Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
1 кл
23.01.2017
Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Рисование на тему.doc
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Ц е л и : познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства,
творчеством художника И. И. Левитана; обучать навыкам композиционного
решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках
осени; способствовать развитию детского воображения, эстетического
восприятия.
О б о р у д о в а н и е :
акварельные краски, кисти, палитра, карандаш,
салфетки.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : репродукция
И. И. Левитана
«Золотая осень», образец педагогического рисунка, репродукция картины И. С.
Остроухова «Золотая осень».
картины
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись фортепианной миниатюры П. И. Чайковского
«Осенняя песня».
Л и т е р а т у р н ы й р я д : А. С. Пушкин. «Осень» (отрывок).
Х о д у р о к о в
I. Организация учащихся.
У ч и т е л ь .
Нас в школу приглашают
Задорные звонки.
Мы были малышами –
Теперь… (ученики).
Как подобает вести себя ученикам? (Ответы детей.)
Они всегда должны быть готовы к уроку, как вы сейчас. Я не ошиблась, все
приготовились к уроку изобразительного искусства? Пора начинать.
1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
2. С м а ч и в а н и е красок.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним жанром
изобразительного искусства – пейзажем, будем учиться рисовать осенний
пейзаж.
III. Теоретическая подготовка.
1. О з н а к о м л е н и е с художественными средствами и композиционными
особенностями живописи. У ч и т е л ь . Любое произведение живописи имеет содержание и определяет
его настроение, но вызвано это наше видение с помощью художественных
средств, композиционных особенностей. Ведь, как и любой другой вид
искусства, живопись имеет свои средства, с помощью которых выражается
определенный замысел автора.
Вы уже знаете, что каждая картина имеет композицию.
В переводе с латыни (compositio) оно означает сочинение, составление,
расположение.
Композиция в изобразительном искусстве – это такое расположение
элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с
наибольшей полнотой выразить замысел. Хотя жестких законов и правил в
композиции нет, существуют, однако, определенные закономерности. Они
проявляются при выборе формата холста или листа бумаги, размера
изображения, размещения предметов, фигур человека, симметричного или
асимметричного построения, которое при этом должно быть гармоничным и
уравновешенным; а также при построении изображения в глубину, выборе точки
зрения и определения линии горизонта, построении планов; выделении
композиционного центра, выборе колорита и т. д.
Мы будем говорить о композиции как о произведении (картине), созданном
(созданной) художником по определенному замыслу, в соответствии с которым
определенным образом располагаются предметы, части изображения.
Под форматом
следует понимать форму, которая может быть
прямоугольной, квадратной, круглой, расположение, вертикальное или
горизонтальное, и величину листа бумаги.
Масштаб представляет собой соотношение размера изображения с величиной
листа бумаги. Причем размер изображенных предметов не должен быть слишком
большим или слишком маленьким.
Учитель просит детей по его указанию выделить:
– правую часть листа бумаги;
– нижнюю часть листа бумаги;
– левую часть листа бумаги;
– верхнюю часть листа бумаги;
– центр.
П р и м е ч а н и е . Учащиеся должны свободно выполнять показы, так как именно на основе
усвоения этих навыков возможно сформировать у них элементарные представления о
равновесии в композиции, симметрии, асимметрии. Симметрия (в переводе с греческого означает соразмерность) является
понятием, характеризующим переход объектов в самих себя или друг в друга
посредством определенных операций. В живописи, говоря о симметрии, обычно
имеют в виду одинаковое или сходное расположение относительно центральной
оси предметов, человеческих фигур, примерно равных по значимости, размеру,
насыщенности тона, цвета.
Асимметрия не имеет такой четкости построения, поэтому в этом случае
необходимо помнить об уравновешенности частей изображения. Важно, чтобы
противоположные части рисунка выглядели относительно равными.
Вы знаете, что горизонт – это линия, где небо сходится с землей. При
предстоящем рассмотрении репродукций и рисовании пейзажа нужно, чтобы вы
ознакомились с определением линии горизонта как воображаемой линии,
проходящей на уровне глаз рисующего и одновременно отмечающей высоту глаз
зрителя, смотрящего на картину. Относительно линии горизонта выстраиваются
соответственно отношения «ближе – дальше». Так, предметы, расположенные
дальше от нас, находятся ближе к линии горизонта, сдвинуты к верхнему краю
листа бумаги и кажутся меньшими по размеру, их заслоняют частично предметы,
расположенные ближе к нам. Линия горизонта может быть высокой или низкой,
высота ее зависит от точки зрения, которая характеризует положение
рисующего.
