Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Оценка 4.8

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
чтение
3 кл
03.02.2019
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Урок построен с применением технологии развития критического мышления. Дети разбиваются по группам и каждой из них выдаётся по одной из 6ти шляп. Эта технология называется "6 шляп мышления". В основе этой технологии лежит коммуникативное сотрудничество на основе прочитанного произведения. Дети учатся анализировать рассказ не обобщённо, а конкретизированно - по одному заданному учителем параметру.
честное слово.docx
Конспект урока  по литературному чтению 3 класс Тема: Л.Пантелеев «Честное слово» (с применением ТРКМ)   сопереживать   героям, Цель урока:  1)   Развивать   способность   полноценно   воспринимать   художественное произведение,   эмоционально   откликаться   на прочитанное, формировать речевые умения;  2) Сформировать навыки публичного выступления и работы в группе;  3) Прививать нормы социального поведения. Тип урока: комбинированный,  Форма урока: урок­игра, работа в группах Оборудование: 1) мультимедийная презентация; 2) пословицы; 3) 6 шляп (разных по цвету). Организационный момент. Ход урока: 1. (Дети сидят за столами по группам.) 2. Сообщение темы. ­ Ребята, дома вы читали рассказ Л. Пантелеева. Прочитав пословицы со  слайда, вы сейчас мне скажите: о чём сегодня на уроке мы будем говорить. (читают по одному) СЛАЙД 1 1. Береги честь смолоду. 2. По работе воздаётся и честь. 3. Честность и правда вместе живут. 4. Не давши слово – крепись, а давши –  держись. (Мы будем говорить о честности) ­ Верно. Вам, наверное, не раз приходилось слышать выражения: воинская  честь, честь мундира, защитить честь дамы. Речь идёт о военных людях,  которые в любой ситуации должны проявлять свои лучшие качества:  смелость, отвагу, бесстрашие, благородство, героизм. ­   Припомните   ситуации,   когда   вам   приходилось   давать   обещание   и   его исполнить. Чаще всего это, наверное, была фраза: «Мама, даю тебе ….(честное слово).   Вот   и   рассказ,   который   мы   будем   обсуждать   называется   «Честное слово». Написал его Л. Пантелеев. Прежде, чем я расскажу, как мы будем работать на уроке, давайте разберём трудные слова.  3. Словарная работа. ­ Посмотрите на экран. Прочитайте. СЛАЙД 2 Честный – проникнутый искренностью и прямотой,  добросовестный человек, заслуживающий уважение. Честь – достойные уважения и гордости моральные  качества и этические принципы личности. СЛАЙД 3 Читай внимательно: Звание – знание – здание Читай целыми словами: Рад – радовал – обрадовал – обрадовался Крик – крикнул – вскрикнул Хохот – хохотали – расхохотались Знаком – знакомил – знакомился – познакомился   СЛАЙД 4 Читай плавно, по слогам, затем целыми словами: Крас – но – ар – ме – ец – красноармеец (воинское звание  рядового состава в сухопутных войсках Красной Армии  1918 – 1946 г.) Воз – вра – щать – ся – возвращаться  Ко – манн – дир – ская – командирская Ка – ва – ле – рий – ский – кавалерийский (род  сухопутных войск, в котором для передвижения и  действий в бою использовалась верховая лошадь) Про – тис – ки – вать – ся – протискиваться Вес – нуш – ча – тый – веснушчатый Дей – стви – тель – но ­ действительно ­ Вы сидите по группам. Сейчас ко мне подойдёт представитель каждой  группы и выберет тот цвет шляпы, который ему ближе. (Подходят 5 человек и  выбирают шляпы) ­ Итак, та группа, у которой Белая шляпа кратко передаёт содержание  рассказа. Группа, у которой Чёрная шляпа, отыскивает всё негативное в этом  произведении. Группа с Жёлтым цветом шляпы называет все положительные моменты в  данном тексте. Красный цвет шляпы передаёт все эмоции, которые испытывала ваша группа  при чтении рассказа. Ну, и наконец, Зелёная шляпа – это творческая группа. Ваша задача состоит в  том, чтобы изменить конец у этой истории или придумать свою историю с  данным сюжетом. ­ Группы могут приступать к работе. На обсуждение вам даётся 10 минут. 4. Шесть шляп мышления. ­ Итак, давайте послушаем мнение каждой группы. Первыми у нас выступают представители Белой шляпы.  (­ Наступил  вечер. Вдруг  послышался  детский  плач. Рассказчик окликнул мальчика и спросил, что случилось. Мальчик ответил, что большие ребята позвали его в игру, назначили часовым и взяли с него честное слово, что он не покинет свой пост. ­ А давно они тебя сюда поставили? ­ спросил рассказчик. ­ Ещё светло было, – ответил мальчик. Автор хотел сначала посмеяться, но потом понял, что ничего смешного в этой ситуации нет. Наоборот, надо помочь малышу и освободить его от данного слова. Это мог сделать только   военный   человек.   