Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
1 кл
23.01.2017
Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина.
В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала.
Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Волшебный мир красок.doc
ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Ц е л и : познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и
инструментами для уроков изобразительного искусства, последовательным
расположением цветов в спектре; дать представление о живописи; формировать
навыки и умения организации рабочего места; развивать отзывчивость к красоте
цвета в природе и в искусстве; воспитывать интерес к предмету.
О б о р у д о в а н и е :
демонстрационный стенд с материалами и
инструментами для уроков изобразительного искусства (разновидности красок,
кистей, бумаги).
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : работы учащихся 1–4 классов, репродукции
картин И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева и других художников; предметы
декоративноприкладного творчества; фотографии, проспекты музеев и
выставочных залов.
Л и т е р а т у р н ы й р я д :
загадки, стихотворения Е. Измайлова, Н.
Толоконникова и др.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : фортепианная пьеса «Прогулка» – пролог к
музыкальному циклу «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Х о д у р о к а
I. Организация учащихся.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
У ч и т е л ь . Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Конечно, ребята, не каждый может стать настоящим художником, но
научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.
Вы хотите обучаться рисованию? Я вам помогу в этом.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Сегодня, ребята, у вас первый урок изобразительного искусства.
А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на этих уроках? (Ответы
учащихся.) Да, действительно, на уроках изобразительного искусства вы будете учиться
рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в
работах художников, скульпторов, окружающем мире.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Научишься и ты.
Какое это счастие –
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
III. Вводная беседа.
1. З н а к о м с т в о с изобразительным искусством.
У ч и т е л ь . Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое
жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, еще живя в пещере,
первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных.
Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили
гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые
разные материалы: дерево и металл, глину и кость, камень и бумагу, стекло и
даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там
различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и
многие другие экспонаты.
Так что же такое изобразительное искусство? В это понятие входит живопись,
скульптура, декоративноприкладное искусство.
Скульпторы высекают свои работы из гранита, мрамора и других камней, а
также вырезают из дерева или отливают из металла.
Скажите, где еще вы можете увидеть скульптуры, кроме музеев. Где в нашем
городе, районе есть скульптуры? (Ответы детей.)
К декоративноприкладному искусству относится посуда, мебель, старинное
оружие и многие другие предметы, украшенные человеком.
Живописью называют произведения, созданные красками.
Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными
и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает
образы героев, изображает действие, пишет картины природы. Ведь художник не
бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет темный мазок,
рядом другой – посветлее. Постепенно на холсте вырисовывается человеческое
лицо, появляются предметы – картина наполняется содержанием. Взглянув на
нее, мы не видим ни холста, ни красок – мы видим живую сцену или пейзаж, нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем
события, изображенные на картине.
Давайте посмотрим на репродукции картин некоторых художников: И.
Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева и других.
Хорошая живопись, хорошая картина приобретает музыкальность, с полотен
как бы звучат мелодии. Чтобы понять и принять живопись, нужно создать в
своем воображении настроение. А что лучше всего дает настроение?
Конечно, музыка. Вот и сейчас ваше рассматривание картин будет
сопровождать пьеса «Прогулка» Модеста Петровича Мусоргского. Эту мелодию
композитор написал специально для цикла «Картинки с выставки».
Представьте себе, что вы пришли на выставку изобразительного искусства,
смотрите и слушайте.
Звучит фортепианная пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского в записи;
учащиеся несколько минут рассматривают репродукции с «выставки».
Какое настроение эти картины выражают? (Ответы учащихся.)
А теперь посмотрите на рисунки юных художников, таких же, как вы,
учеников.
2. О з н а к о м л е н и е с материалами и инструментами.
У ч и т е л ь . Какие материалы и инструменты потребуются нам на уроках
изобразительного искусства? (Предположительные ответы учащихся.)
1) Бумага, картон, холст.
У ч и т е л ь . Знаете ли вы о происхождении бумаги? Послушайте, как об этом
написала юная поэтесса.
В лесу густом и темном Елочка жила.
И выше и стройнее всех она была.
Была она прекрасною в солнечных лучах,
В своих великолепных зеленых кружевах.
