Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13
Урок математики в 5А классе
по теме
«Сравнение обыкновенных дробей»
Подготовила: Удалова Анастасия Алексеевна,
учитель математики
Егорьевск
2016
Класс: 5
УМК:Е.А. Бунимович , «Сфера»).
Цели урока:
Предметные УУД:
- иметь представление о дроби как результате деления натуральных чисел;
- о частном от деления;
- о дроби как одной или нескольких равных долей;
- уметь решать задачи, рассматривая дробь как результат деления натуральных чисел;
- сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные :
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные:
- формирование умения работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку;
- контролировать действие партнера.
Личностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.
|
Тип урока: урок изучения нового материала.
Применяемые методы, педтехнологии: технология проблемного обучения (проблемный диалог), объяснительно-иллюстративный метод, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Структура урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
2 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация математического диктанта. |
Выполняют математический диктант. |
5 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. |
3 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности готовы продолжить работу. |
2 |
|
5. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Показать как сравнивать дроби |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Работают в парах над поставленными задачами. |
15 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Актуализация ранее приобретенных знаний.
|
Применение ранее приобретенных знаний, умений. |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Работают в парах. |
10 |
Познавательные: формирование интереса. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
4 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы пар и класса в целом. |
Учащиеся сдают лесенки успеха. |
3 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
9. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание. |
1 |
|
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
Математический диктант. (2 ученика на переносных досках)
1) Запишите дроби: пять седьмых, восемь одиннадцатых.
2) Запишите дробь, у которой числитель 4, а знаменатель 9.
3) Запишите дробь, у которой знаменатель 5, а числитель 2.
4) Какую из дробей называют четвертью?
5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 6 раз больше
6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 7 больше.
7) Какие дроби называются неправильными
Проверка (парами, соседи меняются тетрадями).
Критерии оценки:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
Молодцы!
Продолжаем нашу работу.
3. Проверка д.з
4. Этап изучения нового материала.
На доске записаны дроби.
1/3, 2/3, 3/8, 6/8, 3/7 и 3/4, 6/11 и 6/13.
Придумайте, пожалуйста, вопросы или задания к этим дробям.
Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например:
1. Назовите числители дробей, знаменатели дробей.
2. Назовите правильные дроби, неправильные дроби.
3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?
(Далее следуют ответы обучающихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала).
- Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания?
Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему.
- Как сравнивают дроби?
- Тогда формулируем тему урока: "Сравнение обыкновенных дробей".
- Поставьте каждый для себя цель урока.
Целеполагание:
Учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают.
- Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания?
Рассмотрим дроби 1/3 и 2/3.
- Какой знак бы вы поставили?
- Дети отвечают, объясняют почему?
- Давайте, рассмотрим. У вас на столах лежат листы с заготовками. Итак, посмотрите на рисунок 1. Какие дроби там изображены? Какая из двух частей больше?
- 2/3
-Какой знак поставим?
- Меньше.
- Еще один пример 1/8 и 6/8? Порассуждайте в паре. Какой знак поставим?
- Меньше.
- А что вы заметили в этих двух дробях?
- У них были одинаковые знаменатели, а числители разные.
- И какая из двух дробей получается больше?
- Больше та дробь, у которой числитель больше.
-Верно. Сформулируйте правило.
- Учащиеся формулирую правило. Несколько учеников проговаривают данное правило.
- Хорошо. Следующие две пары дробей: 3/7 и 3/4, 6/11 и 6/13.
Что вы заметили в этих дробях?
- У данных дробей одинаковые числители, но разные знаменатели.
- Поработайте в парах с раздаточным материалом и какой бы вы знак поставили между этими дробями?
- Учащиеся работают с раздаточным материалом.
- Какой знак вы бы поставили в первой паре, во второй? Какой следует вывод?
- Учащиеся высказывают свои мнения и формулируют правило.
4. Физминутка.
Дроби вместе изучали
Очень, очень мы устали.
А теперь все дружно встали,
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперед, назад.
Дроби мы не забываем,
И числитель называем:
Для семи четвертых мне.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
5. Первичное закрепление нового материала (коррекция).
Проверьте себя: насколько хорошо вы поняли материал; выполните следующее задание самостоятельно в паре.
Таблица с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Самопроверка. Ответы подготовлены на доске. 6. Историческая справка
n
«Человек есть дробь, где числитель — это
то, что он из себя представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает.»
Перефразируя Л.Н. Толстого, можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель – это то, что думает о себе сам. 7. Актуализация ранее приобретенных знаний. Откройте учебник стр. 148. Выполняем № 514, 521 Работаем в парах. Когда пара будет готова, поднимаем вверх руки.
8. Контроль усвоения нового материала. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание. Выполнить контрольные задания на странице 93. n Почему дроби назывались «ломаные числа»?
Группа 1
|
|
|
Группа 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.