Разработка урока по окружающему мир у 4 класс по программе Школа 2100 "МЕТАЛЛЫ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
26.01.2017
Цель: сформировать понятие «металлы», изучить их свойства.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи; образцы металлов, в том числе в виде предметов быта: проволока медная и алюминиевая, стальная пластина, кусок чугуна, лампочка, серебряные и золотые украшения (по возможности), термометр, медицинская скрепка, ложка, гайка, зеркало, дощечка и гвозди, мелкая монета, магнит.
МЕТАЛЛЫ.doc
МЕТАЛЛЫ
Цель: сформировать понятие «металлы», изучить их свойства.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением металлов и способов их
добычи; образцы металлов, в том числе в виде предметов быта: проволока
медная и алюминиевая, стальная пластина, кусок чугуна, лампочка, серебряные и
золотые украшения (по возможности), термометр, медицинская скрепка, ложка,
гайка, зеркало, дощечка и гвозди, мелкая монета, магнит.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Обсуждение творческого домашнего
задания предыдущего урока
(конкурс). Учащиеся читают пословицы (поговорки, высказывания), в
которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.
Лучшие работы оцениваются.
Проблемная ситуация.
Диалог, с. 98. Учащиеся открывают свои учебники на с. 98 и читают
диалог Лены и Миши.
Учитель. Чтобы помочь Лене и ответить на вопрос, какой недостаток имеет
большинство горных пород; как его избежать, нужно вспомнить, что мы уже
знаем.
Актуализация знаний.
Учитель. Что такое твердость и прочность? Найдите противоположные им
свойства. Приведите примеры.
Дети. Твердость – способность сохранять свою форму и размеры,
способность не поддаваться при надавливании и не менять своей формы. Металл
и камень – твердые, так как сохраняют при воздействии свою форму. Недаром
говорят: твердый, как гранит.
Свойство, противоположное твердости, – мягкость. Глина мягкая, так как
легко изменяет свою форму.
Прочность – это способность не разрушаться, не портиться. Свойство,
противоположное прочности, – хрупкость. Хрусталь и стекло твердые, но не прочные, а хрупкие. Даже гранит может разрушаться под действием чередования
тепла и мороза. А вот металлы прочные. Недаром говорят: прочный, как сталь.
Учитель. Какие ты знаешь металлы? Какие общие признаки их объединяют?
Дети. Примеры металлов – железо, алюминий, медь, свинец. Металлы
твердые, но пластичные – их можно ковать. При нагревании они расплавляются и
их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму. Металлы
хорошо проводят тепло и электричество.
Учитель. Для каких целей, по твоему мнению, металлы незаменимы?
Дети. Металлы прочны, поэтому их используют при строительстве мостов, из
них делают трубы, машины, прокладывают рельсы. Металлы проводят
электрический ток, поэтому они незаменимы в электротехнике. Однако
современные пластмассы и композитные материалы постепенно заменяют
металлы. Например, уже стали делать автомобили из пластика.
Учитель. Определите тему урока.
Дети. Сегодня на уроке мы будем говорить об особой группе полезных
ископаемых – металлах.
III. Совместное открытие знаний.
На столе учителя: проволока медная, алюминиевая, стальная пластина,
кусок чугуна, лампочка, серебряные и золотые украшения (по возможности),
термометр, медицинская скрепка, ложка, гайка, зеркало.
Учитель. Что объединяет все тела на столе?
Дети. Это все металлы.
Учитель. Всегда ли в природе встречаются металлы в чистом виде?
Дети. Не всегда. Только такие металлы, как золото, серебро и платина,
встречаются в чистом виде.
Работа с учебником.
Учитель. Откройте свои учебники на с. 98, прочитайте задание.
Вопрос: Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы?
Дети. Горные породы, из которых выплавляют металлы, называются рудами.
Задание на с. 99.
Вопрос. Какие металлы встречаются в чистом виде и называются
благородными? Дети. Благородными металлами называют золото, серебро и платину. Они
встречаются в природе в чистом виде.
