Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ФРУКТОВ
Ц е л и : учить выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок,
смешивать краски; познакомить с понятием «композиция»; развивать умение
анализировать форму, цветовую окраску предметов; воспитывать аккуратность,
уважение к труду.
О б о р у д о в а н и е : простой карандаш, палитра, кисти, краски, бумага, вода,
бумажные и тканевые салфетки.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : муляжи или натуральные фрукты (яблоко,
груша, слива), геометрические фигурки (круг, овал, треугольник), образец
педагогического рисунка; четыре разноцветных флажка; репродукции картин
«Фрукты на блюде» И. И. Машкова, «Яблоки и листья» И. Е. Репина.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : русские народные загадки.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись русской народной песни «Ах вы,
сени».
Х о д у р о к а
I. Организация учащихся.
У ч и т е л ь . Прозвенел звонок веселый,
Он позвал ребят всех в класс.
Скажем дружно: «Здравствуй, школа».
Все готовы? Рисования урок у нас.
1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
У ч и т е л ь . Проверьте, подготовили ли вы этот предмет к уроку:
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш.)
Покажите. Некоторые из вас забыли подточить карандаш, им будет рисовать
труднее, линии получатся толстыми, неаккуратными, поэтому очень важно,
чтобы материал к уроку рисования вы старательно и внимательно готовили дома
заранее.
2. С м а ч и в а н и е красок.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке вы впервые будете выполнять рисунок с
натуры, то есть то, что видите перед собой.III. Введение в тему урока.
1. С л о в е с н о иллюстративный рассказ.
У ч и т е л ь . Осень – это пора изобилия фруктов и овощей. Для того чтобы
они появились на наших столах, пришлось много потрудиться и сельским
труженикам, и вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Думаю, что многие из
вас тоже помогали им, ухаживая за растениями и собирая урожай.
У меня в мешочке лежат фрукты, которые мы сегодня будем рисовать.
Кто сможет на ощупь определить, что это за фрукты? (Ответы учащихся.)
Для подсказки можно загадать загадки:
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива.)
Какой плод человеческим именем величается?
(Груша.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Правильно, мы сегодня будем рисовать яблоко, грушу, сливу. Вот они перед
вами.
2. Р а с с м а т р и в а н и е и о п и с а н и е к а р т и н «Фрукты на блюде» И. И.
Машкова и «Яблоки и листья» И. Е. Репина.
У ч и т е л ь (обращает внимание детей на репродукции). И на том, и на
другом полотне изображены фрукты, но мы видим, что у обоих художников
различен замысел и соответственно средства его выражения.
Формат картины И. И. Машкова – прямоугольный, несколько вытянут по
горизонтали. Художник избрал высокую точку зрения. Изображение целиком
заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола, покрытого белой
скатертью, на котором лежат фрукты. Композиционный центр связывают,
объединяют все предметы.
Яркооранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими
размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его темных,
синефиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно;
изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо
белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков.
На картине И. Е. Репина крепкие, спелые яблоки, сочные зеленые листья
окружает воздушная среда. Глубокое пространство открывается взгляду
зрителя. Этому способствует выбор формата – он почти квадратный, выборразмера изображения предметов – они невелики. На первый взгляд, предметы
расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине И. Е. Репина –
несколько яблок, которые смещены влево от центральной оси. Сложный
ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени
на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно
реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок
сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая.
Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в
себе теплые и холодные оттенки, подчиненные единому колориту. Назовите эти
оттенки. (Ответы учащихся.)
Заметили ли вы светлотеневые отношения предметов? Каким способом
выделены яркие фрукты? (Очерчены темным контуром.)
IV. Актуализация знаний учащихся.
1. А н а л и з ф о р м ы .
У ч и т е л ь . Рассмотрим форму каждого из фруктов.
На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: овал, круг,
треугольник.
Какую форму имеет яблоко? (Ответы учащихся.)
Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга.
Груша имеет такую же форму, что и яблоко? (Груша имеет форму
треугольника.) Посмотрите, как она сужается вверху.
На какую геометрическую фигуру похожа слива? (Слива имеет овальную
форму.)
Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов? Как
мы будем раскрашивать нарисованные фрукты?
