Разработка урока по музыке на тему: "Народная музыка " 4 класс
Оценка 4.8

Разработка урока по музыке на тему: "Народная музыка " 4 класс

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
музыка
4 кл
20.01.2018
Разработка урока по музыке на тему: "Народная музыка " 4 класс
тема урока "Народная музыка и творчество композиторов" раскрывает и показывает учащимся то, что народная музыка является основой музыки композиторов. Важно развивать у учащихся интерес к изучению музыкальной культуры разных народов. Показать на музыкальных примерах как композиторы использовали народные мелодии в создании крупных музыкальных произведениях: ораториях, концертах, симфониях. знакомство с творчеством композиторов П.И.Чайковского, К.Мусина, Н.Мендыгалиева.конспект урока по музыке 4 класс "Народная музыка в творчестве композиторов"
Музыка 4 класс народная музыка.docx

Музыка 4 класс                  учитель: Юшкова Е.М.

Тема: Народная музыка в творчестве композиторов

Цель: показать учащимся, что народная музыка является основой музыки композиторов.

Задачи: развить интерес к изучению музыкальной  культуры разных народов.  Познакомить учащихся с традициями музыкальной культуры; воспитывать исполнительскую и слушательскую деятельность учащихся; воспитывать уважение к музыкальному наследию.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умение объяснять понятия  народная песня, оратория, вариация, симфоническая поэма, симфония.

Личностные результаты: развитие хорошего художественного  вкуса.

Системно-деятельностные результаты: высказывание своего отношения к музыке, умение делать анализ музыкального произведения.

Материальное обеспечение урока.

Для учителя: CD-проигрыватель,  CD-диски, фортепиано.

Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, ритмика, литературное чтение, казахский язык, познание мира.

Планирование деятельности:

Народная песня в оратории. Вариации для фортепиано на тему казахской народной песни.

Народная песня в симфонической поэме. Народная песня в симфонии.

Разучивание русской народной  песни «Во поле береза стояла».

Разучивание казахской народной песни  «Елимай».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие. Проверка отсутствующих учащихся. Проверка наличия школьных принадлежностей.

II. Раскрытие темы урока.

Однажды известный русский композитор Михаил Иванович Глинка сказал, что музыку  «создаем  не мы, создает народ: мы только записываем и  аранжируем».

Аранжировать – делать переложение, обрабатывать.

Композиторы, создавая  свои произведения, часто обращаются к народному творчеству – народным песням и танцам, народным сказкам и легендам. ведь народная культура отражает историю и повседневную жизнь народа, его мысли и чувства, характер и национальные черты.

Давайте вспомним, что такое песня? Что такое оратория? Крупное многочастное произведение  для симфонического оркестра и хора. Что такое вариации? Вариация – лат.слово и означает «изменение». В таких музыкальных произведениях основная тема излагается несколько раз повторно с изменениями в ритме, темпе, динамике.

   Многие исторические  события, происходившие в жизни народа или страны, получили отражение в народных песнях. Казахская народная песня «Елимай»  рассказывает о тяжелом периоде в истории казахского народа, когда казахские земли подверглись нападениям джунгарских захватчиков (1723-1729 гг.).

Слушание и разучивание песни «Елимай» на казахском языке. Работа над дикцией, текстом. Старайтесь петь выразительно, отражая характер  песни – суровый и скорбный.

В  оратории Сыдыка Мухамеджанова «Голос веков» казахская народная  песня «Елимай» снова возрождается. Оратория состоит из 8 частей, где отражена история казахского народа. Народ – главный герой оратории. В первой части отображены события давних лет и звучит начальная мелодия народной  песни «Елимай».

Мелодичность слова, имеющая глубокий смысл, красота мелодии песни «Елимай» побуждает многих композиторов на создание новых произведений. Композитор Нагим Мендыгалиев написал 10 вариаций для фортепиано на тему «Елимай».

Слушание музыки. Н.Мендыгалиев. Вариация. При слушании обратить внимание на темп, ритм, регистр, высоту звука, динамику музыки.

    Одним из первых казахских композиторов, написавших музыку для симфонического оркестра, был Капан Мусин. Он впервые использовал в своих симфонических произведениях народные песни и кюи. Особое место занимает симфоническая поэма «На джайляу». Симфоническая поэма – одночастное произведение, в котором отражаются историческая действительность  из жизни народа, используются сказки, легенды, отображается борьба  народов за свободу, явления природы.

Слушание музыки. К.Мусин. «На джайляу». Музыка красивая, радостная, задорная. В ней находят отражение праздничное настроение народа игры, песни, танцы.

   Содержание симфонии может быть различным. Но композитор, сочиняя симфонию стремится передать в ней свое отношение к сложным философским вопросам о смысле жизни, о стремлениях и надеждах человека, о борьбе за свободу и справедливость. Композитор выражает языком музыки свои мысли и чувства, свое миропонимание.

Симфония – это жанр инструментальной музыки, крупное многочастное произведение для симфонического оркестра.

Симфонии очиняли Гайдн и Моцарт, Бетховен и Шуберт, Чайковский и Рахманинов, Прокофьев и Шостакович. Нередко в сложную  музыкальную ткань  симфонии композитор, в соответствии с художественным  замыслом, включает известную мелодию народной песни или танца. Знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский в финале свой Четвертой симфонии использовал тему известной русской хороводной песни «Во поле береза стояла». Композитор рисует картину народного веселя. Величавая мелодия усиливает лирическую тему симфонии. Композитор воспевает гармонии покой. Тема народной песни в финале активно варьируется. Она звучит то мягко и лирично, то грозно и сурово, в исполнении различных инструментов.

Слушание музыки. П.И.Чайковский. Симфония IV. Финал.

Разучивание русской народной песни «Во  поле береза стояла».

III. Закрепление темы и подведение итогов урока.

Вспомните, какие композиторы использовали народные песни в своих произведениях.что характерно для народных песен?

IV. Домашнее задание.

Выучить правила. Выучить песню.


 

Музыка 4 класс учитель:

Музыка 4 класс учитель:

Аранжировать – делать переложение, обрабатывать

Аранжировать – делать переложение, обрабатывать

Симфонии очиняли Гайдн и Моцарт,

Симфонии очиняли Гайдн и Моцарт,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018