Что такое центр композиции?
В содержании каждого произведения живописи, каждой картины есть нечто
важное, главное, без чего эта работа теряет свой смысл, – это композиционный
центр.
Осмотр картины обычно начинают с середины, поэтому чаще всего помещают
самое существенное, главное ближе к центру. Однако композиционный центр
может быть смещен к одному из краев картинной рамки, листа бумаги. В любом
случае центр композиции выделяется цветом, освещением, иногда размером.
Под цветовой гаммой подразумевается совокупность цветовых сочетаний.
Цветовая гамма может быть теплой или холодной, яркой или блеклой,
приглушенной. Значение ее в композиции огромно, потому что во многом
благодаря цветовым сочетаниям передается эмоциональный настрой пейзажа,
сюжетной композиции и даже натюрморта.
2. А н а л и з р е п р о д у к ц и и И. И. Левитана «Золотая осень».
У ч и т е л ь . Ребята, послушайте, какое прекрасное стихотворение посвятил
осени великий русский поэт А. С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …
Красота природы во все времена была источником вдохновения поэтов,
художников, композиторов.
Живописцев, которые свое творчество посвятили изображению природы,
называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.
Исаак Ильич Левитан – один из самых проникновенных пейзажистов,
умевший выразить в образах родной природы тончайшие оттенки настроений и
переживаний, которые она вызывает в душе человека.
И. И. Левитан так же, как и А. С. Пушкин, ждал осени как самого дорогого и
мимолетного времени года. Осенью темные краски лета сменялись робким
золотом, пурпуром или серебром. Изменялся не только цвет земли, но и
воздух. Он становился чище, холоднее, и дали были гораздо глубже.
Давайте рассмотрим одну из картин И. И. Левитана «Золотая осень».
Этот пейзаж заключает в себе образ торжественной, радостной в своем
спокойствии осени. Художник создал картину, в которой изображено огромное
пространство и точно, поэтично переданы приметы золотой осени.
Какие приметы осени изобразил художник? (Ответы учащихся.)
Живописец изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж
невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу. Вдали открываются
осенние леса. Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей
травой. И мы, всматриваясь в картину И. И. Левитана, как бы вместе с
художником переживаем безмерную красоту родной земли, осенней природы.
Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа?
(Ответы учащихся.)
А почему осень в это время года называют золотой? (Ответы
учащихся.)
Какое настроение передает художник? (Ответы учащихся.)
Чем вам особенно понравился этот пейзаж? (Ответы учащихся.)
3. С р а в н е н и е п е й з а ж е й И. И. Левитана и И. С. Остроухова.
У ч и т е л ь . Теперь сравним, как использовали мастера живописи
композиционные закономерности на пейзажах «Золотая осень» И. И. Левитана и
«Золотая осень» И. С. Остроухова.
Выбрана одна тема, но различен замысел авторов, различно его воплощение.
На картине И. И. Левитана изображен яркий, солнечный день, один из редких
дней, какие приходятся на начало осени, начало листопада. Листва деревьев
сияет золотом, небо яркое, голубое. Легкие облака гонит по небу поосеннему прохладный, бодрящий ветерок. Синева неба отражается в реке. Взгляд зрителя
следует за изгибами реки и перед ним открываются бескрайние дали, поля,
рощицы, луга и перелески.
Пейзаж И. С. Остроухова более камерный, уголок старого парка предстает
перед зрителем. Мягко светится желтая, светлооранжевая листва кленов и лип.
На яркозеленой траве, усыпанной опавшими листьями, видны, размытые
очертания теней. Воздух влажный, деревья вдали как бы подернуты легкой
дымкой. На тропинке примостились две сорокитараторки. Спокойно и тихо.
Прямоугольный, вытянутый в длину формат имеют оба пейзажа. Формат
картины И. И. Левитана более вытянут по горизонтали, что позволяет показать
простор. Приближение к квадратному формату придает изображению
большую устойчивость, покой, что и использовал в своей картине И. С.
Остроухов. Для пейзажа в целом характерна большая протяженность и глубина
пространства.
Пейзаж, запечатленный И. И. Левитаном, открывается как бы с высокого
берега реки. Художник использовал высокую точку зрения, высокую линию
горизонта,
подчеркнуть
величественность красоты природы.
