В данной методической разработке представлена разработка урока по заявленной выше теме для учащихся адаптивной школы . занимающихся по программе YIII вида 5-9 классов под редакцией В,В,Воронковой. В процессе урока реализовывалось одновременно несколько коррекционно-обучающих и развивающих задач: привитие навыка самостоятельной работы; развитие речи учащихся при объяснении решения задач и примеров.
КОУ ОО « Шербакульская адаптивная школаинтернат»
Разработка урока по математике
в 6 классе
по теме:
«Нумерация чисел в пределах 1000000»
по Программе специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы VIII вида: 5 – 9 кл: В 2 сб.. / Под ред. В.В. Воронковой, 2001 г./2
Учитель: Покидышева И.И.
Тема урока: «Нумерация чисел в пределах 1000000»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока:
Обобщить и систематизировать умения читать, записывать,
сравнивать числа в пределах 1000000 через деловую игру.
Задачи урока:
образовательные
представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; определять десятичный
состав числа при помощи тренировочных упражнений; выполнять сложение и
вычитание чисел в пределах 1000000 на основе знания разрядного состава числа;
закрепить приемы решения задач на пропорциональное деление;
коррекционные
развивать произвольное внимание и логическое мышление при решении задач,
усложнять смысловую функцию речи; развивать приемы обобщения и систематизации,
навыки контроля и самоконтроля при помощи тренировочных упражнений;
воспитательные
воспитывать познавательный интерес, чувство гордости за успехи, добросовестное
отношение к труду.
Оборудование:
Презентация Power Point, таблицы с числами в пределах 1000000, карточки для
индивидуальной работы, поощрительные жетончики для учащихся.
ТСО: компьютер с мультимедийной установкой, проектор.
Модель урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация обучения.
3. Устный счет. Актуализация опорных знаний.
4. Обобщение и повторение через деловую игру.
Решение задачи.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
5. Итог урока. Рефлексия.3
появляются на экране с помощью мультимедийной
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим знания, полученных
при изучении темы «Нумерация чисел в пределах 100000», и
будем применять полученные знания и умения при выполнении
различных заданий. Но урок у нас не простой, вы не просто
ученики, а строители. Мы сегодня будем строить дом.
А для этого вы должны выполнять быстро и правильно
следующие предложенные задания уверенно, с удовольствием и
успешно.
(Слова уверенность,
успех,
удовольствие.
установки)
Мы будем строить дом постепенно.
Давайте вспомним, из каких частей состоит дом? (учащиеся
перечисляют части дома – фундамент, крыша, стены, окна,
труба, дверь).
В какой последовательности мы будем его строить? (Сначала
фундамент, потом стены, крыша, окна, двери, труба.)
Какая из перечисленных частей самая главная? Почему?
(фундамент основание дома, на нем держится весь дом).
Правильно, вот и тема «Нумерация чисел в пределах 1000000»
является фундаментом для изучения дальнейших тем по
математике,
чтобы ваши знания были прочными и
качественными.
(тема записывается на доске и в тетрадях учащихся)
2. Устный счет.
Начинаем закладывать фундамент, для этого вы должны
выполнить следующие задания устно
(на экране появляется таблица с числами < Рисунок 6>) )
187
3205
42 504
199 999
135 678
23799
Учащиеся выполняют следующие задания по таблице:
1. Найти и прочитать число, у которого одна сотня, восемь
десятков, семь единиц 1 класса. Какое это число? (187
этих
Цель
упражнений
подготовить
мыслительную
деятельность
учащихся
к
активной работе на
уроке.
Цель
проверить
усвоенные
ранее
знания учащихся и
их готовность к
восприятию
материала занятия.трехзначное, нечетное).
2. Найти и прочитать число, у которого три единицы второго
класса, двести пять единиц второго класса (назвать «соседей»
этого числа).
Прочитать наибольшее число.(135678).
3.
4
Подведение итогов.
Ребята, фундамент нашего дома заложен.
(На экране
появляется фундамент дома < Рисунок 1>) Приложение
1
Рисунок 1
3. Актуализация опорных знаний.
Продолжаем строить наш дом.
Выписать в столбик числа третьей строки из этой же таблицы и
разложить на сумму разрядных слагаемых.
Устная проверка с комментированием.
Подведение итогов.
Наиболее активным учащимся выдаются жетончики.
(На экране появляется стены
Приложение 1)
дома <Рисунок 2>)
Рисунок 2
Цель:
Формирование
умения
самостоятельно
применять знания
при решении задач.
4. Составление и решение задачи по краткой записи
Чего не хватает в нашем доме? ( Крыши)
Для того, чтобы она появилась, нужно решить задачу по
краткой записи)
( На экране появляется краткая запись)
4 бидона 132 литра
7 бидонов х литров
Составление задачи:
1. О чем можно составить эту задачу? (молоко перевозят в
бидонах на молокозавод, молоко хранится в бидонах,
разлили молоко на ферме в бидоны)5
2. Что известно в задаче? Назови каждое число и объясни, что
оно показывает? (Известно, что в 4 бидона разлито 132
литра молока, а в 7 бидонов неизвестно. Надо найти
сколько молока разлили в 7 бидонов)
Учащиеся составили задачу (На ферме надоили 132 литра
молока и разлили его в 4 бидона. Сколько литров молока
разольют в 7 бидонов?)