Но вот пришли машины в лес темный и густой,
И Елочка упала под острою пилой.
Грустила наша Елочка о срубленных корнях,
И не было той прелести в зеленых кружевах.
Вот Елочке приснился какойто страшный сон:
Как будто обрубили ее со всех сторон
И превратили в стружки красивый, стройный ствол.
По разным коридорам кудато он пошел.
Купалась наша Елочка в различных веществах,
Во многих побывала талантливых руках.
И вот когда закончился весь этот страшный сон, Оглядывает Елочка себя со всех сторон:
«Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!
В бумагу превратилась я – какая красота!»
Н. Мелихова
А из сказки, которую я вам сейчас расскажу, вы узнаете о видах бумаги и
картона, их свойствах и назначении.
СКАЗКА О БУМАЖНОМ ЦАРСТВЕ
Жилибыли в бумажном царстве разные бумаги. Жил среди них и Картон. Он
считал себя самым важным и был поэтому царем. Подумал както Картон:
«Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня
трудно, из меня папки и коробки делают». Решил он из своего царства все виды
бумаги выгнать. И выгнал.
Поехал Картон к другу. Зашел в кассу за билетом, а билетов нет – ведь выгнал
он печатную бумагу из царства, а из нее билеты делали. Решил книгу или журнал
почитать – не вышло. Печатная бумага и их забрала. Захотел Картон письмо
написать, а чистая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живет.
Бегут к царю Картону слуги, докладывают, что все рисунки и картины,
украшающие царские палаты, из царства исчезли – они нарисованы были на
рисовальной бумаге, конфет нет – оберточная бумага их с собой унесла.
Понял Картон, что не только он, но и все виды бумаги важны, не обойтись без
них. Вернул он все виды бумаг и с той поры уважать их стал.
Т. Кириллова
2) Краски.
У ч и т е л ь . Акварельные краски были известны древнеегипетским
живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель –
единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и
яркостью цвета.
Учитель показывает рисунок, выполненный акварелью.
Название акварель происходит от латинского слова «аква» – вода, так как
вода является растворителем этого вида красок.
Гуашь – краска непрозрачная, плотная, высыхая, она приобретает матовую
бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте,
картоне, фанере.
Масляные краски изготовляются на основе олиф. Масляная живопись
исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне. Техника исполнения
художественными масляными красками разработана в начале XV в. братьями ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная
живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.
3) Палитра.
У ч и т е л ь . На палитре художник смешивает разные цвета для получения
нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму
прямоугольника или овала.
4) Кисти.
У ч и т е л ь . Кисть – один из древнейших инструментов живописца. Кисти
бывают круглые, плоские и овальные. Кисти различаются по размерам,
обозначаемым номерами. Нам потребуются кисти № 2 – 10.
5) Что еще пригодится на уроках рисования? Догадайтесь!
Он не водится с огнем.
Рост теряет день за днем.
Много трудится. А мы
Всякий раз снимаем стружку
С неповинной головы. (Карандаш.)
Карандаш, правильно. Это тонкая палочка графита, вделанная в
деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют,
чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает
«черный», а вторая даш – «камень». Значит, карандаш – «черный камень».
Поэтому о нем и говорят в загадке:
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
6) Ластик.
7) Фломастеры.
3. О р г а н и з а ц и я р а б о ч е г о м е с т а художника.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
– Перед началом урока акварельные краски необходимо смочить
водой.
– Сидя за столом, следите за своей осанкой.
– Карандаш и кисточку сильно не сжимайте и не держите их у самого
кончика. – По окончании работы краски, карандаши, фломастеры уберите в коробки
или пенал.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
И г р а у п р а ж н е н и е «Веселые ладошки».
Дети стоят, широко расставив ноги.
Хлоп! Раз!
Еще раз!
Мы похлопаем сейчас.
3–4 раза
На слово «Хлоп!» громко хлопают в ладоши (руки высоко подняты вверх),
на «Раз!» легко ударяют себя по коленям. Движения чередуются.
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!
3–4 раза
Наклонившись вперед, быстро шлепают ладошками перед собой.
Игруупражнение можно повторить несколько раз по желанию детей.
