Разработка урока по ИЗО по теме : "Орнамент"
Оценка 5

Разработка урока по ИЗО по теме : "Орнамент"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство
4 кл
27.02.2017
Разработка урока по ИЗО по теме : "Орнамент"
Тема урока: «Орнамент». Цель урока: закрепление знаний об орнаменте Оборудование урока: Для учителя: фотографии или слайды произведений прикладного искусства, украшенных орнаментом, методические таблицы «Цветовой круг», «Виды орнамента», «Типы орнамента». Для учащихся: альбомные листы, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей. Этапы урока 1. Орг. Момент. 2. Объяснение новой темы. 3. Практическая часть. 4. Домашнее задание. 5. Закрепление новой темы. 6. Подведение итогов урока. Задачи - продолжить знакомство с орнаментом, активизировать творческое воображение; - развивать графические умения в передаче декоративных мотивов, способствовать развитию художественного вкуса; - воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного от-ношения к народному искусству. Ход урока. 1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности. 2. Продолжаем знакомство с орнаментом. Рассматривая с учащимися фотографии и предметы быта, украшен¬ные орнаментом, поясняем, что декоративно-прикладное искусство - это искусство народное. А народ не просто создает предметы быта и находит им нужную форму и выражение, но еще и стремится сохранить для по-томков найденную в этих вещах красоту и передать ее нам по наследству. Во все времена народные мастера стремились сделать вещи и полезными и красивыми. Украшая предметы быта, народные художники придумали огромное количество декоративных узоров - орнаментов. Напоминаем, что орнамент - это узор, основанный на повторе и че-редовании составляющих его элементов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной дея¬тельности человека, который в далеком прошлом нес в себе глубокий символический и магический смысл, знаковость. Это было еще в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал из¬готавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетиче¬ским, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И со¬стоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Од¬нако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепа¬леолитическую эпоху (15- 10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизо¬бразительной символике, орнамент был почти исключительно гео¬метрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных ком¬бинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, на¬пример, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. Но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными ка¬чествами (часто орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнамен¬тальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась: украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности. Орнаментом называется узор, построенный чередованием в опреде-ленном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение». Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования из-делия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом из-делия, его практическим назначением и художественно-образным смыс-лом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмо-циональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отража-ются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а так¬же эпоха, в которую он возник. Источником создания орнаментов всегда была природа. Растения, животные, птицы, рыбы, камни, вода, облака - весь окружающий мир дарит человеку бесконечное множество орнаментальных форм. Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элемен¬тов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента - замкнутый, ленточный, сетчатый. Замкнутый орнамент - его элементы сгруппированы так, что соз¬дают замкнутое движение (орнаменты в круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике и т. д.). Ленточный орнамент - в нем декоративные элементы создают рит-мический ряд, вписывающийся в ленту. Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором элементы, повто¬ряясь, образуют сетку. В организации самостоятельной работы детей над эскизами важная роль принадлежит таблице цветового круга. Учащиеся уже хорошо знакомы с основными и дополнительными цве-тами, научились понимать гармоническое сочетание этих цветов. Следует продолжать развивать чувство цвета. Обращаем внимание ребят на группы теплых и холодных цветов, на их сочетание для получения выразительной по цвету композиции. Умелое использование сочетания этих цветов помо¬жет учащимся сделать свои работы яркими и выразительными. Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоя¬тельно создать свою орнаментальную композицию. Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации: - При рисовании орнамента необходимо правильно расположить изображение на листе. - Рисовать элементы орнамента следует, соблюдая оси симметрии. - Раскрашивая элементы орнамента, следует помнить об общей цве-товой гармонии рисунка. При подведении итогов на классной доске оформляем выставку из детских работ, и у учащихся появится возможность сравнить свою рабо¬ту с работами одноклассников. 3. Практическая часть (учащиеся используя цветную бумагу оформляют тарелку «орнаментом» на листе формата А4). 