Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
чтение
3 кл
03.02.2019
Урок построен с применением технологии развития критического мышления. Дети разбиваются по группам и каждой из них выдаётся по одной из 6ти шляп. Эта технология называется "6 шляп мышления". В основе этой технологии лежит коммуникативное сотрудничество на основе прочитанного произведения. Дети учатся анализировать рассказ не обобщённо, а конкретизированно - по одному заданному учителем параметру.
честное слово.docx
Конспект урока
по литературному чтению
3 класс
Тема: Л.Пантелеев «Честное слово»
(с применением ТРКМ)
сопереживать героям,
Цель урока:
1) Развивать способность полноценно воспринимать художественное
произведение,
эмоционально откликаться на
прочитанное, формировать речевые умения;
2) Сформировать навыки публичного выступления и работы в группе;
3) Прививать нормы социального поведения.
Тип урока: комбинированный,
Форма урока: урокигра, работа в группах
Оборудование:
1) мультимедийная презентация;
2) пословицы;
3) 6 шляп (разных по цвету).
Организационный момент.
Ход урока:
1.
(Дети сидят за столами по группам.)
2. Сообщение темы.
Ребята, дома вы читали рассказ Л. Пантелеева. Прочитав пословицы со
слайда, вы сейчас мне скажите: о чём сегодня на уроке мы будем говорить.
(читают по одному)
СЛАЙД 1
1. Береги честь смолоду.
2. По работе воздаётся и честь.
3. Честность и правда вместе живут.
4. Не давши слово – крепись, а давши –
держись.
(Мы будем говорить о честности)
Верно. Вам, наверное, не раз приходилось слышать выражения: воинская
честь, честь мундира, защитить честь дамы. Речь идёт о военных людях,
которые в любой ситуации должны проявлять свои лучшие качества:
смелость, отвагу, бесстрашие, благородство, героизм.
Припомните ситуации, когда вам приходилось давать обещание и его
исполнить. Чаще всего это, наверное, была фраза: «Мама, даю тебе ….(честное слово). Вот и рассказ, который мы будем обсуждать называется «Честное
слово». Написал его Л. Пантелеев. Прежде, чем я расскажу, как мы будем
работать на уроке, давайте разберём трудные слова.
3. Словарная работа.
Посмотрите на экран. Прочитайте.
СЛАЙД 2
Честный – проникнутый искренностью и прямотой,
добросовестный человек, заслуживающий уважение.
Честь – достойные уважения и гордости моральные
качества и этические принципы личности.
СЛАЙД 3
Читай внимательно:
Звание – знание – здание
Читай целыми словами:
Рад – радовал – обрадовал – обрадовался
Крик – крикнул – вскрикнул
Хохот – хохотали – расхохотались
Знаком – знакомил – знакомился – познакомился
СЛАЙД 4
Читай плавно, по слогам, затем целыми словами:
Крас – но – ар – ме – ец – красноармеец (воинское звание
рядового состава в сухопутных войсках Красной Армии
1918 – 1946 г.)
Воз – вра – щать – ся – возвращаться
Ко – манн – дир – ская – командирская
Ка – ва – ле – рий – ский – кавалерийский (род
сухопутных войск, в котором для передвижения и
действий в бою использовалась верховая лошадь)
Про – тис – ки – вать – ся – протискиваться
Вес – нуш – ча – тый – веснушчатый
Дей – стви – тель – но действительно
Вы сидите по группам. Сейчас ко мне подойдёт представитель каждой
группы и выберет тот цвет шляпы, который ему ближе. (Подходят 5 человек и
выбирают шляпы)
Итак, та группа, у которой Белая шляпа кратко передаёт содержание
рассказа.
Группа, у которой Чёрная шляпа, отыскивает всё негативное в этом
произведении.
Группа с Жёлтым цветом шляпы называет все положительные моменты в
данном тексте. Красный цвет шляпы передаёт все эмоции, которые испытывала ваша группа
при чтении рассказа.
Ну, и наконец, Зелёная шляпа – это творческая группа. Ваша задача состоит в
том, чтобы изменить конец у этой истории или придумать свою историю с
данным сюжетом.
Группы могут приступать к работе. На обсуждение вам даётся 10 минут.
4. Шесть шляп мышления.
Итак, давайте послушаем мнение каждой группы. Первыми у нас выступают
представители Белой шляпы. ( Наступил вечер. Вдруг послышался детский плач.
Рассказчик окликнул мальчика и спросил, что случилось. Мальчик ответил, что большие
ребята позвали его в игру, назначили часовым и взяли с него честное слово, что он не
покинет свой пост.
А давно они тебя сюда поставили? спросил рассказчик.
Ещё светло было, – ответил мальчик.
