Разработка урока по музыке на тему "Искусство ради жизни на Земле" (6 класс, музыка)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок музыки "Искусство ради жизни на Земле" проводится в 6 классе. Обучающиеся на данном уроке знакомятся с искусством Японии оригамми, связанным со страшными событиями - взрывами в Хиросиме и Нагасаки на примере музыкального произведения "Сюита «Утро планеты» А.Морозова. На уроке применяется проектная деятельность.
Иконка файла материала Искусство ради жизни на Земле__.doc

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального района Омской области

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по теме 

«Искусство ради жизни на земле» (6 класс)

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

 Баранова Татьяна Александровна,

учитель музыки и ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

Тема четверти:  “ Мир образов вокальной и инструментальной музыки ”

Раздел курса: Искусство ради жизни на Земле.

Место урока в разделе: 1 урок (введение в новую тему).

Тема урока: Искусство ради жизни на Земле. Страна Япония.

Цель урока: дать общее представление об истории, культуре и искусстве Японии через реализацию своих творческих способностей в создании  

                        мини-проектов.

Задачи урока:

Воспитательные

       Воспитывать открытую  личность,  способную к познанию, активному действию.       

Обучающие

Формировать информационную компетентность обучающихся: развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая поиск информации в сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы – мини-проект. Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.

Развивающие

Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. Развивать исследовательские способности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: урок творчества.

Метод: творческий проект.

Средства оснащения урока:

Медиа-проектор, ноутбуки с выходом в Интернет-сети, инвентарь для практической работы, музыкальная композиция для релаксации.

Ход урока:

 

Время

Раздел урока   

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

5 мин.

1 этап. Мотивация.

Настроить обучающихся на работу, снять напряжение.

Приветствие, настрой.

Вводное слово:

Вы – любопытствующая и интересующаяся личность? Вы – творческий человек? Вы – путешественник (хотя бы в душе)? Тогда сегодняшний урок  вам придется по душе.

Приветствие, готовность к уроку.

7 мин.

2 этап.

Создание ситуации.

Вывести учащихся на тему и цель  урока и обозначить их в словесной формулировке.

 

- На экране вы видите картинки. Посмотрите внимательно и попробуйте определить тему нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как выяснилось, сформулировать тему нашего  урока и прийти к единому мнению пока сложно. - Какие задачи нам надо поставить перед собой, чтобы решить эту проблему?

- А вы как себя видите в рамках сегодняшнего урока?

Дети высказывают своё мнение.

 

 

 

Обучающиеся самостоятельно пытаются определить тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы уч-ся.

 

 

Учащиеся размышляют над возникшей проблемой.

15 мин.

3 этап.

Работа в микрогруппах.

Уметь пользоваться компьютерными технологиями.  Развивать способность обучающихся к различным формам творчества, а также сотрудничества.

 

Для того, чтобы объединить все картинки в единую и точно определить тему урока, я предлагаю каждой группе ребят выполнить отдельные задания, которые лежат у вас на столе. Озвучьте их.

 

- После выполнения этих заданий, состоится защита  мини-проектов. Для этого нам с вами необходимо разработать критерии оценивания

 

 

 

 

 

 

 

(учитель во время выполнения творческих заданий помогает  каждой группе соорентироваться в  правильности выполнения задания).

Дети поочередно озвучивают свои задания

1 группа «АНАЛИТИКИ»: составить мини-проект (выстраивая его в виде логической цепочки) на тему «Беда маленькой страны – общая беда планеты»

2 группа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРИТИКИ»:

1.         Посмотрите на названия частей сюиты «Утро планеты» А.Морозова:

Гроза

Страшный сон

SOS

Утро планеты

Кто с нами?

Вступление

Заклинание

Монолог падающей бомбы

2.         Расположите эти номера в том порядке, в котором, по вашему мнению, они звучат в сюите.