2. И з у ч е н и е ц в е т а ф р у к т о в .
У ч и т е л ь . Посмотрите на яблоко, какого оно цвета? (Ответы
учащихся.)
Цветовая гамма яблока состоит из двух цветов: желтого и красного.
Послушайте описание яблока в загадке:
Родились у матушки
Сто четыре дочки:
У каждой дочки –
Румяные щечки,
На косе – листочки.Какое название цвета подобрал автор В. Толоконников для этого фрукта?
Почему? В какую гамму цвета входит «румяный» цвет?
А какого цвета груша? (Груша желтого цвета.) Но желтый цвет может быть
разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет
мы выберем для нашей груши? (Ответы учащихся.)
Хорошо, грушу раскрасим краской светложелтого цвета. Но лучше, если в
этом желтый цвет добавить немного светлокоричневого. Попробуйте смешать
эти краски, что получилось? Как стала смотреться груша? (Ответы
учащихся.)
А какого цвета слива? (Слива имеет фиолетовую окраску.)
Послушайте и скажите, о каком фрукте В. Толоконников загадал
загадку:
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие. (Сливы.)
С чем сравнил сливы поэт? Почему? Как вы думаете, прав ли он, назвав цвет
слив? (Ответы детей.)
Теперь, зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению
рисунка.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
И г р а т а н е ц «Разноцветные флажки».
Учитель держит в руках четыре флажка разного цвета: красный,
желтый, фиолетовый, синий. Предлагает одному из учащихся взять любой
флажок и потанцевать. Остальные дети повторяют движения за
учащимся с флажком. Затем все дружно хлопают в ладоши.
В стихотворении меняются слова с обозначением того цвета, флажок
которого взял очередной ученик.
Желтый, желтый, яркожелтый
У меня в руке флажок.
С желтым, желтым, яркожелтым
Потанцую хорошо.
Звучит в записи русская народная песня «Ах вы, сени».
Разноцветные флажки
У ребят у наших.С разноцветными флажками
Весело попляшем.
Высоко подняв флажки, дети размахивают ими над головой, кружатся
на листе.
С разноцветными флажками
Весело шагаем. (Шаг на месте.)
Красный, желтый, голубой –
Все цвета мы знаем.
Машут флажками над головой, останавливаются, опускают руки.
V. Этапы выполнения рисунка.
1. К о м п о з и ц и я р и с у н к а .
У ч и т е л ь . Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо
разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции,
что и в натуре, то есть слива никак не может быть по размеру больше яблока.
Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, то рисунок
получается ярким и выразительным. Давайте посмотрим, как лучше разместить
наши фрукты на листе.
Учитель предлагает учащимся несколько вариантов компоновки
рисунка.
Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости
листа:
1) проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;
2) определяем положение центрального предмета и относительно него
положение двух остальных. (Приложение, рис. 1.)
2. П о с т р о е н и е ф о р м ы п р е д м е т о в .
1) Обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, слива –
овал.
2) Рисуем фрукты более детально. (Приложение, рис. 2.)
3. З а л и в к а к о н т у р а ц в е т о м .
Раскрашиваем фрукты в основные цвета.
Груша – светложелтого цвета. Для получения такого оттенка желтую краску
наносим на палитру и разводим ее водой.
Яблоко раскрашиваем в желтый цвет, а сливу – в фиолетовый. (Приложение,
рис. 3.)
4. П р о р и с о в ы в а н и е деталей.Прорисуем каждый фрукт более детально. В рисунок груши можно внести
оттенок светлокоричневого цвета. В яблоке пропишем розовый бочок. Для
получения розового цвета наносим на палитру желтую и красную краски,
смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка.
В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить
немного синей краски.
Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листики.
Рисунок готов. (Приложение, рис. 4.)
VI. Практическая работа.
З а д а н и е : выполнить рисунок фруктов с натуры.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.
Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их
форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съел бы их! Молодцы!
3. К о н к у р с «Красный сад».
О п и с а н и е . Учитель говорит, что в сказочном саду растут разные ягоды и
фрукты. Кто за 1 минуту наберет красных ягод и фруктов больше в корзину?
Корзина вырезана из бумаги. Участники пишут на корзине название ягод и
фруктов, которые бывают красного цвета.