Спустя   некоторое   время,   рассказчик   привёл   кавалерийского майора. Он приказал малышу оставить свой пост. После этого майор и мальчик поспешили домой, а автор искренне восхитился знакомством с мальчиком, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово). ­ Спасибо. Выступают представители Чёрной шляпы. Что же негативного мы обнаружили в этом рассказе?  (Во­первых, плохо то, что на улице стало темнеть, а маленький   мальчик   всё   ещё   оставался   на   улице.   Во­вторых,   он   оказался   упрямым   и плаксивым. Сам громко плакал, но не сразу захотел автору рассказать, в чём дело, не поддавался на уговоры о помощи, не захотел, чтобы автор проводил его домой. В­третьих, мальчик   оказался   очень   подозрительным   и   недоверчивым   к   искренней   помощи   других. Когда автор привёл военного, то мальчик спросил: какое у него звание и сколько звёздочек на погонах. В­четвёртых, мальчик оказался не совсем вежлив, так как не поблагодарил рассказчика   за   помощь,   а   только   попрощался   с   ним.   В­пятых,   очень   плохо   поступили старшие ребята. Они сами предложили мальчику поиграть с ними, и так легкомысленно к этому отнеслись. По их вине малыш остался один на улице в тёмное время суток.) ­ Спасибо вашей группе за выступление. Третьими мы предлагаем высказаться ребятам   под   Жёлтой   шляпой.  (Мы   считаем   этот   рассказ   очень   поучительным. Рассказчик оказался очень внимательным и отзывчивым человеком. Он не прошёл мимо, когда услышал в саду детский плач. А, узнав в чём дело, поспешил прийти малышу на помощь.  Пример для подражания – сам главный герой.  Несмотря на юный возраст, он не побоялся вступить   в   игру   с   большими   мальчишками.   Мальчик   ответственный,   честный,   смелый, волевой.   Дал   честное   слово   и   сдержал   его.   Не   испугался   ни   темноты,   ни   голода,   ни одиночества. Очень достойно поступил майор. Услышав в чём дело, сразу пришёл на помощь.  Уважительно отнесся к главному герою. ­ Молодей, товарищ сержант, ­ сказал он. ­ Из тебя выйдет настоящий воин.  Так благодарят только за хорошие поступки.) ­ Выступление ребят под Красной шляпой. (Знакомясь с этим рассказом, сначала мы испытали любопытство… «Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где­то в стороне, за кустами, кто­то плачет». Интересно стало узнать, что случилось. Потом   нам   было   жалко   маленького   мальчика,   который   «громко   и   безутешно   плакал». После   чтения   разговора   мальчика   и   рассказчика,   нам   стало   неловко,   так   как   малыш грубовато и неуважительно разговаривал с взрослым. Чувство восхищения главным героем было, когда читали эпизод про данное честное слово.  Стало страшновато, когда мальчик остался один в саду. Ведь было уже темно.  Порадовались вместе с героем, когда майор освободил его от данного обещания. Ну, и наконец, испытали гордость за мальчика, дочитав рассказ до конца. Нам захотелось  стать такими же честными, смелыми, волевыми.) ­ Спасибо. Нам понравилось ваше выступление. А сейчас свою версию данной истории представит нам творческая группа, которая выступает под Зелёной шляпой. (У нас получилась такая история: «Когда мы подошли к саду, сторож, как раз вешал на воротах замок. Я попросил его ещё немного подождать, так как  в саду остался мальчик и ждёт моей помощи. Но сторож недоумённо посмотрел на нас и сказал, что в саду никого   нет.   Он   рассказал   о   том,   что   несколько   минут   назад   сюда   вбежала   компания старших   ребят   и   устремилась   в   глубину   сада.   А   через   некоторое   время   они,   весело разговаривая и смеясь, вышли из сада. За руку они вели какого­то маленького мальчика. Выражение   лица   у   него   было   довольное   и   счастливое.   Я   не   совсем   понял   о   чём   они говорили, ­ продолжал сторож. До меня только донеслось: ­ Прости нас, пожалуйста. Мы совсем про тебя забыли. Хочешь, мы проводим тебя домой и объясним родителям, почему ты так задержался. С этими словами сторож повернул ключ в замке и побрёл домой.  