка. Что делать? Оказывается, нужно научиться смешивать разные
краски для получения желаемых оттенков. Вот тутто нам и понадобится
палитра. На палитру наносится краска и либо разводится водой для получения
светлых тонов, либо смешивается с какойлибо другой краской. Давайте
попробуем сейчас этому научиться.
IV. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь . Сегодня мы будем рисовать солнышко.
Посмотрите на рисунки солнышек. (Плакат висит на доске.) Что бы вы
могли сказать о каждом из этих замечательных солнышек? Какое из них
вам больше всего нравится? А какое бы вы хотели нарисовать? Почему?Что общего у всех этих солнышек? (Ответы детей.)
Шар воздушный,
Золотой
Над рекой остановился,
Покачался на водой,
А потом за лесом скрылся.
В. Толоконников
Скажите, какую форму имеет солнышко – квадратную, овальную или какую
то другую. (Ответы учащихся.)
Правильно, солнце – круглое. А какого оно цвета? (Ответы учащихся.) Да,
солнце желтого цвета. Но всегда ли?
Почему об утреннем восходе солнца говорят: «Зорька алая»? (Ответы
учащихся.)
Утром солнышко большое и алое, то есть с красным оттенком.
А вы замечали, что чем выше солнышко поднимается, тем оно становится все
светлее, меняя цвет от желтого до светложелтого?
Вот и мы нарисуем сегодня три солнышка: алое, желтое и светло
желтое.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У п р а ж н е н и е «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений
рук, помогающих при рисовании.
Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую
неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера.
Упражнение выполняется по показу учителя.Дети стоят. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко
качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими
в стороны.
Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и
постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка
пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения ставятся
энергичными, одновременно дети поднимаются на носки.
Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются.
V. Этапы выполнения рисунка.
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Разметим расположение предметов на плоскости бумаги так, чтобы они
смотрелись красиво. Сначала проводим горизонтальные линии, отмечая
положение предметов по высоте, а затем определяя положение центрального
предмета и относительно него положение остальных двух. (Приложение,
рис. 1.)
К о н т р о л ь : предметы не касаются друг друга; между ними места меньше,
чем вокруг них.
2. О п р е д е л е н и е формы предмета.
Рисуем три одинаковых круга по размеченным линиям. (Приложение, рис.
2.)
3. З а л и в к а контура цветом.
Первый круг окрашиваем светложелтой краской, для получения которой
желтую краску на палитре разводим водой.
Второй круг окрашиваем желтой краской без разведения.
Для окрашивания третьего солнышка на палитре смешиваем желтую краску с
красной для получения оранжевого оттенка.
Рисунок готов. (Приложение, рис. 3.)
VI. Практическая работа.
З а д а н и е : выполнить рисунок «Солнечный круг» с окрашиванием его
различными оттенками желтого цвета.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
К каждой выполненной работе учитель подбирает соответствующее
Показывает на конкретный рисунок солнышка,
четверостишие.
комментируя его стихотворением.1) Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Траляля, траляля,
Весело на свете.
А. Ганчев
2) Стало ясно солнышко припекать, припекать.
Землю, словно золотом, заливать, заливать.
О. Высотская
3) Ярче, солнышко, сияй,
К нам пришел веселый май.
Туча, мимо проплывай.
Н. Найденова
4) Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба земляматушка, уроди, уроди!
О. Высотская
5) Солнце светит спозаранку,
Всей земле улыбку шлет.
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет.
6) Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет,
Выхожу из дома я.
– Здравствуй, солнце, это я!
К. Ибряев
7) Нам до солнышка добраться
Нелегко, да, нелегко.
Светит солнышко, смеется
Высоко, да, высоко.
8) Солнышковедрышко, выйди изза облачка,
Сядь на пенек, погуляй весь денек.
9) Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землюматушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это … (солнце).
10) Нука, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце.)2. О б о б щ е н и е изученного материала.
В о п р о с ы к у ч а щ и м с я :
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как можно получить краску нужного оттенка?
– Зачем мы изучаем форму предмета?
– Как вы сегодня использовали полученные знания?
– В чем они помогли вам?
– Что понравилось на уроке?
– Где будете применять умения, которым научились?
У ч и т е л ь . Всем удалось нарисовать удивительно красивые, веселые
рисунки.
Смотрите, сколько солнышек у нас!
Молодцы!
3. И г р а «Солнышко».
Вот как солнышко встает –
Выше, выше, выше!
Дети медленно поднимаются на носочки, одновременно поднимая все
выше и выше обе руки; смотрят на руки.
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
Дети медленно спускают руки вдоль туловища и встают на полную
ступню.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется!
Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно приплясывают на
месте.