Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
28.01.2017
Цели: продолжить наблюдение за характерными явлениями наступившей осени; уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; развивать образную речь, наблюдательность, память, умение сопоставлять, выделять и обобщать признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень».
осенняя экскурсия.doc
ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ
Ц е л и : продолжить наблюдение за характерными явлениями наступившей
осени; уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных
признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; развивать образную речь,
наблюдательность, память, умение сопоставлять, выделять и обобщать признаки,
явления, помогающие раскрывать понятие «осень».
Ход урока
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь .
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Н. Минский
О каком времени года прозвучали строки? Предлагаю вам на несколько минут
окунуться в эту красоту. Мы ненадолго пойдем на экскурсию в осенний
школьный парк.
II. Экскурсия в мир природы «Чудо осень».
Экскурсия проводится,
чтобы понаблюдать характерные явления
наступившей осени, показать детям красоту и очарование осенней поры,
побудить к выразительным высказываниям своих впечатлений, помочь сделать
обобщения о признаках осени.
1. В в о д н а я б е с е д а .
Учитель напоминает ученикам о том, как вести себя на экскурсии: идти
парами, внимательно слушать, что говорит учитель, одноклассники, помнить, что
это не просто прогулка, а урок – только не в классе, а на открытом воздухе.
В парке проводится краткая б е с е д а п о в о п р о с а м :
1) Какое сейчас время года?
2) Какая стоит погода? Чем она отличается от летней погоды?
3) Какие особенности осенней погоды вы отмечаете?
Затем дети рассматривают лес, любуются им. 2. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й об осени учащимися (проверка домашнего
задания).
Учитель предлагает ученикам, подготовившим подборку примет,
поговорок, стихотворений, загадок об осени, рассказать их. Учащиеся
получают эстетическое наслаждение, слушая и наблюдая звуки осени,
любуясь природой.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й .
– Сравните цветущие растения.
– Отметьте, где больше желтых листьев – на верхушке деревьев или внизу,
внутри кроны или снаружи.
– Сравните раскраску листьев у одного вида растения, растущего в разных
условиях.
– Проследите за ходом листопада, отметив для разных видов его начало и
конец.
– Определите, какой лист легче – желтый или зеленый.
– Определите, легко ли отрываются листья от веток.
– Походите по сухим листьям, прислушайтесь к тому, как они шуршат.
– Соберите коллекцию листьев осенней окраски с различных деревьев.
– Соберите коллекцию листьев от одних и тех же деревьев,
но различной окраски.
– Обобщите все явления осени, которые наблюдали.
У ч е н и к и . Солнце спряталось, небо покрыто тучами, дует легкий ветерок,
становится холоднее, листья деревьев приобрели осеннюю окраску, очень
красивую и разнообразную, деревья оголяются, потому что их листья высохли,
отрываются от веток и падают на землю. Когда идешь по листьям, они шуршат.
4. З а у ч и в а н и е с т и х о т в о р е н и я (по усмотрению учителя или выбору
учащихся).
ЛИСТОПАД
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голый будет сад.
ОСЕНЬ
Осень наступила,
Высохли цветы, И глядят уныло
Голые кусты.
На обратном пути в класс можно заучить с детьми скороговорку: «На
дворе погода размокропогодилась».
III. Повторение материала.
1. Т р е н и н г «Умею ли я различать листья деревьев?».
Учащиеся выполняют задания по просьбе учителя:
– Поднимите лист березы.
– Теперь поднимите лист дуба (клена, тополя и др.).
– Покажите лист березы.
– А этот лист с какого дерева?
– Подойдите к моему столу, найдите на нем лист березы и покажите всему
классу (вызванный ученик).
– Разложите у себя на столах листья в таком порядке, в котором я буду их
называть.
Н а п р и м е р : береза – дуб – тополь – клен – осина – каштан – рябина.
2. Р а с с к а з ы об осенней подготовке животных к зиме по рисункам на с. 51
учебника (домашнее задание).
У ч и т е л ь . Некоторые из вас знают стихотворения о животных и сейчас
прочитают нам их.