Я посмотрел на майора и виновато улыбнулся. Я ждал от него упрёков и обвинений. Но майор,   услышав   рассказ   сторожа,   обрадовался,   что   его   помощь   не   потребовалась.   Он вежливо попрощался и поспешил домой. Я тоже очень обрадовался, что старшие ребята загладили свою вину перед малышом, и эта история  так  благополучно завершилась.  А ещё  я был  рад  знакомству  с  мальчиком,     у которого такое крепкое честное слово.) Синяя шляпа. (Учитель) ­ Ну что ж, ребята. Мы выслушали мнение каждой группы. Все справились с заданием на «отлично». А чтобы поставить точку в нашем обсуждении, я хочу вас спросить. Хотели бы вы иметь такого друга, как этот мальчик. И почему? (Да, хотели бы. Мальчик очень честный и играл по­честному. Он как в жизни, так и в игре очень дорожит честным словом, умеет его держать. А, значит, такой друг никогда тебя не обидит и не подведёт) 5. Творческая работа. ­ Молодцы! Ну, а сейчас каждая группа разыграет перед нами сценки, когда вы могли бы дать честное слово и сдержать его. А мы с ребятами будем угадывать, что это за ситуации. 1 группа. Ситуация «Драка на перемене» Входит учитель с повязкой на руке. Держит за руки двух драчунов. У них взъерошенный   вид.   Вот,   Марина   Владимировна,   разодрались   на   перемене. Примите меры. Мальчики испуганно: ­ Мы больше не будем драться. Даём честное слово. Извините нас. 2 группа. Ситуация «Опять двойка» Мальчик   входит   в   дом   с   опущенной   головой   и   грустным   видом.   Отец спрашивает:   ­   Опять   получил   двойку?   Завтра   же   схожу   в   школу.   Сын восклицает: ­ Не ходи, папа. Я её исправлю. Даю тебе честное слово. 3 группа. «Попрошайка» Один  ученик  ест  конфету, другой –  яблоко,  третий –  печенье. Четвёртый ученик   всё   у   всех   просит:     «Дай   откусить,   угости   конфетой,   поделись печеньем».  Дети окружают его и говорят: ­ Как тебе не стыдно. Попрошайничать нехорошо. Это унизительно! Ученик виновато отвечает: ­ Даю честное слово, что больше никогда ни у кого ничего не буду  выпрашивать. Буду носить всё своё. 4 группа. «Рыцарь наоборот» Идёт урок. Сосед тыкает девочку в спину и просит: ­ Оля, дай списать. (Оля отрицательно мотает головой) Ученик больно дёргает её за волосы и восклицает: «Жадина!» (Оля плачет) Поворачивается Олин сосед и говорит: «А ну извинись перед Олей. Она же  девочка, твоя одноклассница. Как тебе не стыдно! Драчун виновато: «Прости меня, Оля! Честное слово, я не буду больше тебя  обижать. 5 группа. Ситуация «Обещание» Мама спрашивает дочь: ­ Лиля, у тебя скоро День рождения! Чтобы ты хотела получить в подарок? Дочка отвечает: ­ Мама, купи мне, пожалуйста, попугая. Обещаю, что сама буду кормить его,  чистить клетку, учить его разговаривать. ­ Даю честное слово! Синяя шляпа – итог подводит учитель. Этот рассказ учит быть честными в  любой ситуации, отвечать за свои слова честными поступками. 6. Итог урока. ­ Спасибо, ребята! Было интересно. ­ После всего увиденного и услышанного сегодня, я надеюсь, что данное вами честное слово будет надёжным и крепким, как у героя рассказа Л.Пантелеева. 7. Домашнее задание.  ­ Ну, а в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать и нарисовать  сценарий фильма «Честное слово». ­ Первый ряд – 1 часть, второй ряд – 2 часть, третий ряд – 3 часть.) ­ Вы рисуете сюжетные картинки и даёте им словесное объяснение. ­ Спасибо всем за хорошую работу на уроке! Белая (содержание, Факты) План  пересказа. 1.Неожиданная встреча. 2.«Честное  слово – не  уйду». 3.­ Товарищ  майор! 4.Приказано  оставить пост. 5.Настоящий  человек! Таблица Чёрная (негативное) Жёлтая (положительное) Красная (эмоции) Зелёная (творчество) 1.Любопытство. 2.Жалость. 3.Осуждение. 4.Восхищение. 5.Страх. 6.Радость. 7.Гордость за  мальчика. 1.Плаксивый. 2.Испуганный. 3.Упрямый. 4.Невежливый. 5.Недоверчивый  и  подозрительный. 6.Приняли в  игру и забыли. 1.Внимательность  и отзывчивость  рассказчика. 2.Ответственность мальчика, его  смелость, сила  воли, верность  данному слову,  честность. 3.Искренняя  помощь майора. 4.Поступок  мальчика –  пример для  подражания. Когда  рассказчик с  майором  поспешили на  помощь  мальчику, то  сторож  рассказал им,  что пришли  большие  ребята,  извинились  перед  малышом и  пошли  провожать его  домой. Автор с майором  обрадовались  такому  повороту дела.  История  благополучно  завершилась  сама собой.

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"

Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019