Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
25.01.2017
Конспект урока составленный по учебнику: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»): учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: Баласс.
В разработке урока содержится разнообразный научный и занимательный материал по естествознанию, дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей, мышления, памяти учащихся и воспитание биосферной этики.
Как нам жить в дружбе с природой.doc
КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ
Ц е л ь : познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими
перед человечеством.
О б о р у д о в а н и е : иллюстрации с изображением редких видов растений
и животных из Красной книги.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Б л и ц о п р о с.
Учитель. В течение года мы с вами изучали биосферу, круговорот веществ
внутри нее, живых участников круговорота веществ, экосистемы. Вспомните,
как человек связан с природой. Что, как потребители, мы берем из природы?
Дети. Пищу, воду, кислород.
Учитель. Это было в древние времена: человек брал из природы пищу, воду,
кислород. Постепенно человек стал опытным и жадным потребителем. Сейчас
люди потребляют торф, железную руду, газ, нефть, каменный уголь, алмазы,
золото и многое другое. Почему такое отношение к природе экологи называют
потребительским?
Дети. Потому что человек много берет у природы и ничего не дает ей взамен.
Учитель. Почему такое отношение к природе опасно для самого человека?
Что необходимо для устойчивой жизни экосистемы?
Дети. Экосистема устойчива, если в ней замкнут круговорот веществ. Когда
человек много берет из природы, круговорот веществ нарушается, становится
незамкнутым.
2. Ч т е н и е д и а л о г а героев (с. 128).
Учитель. У Лены возник интересный вопрос. Прочитайте ее диалог с Мишей.
(Дети читают.)
Лена удивляется, почему люди не сохраняют природу, хотя понимают, что
без нее не смогут жить. Что ответил ей Миша?
Дети. Человек хочет хорошо питаться, иметь много красивых вещей, а
природе трудно это выдержать. Учитель. А вы как думаете? (Дети высказывают свое мнение.) Что нужно
сделать людям, чтобы выжить?
III. Совместное открытие знаний.
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
1. Р а с с к а з у ч и т е л я.
Гдето вырубили рощицу, гдето распахали луг, а гдето устроили свалку.
Разве это может вызвать глобальный экологический кризис?
Между тем оказалось, что за время существования современной цивилизации,
то есть за 10 тысяч лет, человек разрушил естественные экосистемы на 63 %
суши, причем 2/3 разрушений приходится на XX век. На месте естественных
экосистем были созданы поля, построены заводы, фабрики, большие и малые
города, дороги, трубопроводы, линии электропередач.
Все это, с одной стороны, обеспечивает людей продуктами питания и
жизненным комфортом, но, с другой стороны, ведет к разрушению экосистем и
естественного механизма регулирования природных процессов и угрожает
окружающей среде.
Разрушение человеком работы биосферы не только снижает «производство»
органического вещества на Земле, но и нарушает химическое равновесие в
атмосфере и в водной среде.
Чтобы предотвратить мировую экологическую катастрофу, ученые
предлагают изменить существующее стихийное развитие человечества на
контролируемое и планируемое, резко повысить эффективность использования
полезных ископаемых и энергетических ресурсов.
Устойчивость окружающей среды, по наблюдению ученых, была нарушена
еще в конце XIX в., а уже в XX в. человечество достигло экологического
предела. Для того чтобы восстановить устойчивость окружающей среды,
необходимо, прежде всего, восстановить естественные экосистемы.
Дальнейшую работу на уроке можно построить вариативно.
В а р и а н т I
2. С о о б щ е н и я ш к о л ь н и к о в ( и л и р а с с к а з у ч и т е л я).
Ученики выступают с сообщениями, подготовленными дома, или учитель
рассказывает сам о редких видах растений и животных, занесенных в
Красную книгу.
В а р и а н т рассказа учителя. В нашей стране Красная книга была учреждена в 1974 г. и впервые
опубликована в 1978 г.; в 1984 г. вышло второе издание. В конце 90х годов был
подготовлен новый список редких и исчезающих животных. Сейчас он
насчитывает 415 видов животных. Все виды животных и растений, занесенных в
Красную книгу, нуждаются в особой охране.
Снижение численности того или иного вида происходит по разным причинам.
Поэтому для сохранения одних видов достаточно запретить охоту (или сбор –
для растений). Для других необходимо создание особых охраняемых территорий
с полным запретом хозяйственной деятельности (заповедников) или организация
специальных питомников для разведения в неволе животных, находящихся на
грани исчезновения.
В окрестностях города Хуст (Украина) есть сказочное место – Долина
нарциссов. Здесь находятся естественные заросли нарцисса узколистного.