Учитель. Какими свойствами обладают металлы?
Дети высказывают свои гипотезы.
З а п и с ь н а д о с к е:
твердость
пластичность
ковкость
блеск
Учитель. Давайте проверим на опытах.
О п ы т ы :
а) стальную или чугунную пластинку попробовать согнуть (пластичность);
б) мелкую монету ударить молотком (ковкость);
в) алюминий потереть и поскоблить (блеск);
г) расширение при нагревании.
О п и с а н и е о п ы т а .
В гладкую деревянную дощечку нужно вбить две булавки или два гвоздика
так, чтобы между ними едва проходила монета. Затем монета берется щипцами и
нагревается на огне.
Учитель. Понаблюдайте, будет ли проходить монета между гвоздиками сразу
после нагревания.
Дети. Нет, не проходит.
Учитель. Почему?
Дети. Значит, все металлы расширяются при нагревании.
Учитель. Что произойдет с монетой после остывания?
Дети. Монета снова будет проходить между гвоздиками (булавками).
Учитель. Как улучшить качество металла?
Дети. Смешать расплавленные металлы между собой и с другими
специальными добавками.
Учитель. Что при этом произойдет?
Дети. Смешивая расплавленные металлы, люди получили многие тысячи
сплавов – разновидностей металлов, обладающих особыми полезными
свойствами.
Учитель. Где применяют металлы и какие свойства при этом используют?
(Работа с текстом и рисунками учебника на с. 100–101.) Работа с учебником.
Учащиеся рассматривают рисунки, читают текст.
Дети. Металлы обладают способностью хорошо проводить тепло. Утюг и
сковородка изготовлены из теплопроводных сортов стали. Металлы хорошо
проводят электрический ток. Провода из меди хорошо пропускают ток и при
этом почти не нагреваются. Сплав никеля и хрома от электричества сильно
нагревается, а вольфрам даже светится. Из них делают спирали для плиток,
обогревателей и лампочек. Серебристобелый алюминий очень лёгок: из его
твердых сплавов строят самолеты. Золото и серебро блестят особым блеском. Из
них делают украшения и чеканят монеты. Из стекла, покрытого тонким слоем
серебра, никеля или алюминия, получается зеркало. Магний горит так ярко, что
из него готовят горючие смеси для фейерверков, салютов и вспышек.
IV. Самостоятельное применение знаний.
Вопрос: Объясните, какие свойства не позволяют сделать эти предметы из
камня.
Дети:
Пружина
Часовая шестеренка
Нож
Ружье
Консервная банка
Самолет
Вопрос: Что можно сделать из металлолома, шлаков?
Дети. Из металлолома можно сделать новый автомобиль, самолет, а из
Упругость
Пластичность и прочность
Пластичность и прочность
Пластичность и прочность
Пластичность и прочность
Пластичность и легкость
шлаков – строительные материалы (шлакоблочные).
Вопрос: Что может притянуть магнит?
Дети. Магнит может притянуть гайку, скрепку (сталь); олово (солдатик),
мельхиор или алюминий (ложка), сплавы цветных металлов (деньги и пуговицы)
и золото (кольцо) магнит не притягивает.
V. Подведение итогов. Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.
Учитель. Что нового узнали на уроке? Какие возможности получил человек,
узнав металлы? (Ответы детей.)
Домашнее задание. Тема 22, вопросы (по выбору).
Разработка урока по окружающему мир у 4 класс по программе Школа 2100 "МЕТАЛЛЫ"
Разработка урока по окружающему мир у 4 класс по программе Школа 2100 "МЕТАЛЛЫ"
Разработка урока по окружающему мир у 4 класс по программе Школа 2100 "МЕТАЛЛЫ"
Разработка урока по окружающему мир у 4 класс по программе Школа 2100 "МЕТАЛЛЫ"
Разработка урока по окружающему мир у 4 класс по программе Школа 2100 "МЕТАЛЛЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.