Автор хотел сначала посмеяться, но потом понял, что ничего смешного в этой ситуации
нет. Наоборот, надо помочь малышу и освободить его от данного слова. Это мог сделать
только военный человек. Спустя некоторое время, рассказчик привёл кавалерийского
майора. Он приказал малышу оставить свой пост. После этого майор и мальчик поспешили
домой, а автор искренне восхитился знакомством с мальчиком, у которого такая сильная
воля и такое крепкое слово).
Спасибо. Выступают представители Чёрной шляпы. Что же негативного мы
обнаружили в этом рассказе? (Вопервых, плохо то, что на улице стало темнеть, а
маленький мальчик всё ещё оставался на улице. Вовторых, он оказался упрямым и
плаксивым. Сам громко плакал, но не сразу захотел автору рассказать, в чём дело, не
поддавался на уговоры о помощи, не захотел, чтобы автор проводил его домой. Втретьих,
мальчик оказался очень подозрительным и недоверчивым к искренней помощи других.
Когда автор привёл военного, то мальчик спросил: какое у него звание и сколько звёздочек
на погонах. Вчетвёртых, мальчик оказался не совсем вежлив, так как не поблагодарил
рассказчика за помощь, а только попрощался с ним. Впятых, очень плохо поступили
старшие ребята. Они сами предложили мальчику поиграть с ними, и так легкомысленно к
этому отнеслись. По их вине малыш остался один на улице в тёмное время суток.)
Спасибо вашей группе за выступление. Третьими мы предлагаем высказаться
ребятам под Жёлтой шляпой. (Мы считаем этот рассказ очень поучительным.
Рассказчик оказался очень внимательным и отзывчивым человеком. Он не прошёл мимо,
когда услышал в саду детский плач. А, узнав в чём дело, поспешил прийти малышу на
помощь.
Пример для подражания – сам главный герой. Несмотря на юный возраст, он не побоялся
вступить в игру с большими мальчишками. Мальчик ответственный, честный, смелый,
волевой. Дал честное слово и сдержал его. Не испугался ни темноты, ни голода, ни
одиночества.
Очень достойно поступил майор. Услышав в чём дело, сразу пришёл на помощь.
Уважительно отнесся к главному герою.
Молодей, товарищ сержант, сказал он.
Из тебя выйдет настоящий воин.
Так благодарят только за хорошие поступки.) Выступление ребят под Красной шляпой. (Знакомясь с этим рассказом, сначала мы
испытали любопытство… «Вдруг я остановился. Мне послышалось, что гдето в стороне,
за кустами, ктото плачет». Интересно стало узнать, что случилось.
Потом нам было жалко маленького мальчика, который «громко и безутешно плакал».
После чтения разговора мальчика и рассказчика, нам стало неловко, так как малыш
грубовато и неуважительно разговаривал с взрослым.
Чувство восхищения главным героем было, когда читали эпизод про данное честное слово.
Стало страшновато, когда мальчик остался один в саду. Ведь было уже темно.
Порадовались вместе с героем, когда майор освободил его от данного обещания.
Ну, и наконец, испытали гордость за мальчика, дочитав рассказ до конца. Нам захотелось
стать такими же честными, смелыми, волевыми.)
Спасибо. Нам понравилось ваше выступление. А сейчас свою версию данной
истории представит нам творческая группа, которая выступает под Зелёной
шляпой. (У нас получилась такая история: «Когда мы подошли к саду, сторож, как раз
вешал на воротах замок. Я попросил его ещё немного подождать, так как в саду остался
мальчик и ждёт моей помощи. Но сторож недоумённо посмотрел на нас и сказал, что в саду
никого нет. Он рассказал о том, что несколько минут назад сюда вбежала компания
старших ребят и устремилась в глубину сада. А через некоторое время они, весело
разговаривая и смеясь, вышли из сада. За руку они вели какогото маленького мальчика.
Выражение лица у него было довольное и счастливое. Я не совсем понял о чём они
говорили, продолжал сторож. До меня только донеслось: Прости нас, пожалуйста. Мы
совсем про тебя забыли. Хочешь, мы проводим тебя домой и объясним родителям, почему
ты так задержался. С этими словами сторож повернул ключ в замке и побрёл домой.
Я посмотрел на майора и виновато улыбнулся. Я ждал от него упрёков и обвинений. Но
майор, услышав рассказ сторожа, обрадовался, что его помощь не потребовалась. Он
вежливо попрощался и поспешил домой.
Я тоже очень обрадовался, что старшие ребята загладили свою вину перед малышом, и эта
история так благополучно завершилась. А ещё я был рад знакомству с мальчиком, у
которого такое крепкое честное слово.)