чтобы показать бескрайние дали,
простор,
Линия горизонта на уровне глаз, как в картине И. С. Остроухова, придает
изображению спокойствие. Пространство, изображенное на данном полотне
относительно неглубоко, композиция его имеет два плана. Центр композиции
располагается на первом плане. Длинные, тонкие ветви липы с золотой листвой
сразу привлекают к себе внимание зрителя. Они наиболее освещены в картине,
образуют центр композиции. В пейзажной живописи композиционный центр
художник иногда выделяет светом, иногда цветом или размером. В работе И. С.
Остроухова симметрично расположены стволы деревьев слева и справа от центра
композиции, что подчеркивает покой, тишину и умиротворение, царящие в
осеннем парке. Размещение изображений на картинной плоскости подчиняется
замыслу автора.
Все живописное полотно «Золотой осени» И. И. Левитана наполнено
внутренним движением. Мы ощущаем движение воды в реке. Свет и тень на
траве и в кронах деревьев переданы так, что, кажется, мы чувствуем дуновение
ветерка, видим, как дрожит тень от листвы на земле, слышим шелест листьев.
Чтобы подчеркнуть движение, И. И. Левитан использовал асимметричное
настроение композиции.
Пространство, изображенное на картине, многоплановое. Центр композиции
находится на втором плане. Это – березовая рощица у изгиба реки. Взгляд
зрителя направляется к композиционному центру дважды. Деревья, расположенные в левой части картины, на первом плане, расступаются, открывая
взгляду освещенную солнцем березовую рощу. Река, увлекая за собой в глубину
пространства пейзажа, приводит снова к композиционному центру.
Важная особенность «Золотой осени» И. С. Остроухова – ритмическая
организация изображения. Чередование толстых стволов, тонких веток, крупных
кленовых листьев и мелких липовых передает определенное направление
движения. Ветви липы напоминают водопад. Они расположены диагонально,
справа налево, создают иллюзию движения осыпающихся листьев.
Цветовая гамма построена на сочетаниях теплых светлых золотистожелтых
тонов с холодными, темными коричневыми и зелеными. Спокойная цветовая
гамма создает общий эмоциональный настрой – лирический, умиротворяющий.
В сравнении с пейзажем И. С. Остроухова краски «Золотой осени» И. И.
Левитана поражают своим богатством и разнообразием, передают восхищение
художника красотой осенней природы. Цвет листвы деревьев варьируется от
красных, оранжевых тонов до густых зеленых, травы – от желтоватых и
буроватых до яркозеленых. Однако все цвета взаимосвязаны, образуют единую
гамму, гармонично сочетаются с синими оттенками реки и неба, создают
целостное впечатление, в котором преобладает радостное, праздничное
настроение торжествующей красоты. Широта и глубина охвата пространства,
богатство и разнообразие красок придает картине монументальный характер.
Чей пейзаж и почему вам понравился больше?
Выслушиваются несколько отзывов учащихся о пейзажах.
4. Ж и в о п и с н а я м у з ы к а .
У ч и т е л ь . И. И. Левитана по праву называют непревзойденным мастером
настроения в живописи. Его часто сравнивают с П. И. Чайковским, в музыке
которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение.
Давайте послушаем фортепианную пьесу «Осенняя песня» П. И.
Чайковского.
Звучит музыка.
Какая картина осени возникла в вашем воображении? Какой характер музыки
использовал композитор для создания осеннего пейзажа? (Ответы учащихся.)
Что вы представили себе, слушая музыку? (Ответы учащихся.)
Как видите, художнику и композитору, каждому средствами своего вида
искусства удалось спеть свою песнь в искусстве – лирическую песнь русской
души.
Какими выразительными средствами создал произведение искусства
художник? А какими композитор? (Ответы учащихся.) Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У п р а ж н е н и е «Мы листики осенние».
У ч и т е л ь . Поднялся сильный ветер, закружились листочки. Покажите, как
они это сделали.
Мы листики осенние,
На веточках сидели. (Дети приседают.)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (кружатся на носочках)
И на землю тихо сели. (Приседают.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил. (Приседают.)
IV. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь . Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Но какой? И. И.
Левитан изобразил яркий, солнечный день поздней осени. Но осенью часто идут
дожди, дует сильный ветер, срывая листья с деревьев. Это тоже осень! Как вы
думаете, изменится ли пейзаж И. И. Левитана в пасмурную, ветреную погоду?