3.         Передайте образы в рисунке таких частей, как:

«Утро планеты»

«Монолог падающей бомбы»

«SOS»

«Заклинание»

4.         Глядя на название частей, предположите, какова главная идея этого произведения?

3 группа «ИСТОРИКИ»:

1.         Найдите с помощью Интернета сведения о японской девочке Садако Сасаки;

2.         Подготовьте мини проект «Серьезный отрывок из маленькой жизни»

4 группа «АРТИСТЫ»:

1.         Найдите с помощью Интернета сведения о песне «ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК»

2.         Найдите с помощью Интернета ноты, слова песни «ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК»

3.         Разучите группой песню «ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК» используя фортепиано.

5 группа «СУВЕНИР»:

1.         Найдите с помощью Интернета сведения об искусстве ОРИГАМИ (страна, символ);

2.         Найдите с помощью Интернета схему изготовления ЖУРАВЛИКА;

3.         Выполните каждый по1 - 2 журавлика;

4.         Создайте общее пано «Японский журавлик».

10 мин.

4 этап.

Защита «творений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её.

- Предлагаю начать защиту ваших мини-проектов.  (учитель ненавязчиво корректирует защиту, следит за соблюдением делового  стиля общения)

Каждая творческая группа защищает своё «творение»:

1 группа «АНАЛИТИКИ»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРИТИКИ»:

«Утро планеты»

 

 

 

 

 

          «Монолог падающей бомбы»

 

 

 

 

«SOS»

 

 

 

 

 

«Заклинание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа «ИСТОРИКИ»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа «АРТИСТЫ»:

 

5 группа «СУВЕНИР»:

5 мин.

5 этап.

Свободное обсуждение.

Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь вы сможете сформулировать тему урока?

- Какой вывод мы можем сделать по окончанию урока? 

- Помните, что ядерное оружие может натворить больших бед, что каждая жизнь на вес золота. Будем надеяться, что в нашем переменчивом мире, больше не повторятся события Хиросимы и Нагасаки. Мудрецы говорят: только зная и помня историю, можно избежать ошибок в будущем. Необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал свою ответственность за сохранение жизни на Земле.

- Предлагаю, выбрав лучшие экземпляры журавликов, отправить по международной почте в Мемориальный Музей Мира Японии, тем самым приняв участие в «Акции Мира».

Адрес Мемориального Музея Мира:

Hiroshima PeaseMemorial Museum,  1-3 Nakajima-cho, Naka-ku,  Hiroshima City 730, Japan.

 

Обучающиеся участвуют в общем обсуждению и приходят к единому мнению.

3 мин.

6 этап.

Рефлексия полученных результатов.

Воспитывать открытую  личность, способную к познанию, активному действию.       

 

Звучит реквием В.Моцарта (Лакримоза)

"Куда, моя песня, летишь чуть свет

В багровом предутреннем дыме?”

"К подножию холма Незабытых Бед!”

"Где же такой?”

"В Хиросиме!”

 

"Песня моя, в чужеземную даль,

Может, летишь ты без нужды?”

"Нет, не чужда мне чужая печаль,

Муки чужие не чужды!”

 

"Песня, на свете так много утрат,

И мертвые невоскресимы.

Что будешь ты делать?”

"Бить стану набат

В колокол Хиросимы!”

 

Молю услыхать колокольный зов

Пламенем заживо стертых.

Жаль, что господь не доверил мне слов,

Что воскрешают из мертвых.

 

Я заклинаю: набат не гуди

Сквозь версты, и лета, и зимы

У человечества в каждой груди,

Колокол Хиросимы!

 

И Тихий заставь грохотать океан,

И, все озаботив режимы,

Решительно властвуй над памятью стран,

Колокол Хиросимы! (Расул Гамзатов)

 

- Я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших и пострадавших от этой войны.

 

1.          - А теперь заполните свои оценочные листы и передайте их мне.

2.          Всем спасибо, до свидания!

Учащиеся совещаются и выставляют отметки.