IV. Подготовка к выполнению практической работы.
1. Б е с е д а «Что мы будем рисовать?».
У ч и т е л ь . Перед вами, ребята, на столе лежат краски разных цветов.
(Ответы
Скажите, какие цвета у вас вызывают радостное настроение.
учащихся.)
И вот такими яркими красками мы сегодня нарисуем первый рисунок.
Отгадайте, что мы будем рисовать.
З а г а д к а :
Поднялись врата, всему миру красота.
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга.)
Правильно, радугу!
А знаете ли вы, сколько в радуге цветов и в какой последовательности они
располагаются?
Учитель показывает рисунок «Радуга» или предлагает учащимся
рассмотреть репродукцию картины Б. Кустодиева «Волга. Радуга».
Радуга – это как огромный цветной мост, перекинутый через лист. Для того
чтобы легче было запомнить последовательность цветов в радуге, придумано предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором
первая буква каждого слова обозначает цвет: к – красный, о – оранжевый и т. д.
2. Д е м о н с т р а ц и я п р и е м о в выполнения рисунка.
Учитель
показывает
приемы
работы,
объясняя
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь выполнения рисунка:
1) Взять кисточку в руку так, как вы держите ручку или карандаш. Ее нельзя
держать в кулаке, как молоток.
2) Помыть кисть в баночке с водой, стараясь не разбрызгивать, обмакнуть
кисточку в краску и опустить ее на бумагу.
3) Бумаги касаться надо плавно, сильно на кисть не нажимать.
4) Рисунок располагаем в центре листа, стараясь не мельчить.
5) Нарисовав дугу одним цветом, необходимо помыть кисть в воде, затем
набрать другой цвет. Нельзя немытой, грязной кистью пробовать все краски
подряд, так как тогда все краски станут одинакового цвета. Какого? (Грязного.)
У каждого из вас на столе лежит салфетка или тряпочка. Она нужна для
того, чтобы вытирать руки и стол, просушить кисть по окончании работы.
V. Практическая работа.
З а д а н и е : нарисовать радугу красками.
VI. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т у ч а щ и х с я .
Учащиеся рассматривают выполненные рисунки. Учитель предлагает
послушать стихотворение о радуге.
КРАСКИ РАДУГИ
Вышла радугакраса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе –
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица –
Бери, какая нравится.
КРАСНАЯ
Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос –
Значит, на дворе мороз.
ОРАНЖЕВАЯ Что за мяч оранжевый,
Весело наряженный.
Мячик не резиновый.
Мячик апельсиновый.
ЖЕЛТАЯ
Желтый лимон на цыпленка похож,
Только вот ног у него не найдешь.
Желтый цыпленок похож на лимон,
Только растет не на дереве он.
ЗЕЛЕНАЯ
Вот кузнечик Кузька –
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова –
Весь зеленый, как трава.
ГОЛУБАЯ
Нравятся Насте голубые краски:
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах,
Дали голубые.
Голубые чудеса –
Выбирай любые.
СИНЯЯ
Слышал я, будто стащила синица
В небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку,
Синим стали крылья и спинка.
ЛИЛОВАЯ
Цвет лиловый – цвет сирени,
Цвет фиалок,
Цвет весенний,
Цветет он и колышется
И в нем приятно дышится.
Е. Измайлов
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о .
У ч и т е л ь . Вот и нарисован вами, ребята, первый рисунок.
Как вы его назовете? Сравните рисунки с поэтическими строками:
Птицы, кони на лугу,
Речка, поле, лес и мы
В разноцветную дугу Разом все запряжены.
Н. Толоконников
Не хотите ли назвать свой рисунок строчкой из стихотворения «Разноцветная
дуга»?
Посмотрите, каким он получился красивым, ярким. От ваших радуг у меня
стало радостное настроение. А у вас? Думаю, ваши родители порадуются вместе
с вами, увидев такую красоту. Молодцы!
Домашнее задание: вырезать 4–5 комплектов цветных звездочек любых
форм (красный, желтый или любой другой цвет спектра с пятью оттенками
каждого тона – от темного к светлому).
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Разработка урока по ИЗО 1 класс.ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.