Материал данного урока показывает взаимосвязь между действиями умножения и деления; дети учатся составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение; продолжают работу над задачами и уравнениями; развивают навыки счета, логическое мышление, память. Воспитывает чувство дружбы и коллективизма , работая в группах и парах.
М а т е м а т и к а
У ч и т е л ь : Т у м а Т . В .
С в я з ь м е ж д у к о м п о н е н т а м и и р е з у л ь т а т о м у м н о ж е н и я .
У р о к 105
Цели деятельности учителя
показать взаимосвязь между действиями умножения и деления; учить составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий
пример на умножение; продолжать работу над задачами и уравнениями; развивать навыки счета.
Комбинированный
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют
мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и
со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают, как решать задачи умножением и делением;
названия компонентов действия умножения и деления; переместительный закон умножения, понимают его суть; устную и письменную
нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и
однозначного чисел; отличительные особенности задачи; что такое уравнение, как решить уравнение; умеют: записывать решение задач
посредством действий деления и умножения; читать частные, читать произведения, используя названия компонентов действия умножения и
деления; составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение; складывать и вычитать двузначные числа,
используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; решать задачи и уравнения изученных
видов; находить значения числовых выражений удобным способом.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и определяют последовательность
действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при
необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; познавательные:
формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выделяют необходимую
информацию, структурируют знания; создают алгоритм деятельности; сравнивают, анализируют, устанавливают причинноследственные
связи, делают выводы; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками; достаточно полно и четко выражают свои мысли; взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться.
частичнопоисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и формы
обученияХ О Д У Р О К А
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы контроля
Осуществляемые действия
Формируемые умения
I. Организационный момент
Фронтальная. Словесный
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Демонстрируют готовность
к уроку
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Наблюдение
II. Каллиграфическая минутка
90 90 90 90 90… 100 100 100 100…
Вырабатывают каллиграфический почерк
Фронтальный
Практический
III. Устный счет1. Ребусы:
3* + 4 = 42 6* – * = *8
*7 + * = 51 7* – 3 = 6*
2. Вычислите:
– Из суммы чисел 29 и 11 вычтите число 15.
– К разности чисел 30 и 12 прибавьте число 8
– Прибавляйте к четырем по 4 до 40.
– Вычитайте из 40 по 4 до нуля.
3. Задачи:
1) В букете было 35 цветков: ромашки и васильки. На сколько больше было васильков, если ромашек было 15?
2) В двух книгах 96 страниц. В одной из них 64 страницы. Сколько страниц во второй книге?
Выполняют задание учителя.
понимают суть арифметического действия
Уст
ные ответы
IV. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
Фронтальная. Словесный.
Индивидуальная.
Практическая деятельность
На доске записаны выражения:
50 + 30 = 80 2 ∙ 8 = 16
80 – 50 = 30 16 : 2 = 8
80 – 30 = 50 16 : 8 = 2
– Рассмотрите внимательно выражения каждого столбика. Что заметили?
– Как связаны между собой равенства каждого столбика?
В результате наблюдения учащиеся повторяют известное о связи между суммой и слагаемыми и делают вывод о связи между
произведением и множителями.
В ы в о д : Если значение произведения разделить на первый множитель, получится второй множитель.
Если значение произведения разделить на второй множитель, получится первый множитель.
– Сегодня на уроке вы будете составлять числовые выражения, опираясь на взаимосвязь компонентов действия умножения. И тема нашего
урока: «Связь действий умножения и деления».
Решают выражения
Выполнять вычисления устные и письменные, знают названия компонентов арифметических действий.
Устные ответы.
Физкультминутка
ФронтальнаяПо желанию учащихся
Выполняют
элементарные физические уп
ражнения
Наблюдение
Фронтальная.
Самостоятельная
V. Открытие новых знаний.
1. Формирование умения устанавливать взаимосвязь действий умножения и деления.
Работа идет по рисункам и равенствам, записанным под ними (с. 72), в результате чего подтверждается и обосновывается вывод,
сделанный обучающимися.
2. Первичное закрепление знаний.
задание 1 (с. 72), с устным объяснением.
3. Самостоятельная работа обучающихся.
Самостоятельно с последующей самопроверкой ученики выполняют задание «Проверь себя» (с. 72).
Решают выражения и задачу.
Устные ответы,
наблюдение
Фронтальная
Групповая
Самостоятельная
VI. Работа над пройденным материаломВ парах
Устно разбирается задача 3 (с. 72).
Решение задачи может быть записано на доске, после чего составляются две задачи, обратные данной.
Далее ученики выполняют задачу 4 (с. 72).
Решение уравнений и выражений.
На доске записаны уравнения:
– Рассмотрите уравнения. Что вы заметили?
– Вставьте вместо звездочек такие числа, чтобы уравнения можно было решить.
– Проверьте работу друг друга.
Взаимопроверка.
Затем ученики решают выражения из задания 6 (с. 72).
* – х = 14 * + х = 100
VII. Рефлексия учебной деятельности
Самостоятельная. Самопроверка
– Какие открытия сделали на уроке? Что было интересным?
– Что было трудным? Как вы справились с трудностями?
– Оцените свою работу.
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
осваивают начальные формы рефлексии.
Устные ответы
VIII. Домашнее задание
выполнить задание «Начерти и раскрась» (с. 72, на полях).
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.
Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.