Повторите задачу по краткой записи.
Сколько литров молока надоили?
Одинаковое ли количество молоко в одном бидоне?
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему нельзя?
Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи?
(Нет. Не хватает, сколько литров молока в одном бидоне.)
Что можно узнать сначала, каким действием?
Какой первый вопрос задачи? Какое первое действие?
(Сколько литров молока в одном бидоне? Делением.)
Если мы будем знать, сколько литров молока в одном бидоне, а
количество бидонов мы знаем, то, что можно узнать?
Значит, какой второй вопрос задачи и какое второе действие?
(Сколько литров молока в семи бидонах? Умножением.)
После проведенного устного анализа задачи, учащиеся
самостоятельно записывают краткую запись, и решают задачу с
пояснением. Отдельным учащимся предлагается Карточка с
дифференцированной помощью зависимости от индивидуальных
возможностей учащихся. < Рисунок 6>
1) 132 : 4 = 33 (л) – молока в одном бидоне
2) 33 ∙ 7 = 231 (л) – молока в семи бидонах
Ответ: 231 литр молока в семи бидонах
Кто первый справится с задачей, записывает решение задачи
выражением. (132 : 4 ∙7 = 231)
Проверка решения задачи.
Сколько литров молока в семи бидонах?
Почему мы делили в первом действии?
Зачем мы умножали во втором действии?
Если бы стоял такой вопрос, Сколько литров молока в десяти
бидонах, как бы вы тогда на него ответили?
А, знаете ли вы, сколько литров молока дает одна корова за
один удой? (от 3 – 5 литров).
Подведение итогов.
Тем, кто правильно решил задачу, выдаются жетончики.
(На экране появляется крыша дома < Рисунок 3>)
(Приложение1)развивать
Цель:
неординарность
мышления, умения
анализировать,
сравнивать.
Развивать
самоконтроля.
навык
6
Рисунок 3
5. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
Чего не хватает в нашем доме? (Окон и двери)
Чтобы появилось окно и дверь, вы должны выполнить
следующие задания.
Учащимся выдаются индивидуальные карточки с заданием
<Рисунок 7>.
Задание: Найди одинаковые числа и соедини их с помощью
стрелок.
345 200+4
222 300+40+5
403 200+20+2
204 400+3
240 200+40
Рисунок 7
самостоятельно, третьей с помощью учителя).
(Учащиеся первой и второй группы выполняют
Дополнительно учащиеся первой группы выполняют задание
по карточке < Рисунок 8>
Расположи числа в порядке убывания: направление
укажи стрелками:
7002 2700 2007
7200 7020
2070
Рисунок 8
Проверка решения задания
(правильный вариант решения появляется на экране и
учащиеся самостоятельно проверяют)
Подведение итогов
(Первым пяти учащимся, справившимся с заданиями,
выдаются жетончики).(На экране появляются окно и дверь дома < Рисунок 4>)
( Приложение 1)
7
Цель:
проверить
качество и уровень
формирования
навыков сложения и
вычитания на основе
знания разрядного
состава числа.
Рисунок 4
6. Работа с учебником
–Чтобы в нашем доме было тепло и уютно, мы должны зажечь
печь, нам для этого нужна труба. Для этого вы сейчас откроете
страницу 49 в учебнике, найдете задание №198 и решите в
тетрадях 1 и 2 столбики <Рисунок 9>.
Учащийся первой группы демонстрирует решение первого
примера на доске,
(1200 + 2300 = 3500)
все остальные примеры учащиеся решают самостоятельно в
тетрадях.
Устная проверка:
< Рисунок 10>.
Учащиеся сравнивают свои результаты с карточками.
На доске – выставлены карточки с ответами примеров
Подведение итогов
Наиболее активным учащимся выдаются жетончики.
(На экране у дома появляется труба < Рисунок 5>)
( Приложение 1)
Рисунок 5
Расположите ответыкарточки в порядке возрастания.
(Учитель переворачивает карточки, на обратной стороне
которых написаны буквы.
Учащиеся читают слово
«молодцы»)
Вот что хочется сказать мне вам ребята за активную работу на
уроке.8
7. Итог урока
Посмотрите, какой у нас получился замечательный дом. Мы его
построили полностью или чегото не хватает? (Да)
А теперь выберем лучших строителей, посчитаем, у кого
больше жетончиков. Учащиеся, набравшие большее количество
жетонов, получают оценку «5».
Скажите, понравился ли вам урок?
Какое задание показалось вам самым трудным? Почему?
Какое задание показалось вам самым легким? Почему?
Для чего вам нужно правильно читать многозначные числа,
раскладывать их на разрядные слагаемые?
Где эти знания могут пригодиться?
8. Домашнее задание
стр. 48 № 5 (1) для 3–й группы
№5 (2) для 1,2 групп