У ч е н и к и .
МЕДВЕДЬ
По завалам, по оврагам
Ходит зверь хозяйским шагом.
Любит он душистый мед
Да малину с веток рвет.
ЕЖ
Серый ежик весь в иголках,
Словно он не зверь, а елка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ежик добрый, он не злой.
СОРОКА
А пестрая сорока
Лукаво смотрит сбоку.
И скачет, и стрекочет,
БЕЛКА
Белка – с кисточками ушки –
Гриб увидит на опушке –
Прыг за ним с густых ветвей
И несет домой скорей.
ЛОСЬ
Лось – рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон.
В. Степанов
ЕЛКА
Вырастала елка
В лесу на горе.
У нее иголки Чего сорока хочет?
Зимой в серебре.
Е. Стюарт
Е. Трутнева
У ч и т е л ь . Какое название определяет сочетание всех этих предметов?
У ч е н и к и . Лес.
Учитель завершает рассказы детей чтением стихотворений о том, как
некоторые животные и птицы готовятся к зиме.
НЕ БУДИТЬ
Спит в берлоге Михаил,
На березе начертив:
«Не будите до весны,
Досмотреть мне дайте сны».
Мишке снится свежий мед,
Лапу он во сне сосет.
В. Бирюков
ЛАСТОЧКИ
Мой сад с каждым днем увядает:
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу –
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…
А. Майков
У ч и т е л ь . Куда подевались ласточки?
У ч е н и к и . Полетели в теплые края.
У ч и т е л ь . Белочка обустраивает дупло или строит и утепляет гнездо.
Белочка питается ягодами, грибами, орехами, семенами, она запасливая, в дупло
на зиму еду запасает, в мох прячет орехи, грибы на сучок вешает.
Как у нас ли на кровельке,
Как у нас ли на крашеной,
Собиралися пташечки, ласточки, –
Щебетали, чиликали, Несобравшихся кликали:
«Вы слетайтесь, не медлите,
В путьдороженьку пустимся!
Красны дни миновалися,
Вдоволь мы наигралися;
Здесь не ждать же вам гибели
От мороза трескучего!»
М. Моравская
Все живые существа чувствуют приближение зимы и стараются уберечь себя
от мороза и голода.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Одежда по сезону» на с. 51 учебника.
У ч и т е л ь . Каждому времени года соответствует определенная одежда. Это
знали даже первобытные люди: с наступлением похолоданий они облачались в
теплые звериные шкуры. Как вы думаете, почему никому не придет в голову
летом надеть меховую шубу? Какой должна быть верхняя одежда?
У ч е н и к и . Люди должны одеваться по сезону, по погоде, чтобы одежда
согревала в холод и была легкой и прохладной в жару.
У ч и т е л ь . Помогите Лене и Мише одеться на осеннюю прогулку, подберите
им подходящую одежду, обведите и укажите стрелочками, во что вы оденете
Мишу и Лену.
4. И г р а «По грибы».
У ч и т е л ь . Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие
отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником,
ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь отличать съедобные грибы от
ядовитых. Вот мы сейчас и проверим, какие вы грибники. Отправляемся в лес!
ПО ГРИБЫ
Мы – по ельничку, по осеннику,
По наметочкам, по зарубочкам,
Перелесками, моховинками,
По грибным местам, по малиннику,
С кузовочками, с берестянками,
«Ох» лесной будить звонкой песнею,
Всполошить в кустах зайца робкого,
Стаю галочью – в частом ельнике.
Напали мы на грибную полянку, грибов на ней видимоневидимо. Один
грибник все подряд грибы собирает, уже полную корзинку набрал, а другой еще
О. Белявская и половины кузовка не собрал, берет только какието особенные грибы. А как
поступите вы?
Обведите грибы, нарисованные на с. 18 (задание 3 в рабочей тетради),
которые положите себе в корзину. А может быть, ктото из вас знает названия
этих грибов?
У п р а ж н е н и е «Конь».
Конь меня в дороге ждет,
Бьет копытом у ворот (топают ногой).