Весной благоухание разливается далеко по округе, а перед глазами простирается
белоснежное море цветов. Необыкновенная красота этого места привлекает не
только туристов, но и любителей легкой наживы, собирающих нарциссы для
продажи.
хотя Долина нарциссов присоединена к Карпатскому
государственному заповеднику, судьба ее попрежнему вызывает тревогу.
И,
Недалеко от Сочи, в Хостинском ущелье, располагается заповедник –
тисовая роща. Тис ягодный – дерево, которое некогда было широко
распространено по всей лесной зоне Западной Европы – от Скандинавии до
Средиземного моря. Самые крупные массивы этого дерева сохранились на
Кавказе. В некоторых странах даже отдельные тисовые деревья находятся под
охраной государства.
Растет тис медленно, но доживает до четырехтысячелетнего возраста,
занимая по продолжительности жизни одно из первых мест в мировой флоре
(растительности). Высота старых деревьев достигает 30 м, а диаметр ствола – 2,5
м.
Учитель демонстрирует иллюстрации.
Вспомните, какие растения нашей области занесены в Красную книгу.
Ученики перечисляют растения, а учитель показывает иллюстрации.
Выхухоль – зверек, который питается насекомыми. Этот вид живет в
Восточной Европе, по берегам Урала, Волги, Дона и Днепра. Выхухоль ведет
полуводный образ жизни, предпочитает маленькие лесные речки с тихим
течением, озера. Он селится в норах и охотится на моллюсков и других мелких
водных животных. Изза прекрасного шелковистого меха выхухоль подвергалась массовому
истреблению. Первый запрет на ее добычу был введен в России в 1920 г.
Для охраны редкого вида было организовано четыре заповедника и свыше 40
заказников. Зверьков из заказников расселяют на места бывшего обитания, эти
меры позволили частично восстановить численность выхухоля.
Учитель демонстрирует иллюстрации.
Еще тысячу лет назад стада зубров паслись на просторах европейской
лесостепи и в широколистных лесах. Этот дикий бык, вес которого достигает
тонны, всегда был желанным трофеем для человека. Истребление зубров
приняло угрожающие масштабы после появления огнестрельного оружия. С
конца XVIII в. зубры сохранялись только в местах царской охоты: 500–700
животных в Беловежской пуще и столько же на Кавказе. Во время Первой
мировой и Германской войн были уничтожены все дикие беловежские зубры.
К 1927 году уцелело только 48 животных в зоопарках и охотничьих парках
Западной Европы, главным образом в Германии и Швеции. В нашей стране жил
всего один зубр в зоопарке АсканияНова. Вид оказался на грани вымирания.
Было создано Международное общество по сохранению зубров.
В 1929 г. в Польше появился первый питомник по разведению вида, а в 1948 г.
был создан питомник под Москвой.
Через 40 лет после начала работ по восстановлению вида численность
животных достигла 2 тысяч голов. Зубров расселили в Литве, на Украине, в
Белоруссии, на Кавказе и в Карпатах. В настоящее время в мире живет более 3
тысяч зубров, из которых более половины – дикие.
Учитель демонстрирует иллюстрации.
В а р и а н т II
2. Д и с к у с с и я.
Учитель предлагает детям для обсуждения несколько вопросов. Дети
обсуждают, учитель дает возможность школьникам высказать свои
аргументы.
В о п р о с ы:
– Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченном
количестве? Если это необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого
человека?
– Надо ли ограничить число вещей у людей? Если нужно, то как это сделать,
не нарушая права человека? – Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие упаковочные
материалы?
– Можно ли решить проблему свалок вокруг городов, поселков и других
населенных пунктов?
– Как решить проблему вырубки лесов?
В процессе дискуссии учитель может рассказать детям, что уже делается
человеком для решения экологических проблем.
Ниже приведем материал, который может использовать учитель.
* Все современное хозяйство построено на использовании энергии угля,
нефти, газа – ископаемого топлива. Но запасы их не бесконечны.
Человек стал задумываться: что же делать дальше?
Первый шаг – разработка энергосберегающих технологий. Их использование
началось еще в 70х годах XX века. С тех пор на планете было сэкономлено
энергии гораздо больше, чем получено из всех новых источников, вместе взятых.
Второй шаг – все большее вовлечение в производство энергии газа –
Многие электростанции и
наиболее «чистого» вида топлива.
теплоэлектростанции переведены с угля и мазута на газ.
Третий шаг – установка очистных фильтров с целью снижения выбросов
пыли и опасных для здоровья газов.