Каким станет небо? Останется ли прежним цвет листьев? (Ответы учащихся.)
1. К о м п о з и ц и я р и с у н к а .
Перед тем как приступить к рисованию по представлению (по памяти),
необходимо представить себе, что вы хотите нарисовать, и определить
композицию рисунка.
Первое, о чем надо подумать, – это композиция, то есть каждый из вас
должен четко представить, как составить, расположить предметы на
рисунке.
От того, как вы расположите важнейшие элементы своего рисунка, зависит
его выразительность. Необходимо так заполнить формат листа красочным слоем,
чтобы между небом и землей не было пустот, изображение не было бы загнано в
угол и т. д. Поэтому, если вы будете изображать одиночное высокое дерево, то
лист бумаги лучше развернуть вертикально, а при изображении леса –
горизонтально.
2. П е р с п е к т и в а в р и с у н к е .
А теперь посмотрите, как изображены на картине И. И. Левитана «Золотая
осень» деревья. Обратите внимание, ближние предметы (деревья) нарисованы крупнее и ниже,
чем удаленные. Чем дальше предмет, тем он мельче, и расположен выше на
листе, чем ближний. Если мы рисуем тропинку, то нужно помнить, что уходя
вдаль она сужается.
V. Этапы выполнения рисунка на 1м уроке.
К о м п о з и ц и я р и с у н к а .
1. Определяем линию горизонта. Для этого проводим карандашом линию,
которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги.
2. Затем определяем положение деревьев и их высоту, намечаем пригорки,
тропинку. (Приложение, рис. 1.)
3. После этого легкими линиями карандаша прорисовываем детали всех
предметов: стволы деревьев, крупные ветки, пригорки. (Приложение, рис.
2.)
VI. Практическая работа.
З а д а н и е н а 1 й у р о к : выполнить рисунок «Осенний пейзаж» в
карандаше.
По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения
рисунка, помогает исправить недостатки.
Продолжение изучения темы на 2м уроке.
У ч и т е л ь . На предыдущем уроке вы нарисовали рисунок «Осенний пейзаж»
карандашом. Сегодня мы будем раскрашивать его. Как вам уже известно, выбор
цветовой гаммы рисунка зависит от того, какой пейзаж мы рисуем. Если мы
рисуем яркий солнечный день, какую краску выберем для неба, листьев?
(Ответы учащихся.) Правильно, небо будет голубым, листья – желтыми с
коричневыми оттенками.
А в ненастный день как изменится цвет неба? (Ответы учащихся.)
Совершенно верно, небо потемнеет, и от этого изменятся все краски.
VII. Этапы выполнения рисунка на 2м уроке.
1. Р а б о т а с ц в е т о м .
1) Заполнение рисунка цветом начнем с закрашивания неба. При этом помним,
что ближе к земле небо будет светлее. Между небом и землей не оставляйте
белых пустот (пятен)! Если мы хотим, чтобы у нас на небе были облака, можно
воспользоваться следующим приемом: пока голубая краска не высохла, либо
сухой кистью, либо ватным или марлевым тампоном прорисовываются контуры облаков. Кисточка или тампон впитывают часть краски, так на рисунке
появятся легкие облака. (Приложение, рис. 3.)
2) Далее закрашиваем землю, используя коричневую краску и ее смесь с
желтой.
3) Затем закрашиваем стволы деревьев и их крону желтой или желто
коричневой краской. (Приложение, рис. 3.)
4) Отдельные деревья или кусты могут иметь бордовый оттенок. Чтобы его
получить, какие краски будете смешивать? (Ответы учащихся.)
2. П р о р и с о в ы в а н и е д е т а л е й .
Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки, отдельные
листочки, травинки.
Рисунок готов. (Приложение, рис. 4.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями,
притопывают ногами.
VIII. Практическая работа.
З а д а н и е на 2й урок: выполнить рисунок «Осенний пейзаж» в цвете.
IX. Итог уроков.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.
Сегодня вы впервые нарисовали пейзаж. Мне приятно, что все очень
старались передать красоту осени, вложили в свои рисунки много труда, своих
личных чувств, передали свое видение осенней природы и явлений погоды.
Пейзажи на нашей выставке замечательные. Придумайте название выставки.
(Осенний вернисаж. Осенняя фантазия. Осенние узоры.)
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Разработка урока по ИЗО 1 класс.РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.