Синяя шляпа. (Учитель)
Ну что ж, ребята. Мы выслушали мнение каждой группы. Все справились с
заданием на «отлично». А чтобы поставить точку в нашем обсуждении, я хочу
вас спросить. Хотели бы вы иметь такого друга, как этот мальчик. И почему?
(Да, хотели бы. Мальчик очень честный и играл почестному. Он как в жизни, так и в игре
очень дорожит честным словом, умеет его держать. А, значит, такой друг никогда тебя не
обидит и не подведёт)
5. Творческая работа.
Молодцы! Ну, а сейчас каждая группа разыграет перед нами сценки, когда
вы могли бы дать честное слово и сдержать его. А мы с ребятами будем
угадывать, что это за ситуации.
1 группа. Ситуация «Драка на перемене»
Входит учитель с повязкой на руке. Держит за руки двух драчунов. У них
взъерошенный вид. Вот, Марина Владимировна, разодрались на перемене.
Примите меры. Мальчики испуганно:
Мы больше не будем драться. Даём честное слово. Извините нас.
2 группа. Ситуация «Опять двойка» Мальчик входит в дом с опущенной головой и грустным видом. Отец
спрашивает: Опять получил двойку? Завтра же схожу в школу. Сын
восклицает: Не ходи, папа. Я её исправлю. Даю тебе честное слово.
3 группа. «Попрошайка»
Один ученик ест конфету, другой – яблоко, третий – печенье. Четвёртый
ученик всё у всех просит: «Дай откусить, угости конфетой, поделись
печеньем».
Дети окружают его и говорят:
Как тебе не стыдно. Попрошайничать нехорошо. Это унизительно!
Ученик виновато отвечает:
Даю честное слово, что больше никогда ни у кого ничего не буду
выпрашивать. Буду носить всё своё.
4 группа. «Рыцарь наоборот»
Идёт урок. Сосед тыкает девочку в спину и просит:
Оля, дай списать. (Оля отрицательно мотает головой)
Ученик больно дёргает её за волосы и восклицает: «Жадина!» (Оля плачет)
Поворачивается Олин сосед и говорит: «А ну извинись перед Олей. Она же
девочка, твоя одноклассница. Как тебе не стыдно!
Драчун виновато: «Прости меня, Оля! Честное слово, я не буду больше тебя
обижать.
5 группа. Ситуация «Обещание»
Мама спрашивает дочь:
Лиля, у тебя скоро День рождения! Чтобы ты хотела получить в подарок?
Дочка отвечает:
Мама, купи мне, пожалуйста, попугая. Обещаю, что сама буду кормить его,
чистить клетку, учить его разговаривать.
Даю честное слово!
Синяя шляпа – итог подводит учитель. Этот рассказ учит быть честными в
любой ситуации, отвечать за свои слова честными поступками.
6. Итог урока.
Спасибо, ребята! Было интересно.
После всего увиденного и услышанного сегодня, я надеюсь, что данное вами
честное слово будет надёжным и крепким, как у героя рассказа Л.Пантелеева.
7. Домашнее задание.
Ну, а в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать и нарисовать
сценарий фильма «Честное слово».
Первый ряд – 1 часть, второй ряд – 2 часть, третий ряд – 3 часть.)
Вы рисуете сюжетные картинки и даёте им словесное объяснение.
Спасибо всем за хорошую работу на уроке! Белая
(содержание,
Факты)
План
пересказа.
1.Неожиданная
встреча.
2.«Честное
слово – не
уйду».
3. Товарищ
майор!
4.Приказано
оставить пост.
5.Настоящий
человек!
Таблица
Чёрная
(негативное)
Жёлтая
(положительное)
Красная
(эмоции)
Зелёная
(творчество)
1.Любопытство.
2.Жалость.
3.Осуждение.
4.Восхищение.
5.Страх.
6.Радость.
7.Гордость за
мальчика.
1.Плаксивый.
2.Испуганный.
3.Упрямый.
4.Невежливый.
5.Недоверчивый
и
подозрительный.
6.Приняли в
игру и забыли.
1.Внимательность
и отзывчивость
рассказчика.
2.Ответственность
мальчика, его
смелость, сила
воли, верность
данному слову,
честность.
3.Искренняя
помощь майора.
4.Поступок
мальчика –
пример для
подражания.
Когда
рассказчик с
майором
поспешили на
помощь
мальчику, то
сторож
рассказал им,
что пришли
большие
ребята,
извинились
перед
малышом и
пошли
провожать его
домой. Автор с
майором
обрадовались
такому
повороту дела.
История
благополучно
завершилась
сама собой.
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Разработка урока по литературному чтению с применением ТРКМ Л.Пантелеев "Честное слово"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.