4. Задание на дом: закончить работу 5. Закрепление. 6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.Тема урока: «Орнамент». Цель урока: закрепление знаний об орнаменте Оборудование урока: Для учителя: фотографии или слайды произведений прикладного искусства, украшенных орнаментом, методические таблицы «Цветовой круг», «Виды орнамента», «Типы орнамента». Для учащихся: альбомные листы, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей. Этапы урока 1. Орг. Момент. 2. Объяснение новой темы. 3. Практическая часть. 4. Домашнее задание. 5. Закрепление новой темы. 6. Подведение итогов урока. Задачи - продолжить знакомство с орнаментом, активизировать творческое воображение; - развивать графические умения в передаче декоративных мотивов, способствовать развитию художественного вкуса; - воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного от-ношения к народному искусству. Ход урока. 1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности. 2. Продолжаем знакомство с орнаментом. Рассматривая с учащимися фотографии и предметы быта, украшен¬ные орнаментом, поясняем, что декоративно-прикладное искусство - это искусство народное. А народ не просто создает предметы быта и находит им нужную форму и выражение, но еще и стремится сохранить для по-томков найденную в этих вещах красоту и передать ее нам по наследству. Во все времена народные мастера стремились сделать вещи и полезными и красивыми. Украшая предметы быта, народные художники придумали огромное количество декоративных узоров - орнаментов. Напоминаем, что орнамент - это узор, основанный на повторе и че-редовании составляющих его элементов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной дея¬тельности человека, который в далеком прошлом нес в себе глубокий символический и магический смысл, знаковость. Это было еще в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал из¬готавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетиче¬ским, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И со¬стоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Од¬нако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепа¬леолитическую эпоху (15- 10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизо¬бразительной символике, орнамент был почти исключительно гео¬метрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных ком¬бинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, на¬пример, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. Но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными ка¬чествами (часто орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнамен¬тальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась: украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности. Орнаментом называется узор, построенный чередованием в опреде-ленном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение». Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования из-делия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом из-делия, его практическим назначением и художественно-образным смыс-лом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмо-циональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отража-ются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а так¬же эпоха, в которую он возник. Источником создания орнаментов всегда была природа. Растения, животные, птицы, рыбы, камни, вода, облака - весь окружающий мир дарит человеку бесконечное множество орнаментальных форм. Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элемен¬тов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента - замкнутый, ленточный, сетчатый. Замкнутый орнамент - его элементы сгруппированы так, что соз¬дают замкнутое движение (орнаменты в круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике и т. д.). Ленточный орнамент - в нем декоративные элементы создают рит-мический ряд, вписывающийся в ленту. Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором элементы, повто¬ряясь, образуют сетку. В организации самостоятельной работы детей над эскизами важная роль принадлежит таблице цветового круга. Учащиеся уже хорошо знакомы с основными и дополнительными цве-тами, научились понимать гармоническое сочетание этих цветов. Следует продолжать развивать чувство цвета. Обращаем внимание ребят на группы теплых и холодных цветов, на их сочетание для получения выразительной по цвету композиции. Умелое использование сочетания этих цветов помо¬жет учащимся сделать свои работы яркими и выразительными. Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоя¬тельно создать свою орнаментальную композицию. Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации: - При рисовании орнамента необходимо правильно расположить изображение на листе. - Рисовать элементы орнамента следует, соблюдая оси симметрии. - Раскрашивая элементы орнамента, следует помнить об общей цве-товой гармонии рисунка. При подведении итогов на классной доске оформляем выставку из детских работ, и у учащихся появится возможность сравнить свою рабо¬ту с работами одноклассников. 3. Практическая часть (учащиеся используя цветную бумагу оформляют тарелку «орнаментом» на листе формата А4). 4. Задание на дом: закончить работу 5. Закрепление. 6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.
р.docx

