Тема урока: «Орнамент».
Цель урока: закрепление знаний об орнаменте
Оборудование урока:
Для учителя: фотографии или слайды произведений прикладного искусства, украшенных орнаментом, методические таблицы «Цветовой круг», «Виды орнамента», «Типы орнамента».
Для учащихся: альбомные листы, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.
Этапы урока
1. Орг. Момент.
2. Объяснение новой темы.
3. Практическая часть.
4. Домашнее задание.
5. Закрепление новой темы.
6. Подведение итогов урока.
Задачи
- продолжить знакомство с орнаментом, активизировать творческое воображение;
- развивать графические умения в передаче декоративных мотивов, способствовать развитию художественного вкуса;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного отношения к народному искусству.
Ход урока.
1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.
2. Продолжаем знакомство с орнаментом.
Рассматривая с учащимися фотографии и предметы быта, украшенные орнаментом, поясняем, что декоративно-прикладное искусство - это искусство народное. А народ не просто создает предметы быта и находит им нужную форму и выражение, но еще и стремится сохранить для потомков найденную в этих вещах красоту и передать ее нам по наследству. Во все времена народные мастера стремились сделать вещи и полезными и красивыми. Украшая предметы быта, народные художники придумали огромное количество декоративных узоров - орнаментов.
Напоминаем, что орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, который в далеком прошлом нес в себе глубокий символический и магический смысл, знаковость. Это было еще в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15- 10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. Но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась:
украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».
Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражаются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.
Источником создания орнаментов всегда была природа. Растения, животные, птицы, рыбы, камни, вода, облака - весь окружающий мир дарит человеку бесконечное множество орнаментальных форм.
Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элементов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента - замкнутый, ленточный, сетчатый.
Замкнутый орнамент - его элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение (орнаменты в круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике и т. д.).
Ленточный орнамент - в нем декоративные элементы создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту.
Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором элементы, повторяясь, образуют сетку.
В организации самостоятельной работы детей над эскизами важная роль принадлежит таблице цветового круга.
Учащиеся уже хорошо знакомы с основными и дополнительными цветами, научились понимать гармоническое сочетание этих цветов. Следует продолжать развивать чувство цвета. Обращаем внимание ребят на группы теплых и холодных цветов, на их сочетание для получения выразительной по цвету композиции. Умелое использование сочетания этих цветов поможет учащимся сделать свои работы яркими и выразительными.
Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоятельно создать свою орнаментальную композицию.
Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации:
- При рисовании орнамента необходимо правильно расположить изображение на листе.
- Рисовать элементы орнамента следует, соблюдая оси симметрии.
- Раскрашивая элементы орнамента, следует помнить об общей цветовой гармонии рисунка.
При подведении итогов на классной доске оформляем выставку из детских работ, и у учащихся появится возможность сравнить свою работу с работами одноклассников.
3. Практическая часть (учащиеся используя цветную бумагу оформляют тарелку «орнаментом» на листе формата А4).
4. Задание на дом: закончить работу
5. Закрепление.
6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.