На ветру качает гривой,
Пышной, сказочно красивой.
(Крутят головой в одну и другую сторону.)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу:
(Учащиеся сцепляют за спиной руки в замок, поочередно поднимая согнутые в коленях
ноги и покачивая головой.)
Цокцокцок.
Цокцокцок (бег на месте).
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
(Машут в знак прощания то одной, то другой рукой.)
5. Р а с с к а з ы «Осень в деревне» (по заданию на с. 52 учебника).
У ч и т е л ь . Кто из вас бывал в деревне? Какие у вас остались воспоминания,
впечатления от этих поездок? Посмотрите на красочный деревенский пейзаж,
нарисованный в учебнике. Так и хочется сказать:
В ДЕРЕВНЕ
Жизнь в деревне хороша,
В ней свободная душа,
Хочешь – яблочко сорви,
Хочешь – бабочек лови.
Да, в деревне благодать!
Будем все мы охранять
Этот воздух и простор,
Этот дом и этот двор. Как будто именно к этому рисунку написал эти строки московский школьник
Боря Лаховский. Что же так привлекает нас в деревенском пейзаже? (Учащиеся
рассказывают.)
Глядя на рисунки, скажите, чем осень награждает крестьян за их нелегкий
труд.
У ч е н и к и . Плодами, хлебами.
У ч и т е л ь . Жители деревень так говорят:
«Осенью холодно,
Да сытно!
Осень накормит яблоками,
Блинами да пирогами!»
Какие еще приметы осени в деревне вы заметили на рисунке?
ЛИСТОПАД
Как стрелой убитый меткой,
Покачнулся лист над веткой,
Отделился, полетел
И, кружась неравномерно,
Наземь падать стал неверно,
И, упав, оцепенел.
Вслед за ним другой и третий.
На вершине, как из сети
Золотые мотыльки,
Наземь валятся, кружатся,
У родных стволов ложатся,
Многоцветны и легки.
К. Д. Бальмонт
А кому крестьяне заготовили сено в стогах?
Соедините маленькие картинки с подходящими изображениями на большом
рисунке. Какие вы отберете картинки среди разрезных карточек, чтобы
дополнить этот рисунок?
6. О б о б щ е н и е о п о н я т и и «времена года».
1) И г р а «Доскажите словечко».
Учитель читает стихотворение «Времена года» С. М. Городецкого, а
ученики должны догадаться, о чем их спрашивает автор в стихотворении, и
закончить фразы.
У ч и т е л ь . Как вернется к нам весна,
Чем одарит нас она? У ч е н и к и . Цветами, цветами, цветами.
У ч и т е л ь . Ну а летнею порой
Чем богаты мы с тобой?
У ч е н и к и . Хлебами, хлебами, хлебами.
У ч и т е л ь . Лето быстро пролетит, –
Чем же осень наградит?
У ч е н и к и . Плодами, плодами, плодами.
У ч и т е л ь . Вот зима катит как раз,
Чем она засыплет нас?
У ч е н и к и . Снегами, снегами, снегами.
У ч и т е л ь . Теперь я убедилась, что вам хорошо известны признаки каждого
времени года, поэтому, надеюсь, вы успешно справитесь со следующим
заданием.
2) Выполнение задания 5 на с. 19 рабочей тетради.
Учащиеся должны обвести предметы, которые встречаются только осенью,
бывают круглый год и осенью не встречаются, карандашами разных цветов.
IV. Итог урока.
У ч и т е л ь . Как мы узнаем, что пришла осень? (Ответы учащихся.)
Прочитаем вывод по теме урока в красной рамке на с. 55 учебника.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
У ч е н и к и . Осенью.
У ч и т е л ь . Как вы догадались? Какие подсказки услышали в загадке? Как
назовете эти подсказки?
У ч е н и к и . Приметы осени.
Домашнее задание: выполнить задание 1 на с. 18 рабочей тетради;
подытожить свои наблюдения за осенней погодой и оформить их, сделав записи
карандашом в дневнике наблюдений вместе с родителями.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.