Тема урока: «Орнамент».

Цель урока: закрепление знаний об орнаменте

Оборудование урока:

Для учителя: фотографии или слайды произведений прикладного искусства, украшенных орнаментом, методические таблицы «Цветовой круг», «Виды орнамента», «Типы орнамента».

Для учащихся: альбомные листы, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.

 

 

Этапы урока

1. Орг. Момент.

2. Объяснение новой темы.

3. Практическая часть.

4. Домашнее задание.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

                                                                          Задачи

 

-   продолжить знакомство с орнаментом, активизировать творческое воображение;

-   развивать графические умения в передаче декоративных мотивов, способствовать развитию художественного           вкуса;

-   воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного от­ношения к народному искусству.

 

Ход урока.

1. Урок начинается с организационного момента. Учащиеся знакомятся с темой и целью урока, а также готовят необходимые принадлежности.

2. Продолжаем знакомство с орнаментом.

Рассматривая с учащимися фотографии и предметы быта, украшен­ные орнаментом, поясняем, что декоративно-прикладное искусство - это искусство народное. А народ не просто создает предметы быта и находит им нужную форму и выражение, но еще и стремится сохранить для по­томков найденную в этих вещах красоту и передать ее нам по наследству. Во все времена народные мастера стремились сделать вещи и полезными и красивыми. Украшая предметы быта, народные художники придумали огромное количество декоративных узоров - орнаментов.

Напоминаем, что орнамент - это узор, основанный на повторе и че­редовании составляющих его элементов.

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной дея­тельности человека, который в далеком прошлом нес в себе глубокий символический и магический смысл, знаковость. Это было еще в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал из­готавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетиче­ским, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И со­стоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Од­нако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепа­леолитическую эпоху (15- 10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизо­бразительной символике, орнамент был почти исключительно гео­метрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных ком­бинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, на­пример, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. Но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными ка­чествами (часто орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнамен­тальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась:

украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в опреде­ленном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».

Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования из­делия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом из­делия, его практическим назначением и художественно-образным смыс­лом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмо­циональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отража­ются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а так­же эпоха, в которую он возник.

Источником создания орнаментов всегда была природа. Растения, животные, птицы, рыбы, камни, вода, облака - весь окружающий мир дарит человеку бесконечное множество орнаментальных форм.

Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элемен­тов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента - замкнутый, ленточный, сетчатый.

Замкнутый орнамент - его элементы сгруппированы так, что соз­дают замкнутое движение (орнаменты в круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике и т. д.).

Ленточный орнамент - в нем декоративные элементы создают рит­мический ряд, вписывающийся в ленту.

Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором элементы, повто­ряясь, образуют сетку.

В организации самостоятельной работы детей над эскизами важная роль принадлежит таблице цветового круга.

Учащиеся уже хорошо знакомы с основными и дополнительными цве­тами, научились понимать гармоническое сочетание этих цветов. Следует продолжать развивать чувство цвета. Обращаем внимание ребят на группы теплых и холодных цветов, на их сочетание для получения выразительной по цвету композиции. Умелое использование сочетания этих цветов помо­жет учащимся сделать свои работы яркими и выразительными.

Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоя­тельно создать свою орнаментальную композицию.

Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации:

-  При рисовании орнамента необходимо правильно расположить изображение на листе.

-  Рисовать элементы орнамента следует, соблюдая оси симметрии.

-  Раскрашивая элементы орнамента, следует помнить об общей цве­товой гармонии рисунка.

При подведении итогов на классной доске оформляем выставку из детских работ, и у учащихся появится возможность сравнить свою рабо­ту с работами одноклассников.

3. Практическая часть (учащиеся используя цветную бумагу оформляют тарелку «орнаментом» на листе формата А4).

4. Задание на дом: закончить работу

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки и отмечаются самые активные и успешные дети данного урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: « Орнамент ». Цель урока: закрепление знаний об орнаменте

Тема урока: « Орнамент ». Цель урока: закрепление знаний об орнаменте

Од­нако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов

Од­нако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов

Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоя­тельно создать свою орнаментальную композицию

Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоя­тельно создать свою орнаментальную композицию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017