Еще один шаг – найти и научиться использовать другие энергетические
ресурсы: энергию ветра и солнца, энергию приливов, энергию тепла недр Земли и
т. д.
Но широкое применение альтернативных источников энергии слишком дорого
и не всегда технически возможно. Кроме того они не являются вполне
экологически безопасными. Оказалось, например, что поля ветровых
энергетических установок создают сильный шум, вместе с тем мешают
перелетам птиц.
* Во многих странах ученые пытаются найти новые методы хозяйствования.
Сохранить плодородие почв, свести к минимуму применение минеральных
удобрений и ядохимикатов. То есть вести сельское хозяйство так, чтобы оно не
вредило природе.
Человечеством уже накоплен опыт такого хозяйствования. На острове Ява
крестьяне создавали агролеса, в которых росли культурные и дикие растения.
Сначала сажали светолюбивые растения,
когда они подрастали –
теневыносливые, потом – тенелюбивые. Под ними сажали кустарники и лианы,
затем делали грядки для зерновых растений и овощей. Между рядами деревьев были выкопаны небольшие пруды, в которых разводили рыбу. Илом со дна
прудов удобряли грядки. На удобрение шли опавшие листья и навоз. Старые
деревья срубали, а на их месте сажали новые. Древесину тоже пускали в дело.
Маленький участок – всего 25 × 40 метров – кормил целую семью, обеспечивал
разнообразной пищей, материалом для строительства и даже лекарственными
растениями.
3. Б л и ц о п р о с.
Учитель. Чем человек отличается от других обитателей биосферы?
Дети. Человек может быть не только потребителем, но и производителем, и
разрушителем.
Учитель. Почему природа не может справиться с мусором, который
оставляет человек?
Дети. Потому что этот мусор состоит из искусственных веществ.
Учитель. Какие предметы, окружающие вас, сделаны из искусственных
материалов?
Дети. Ручка, линейка, бутылки из пластика, расческа, полиэтиленовые пакеты
и др.
Учитель. Как должен вести себя человек в биосфере?
Дети. Бережно относиться к природе, не засорять окружающую среду, не
разрушать естественные экосистемы, восстанавливать то, что разрушено.
Учитель. Что можете сделать вы, чтобы помочь биосфере уцелеть?
Дети. Стараться узнать больше о живых существах, о законах, по которым
живет биосфера, выполнять правила поведения в природе.
IV. Итог урока.
Учитель. Как нам жить? Что нужно делать человечеству, чтобы сохранить
нашу планету?
Дети. Каждый человек должен соблюдать правила поведения в природе,
бережно относиться к богатствам нашей планеты. Ученым нужно работать над
экологически чистыми технологиями: по переработке мусора, изобретению
фильтров для очистки воздуха и воды и т. д.
Дети высказывают свое мнение по данному вопросу.
Вопросы для итогового контроля
Приводим правильные в а р и а н т ы о т в е т о в:
1. Какое царство органического мира самое древнее? (Бактерии.) 2. Из чего состоят все живые организмы? (Из клеток.)
3. Что защищает растительную клетку снаружи? (Оболочка.)
4. Где происходит фотосинтез? (В листьях – зеленых клетках с
хлорофиллом.)
5. Чем размножаются растения, не образующие семян? (Спорами.)
6. При каком размножении «дети» отличаются от «родителей»? (При
половом.)
7. Как называется тело из одинаковых клеток? (Слоевище.)
8. Что мешает жить на суше? (Сухость и сила тяжести.)
9. Как называются группы клеток, занятых общим делом? (Ткань.)
10. Какой орган питает все растение? (Листья – они создают органическое
вещество).
11. Как связаны друг с другом клетки наземных растений? (С помощью
проводящей ткани.)
12. Какие растения размножаются семенами? (Хвойные и цветковые.)
13. Какой орган растений «стремится понравиться» насекомым? (Цветок.)
14. Чем питаются грибы? (Органическим веществом мертвых организмов.)
15. Какую роль в экосистемах играют грибы? (Они разрушители.)
16. Что дрожжам заменяет дыхание? (Брожение.)
17. Что должны делать животные в поисках пищи? (Чтобы искать пищу,
животные должны двигаться и чувствовать.)
18. Где кишечнополостные переваривают пищу? (В кишечной полости и в
клетках.)
19. Что приводит в движение тело плоского червя? (Мышцы.)
20. Чем могут «похвастаться» круглые черви перед плоскими? (Имеют
сквозной кишечник.)
21. Что разносит кислород по телу кольчатых червей? (Кровь.)
22. К чему прикрепляются мышцы? (К скелету.)
23. Какое главное преимущество насекомых? (Мелкие размеры.)
24. Как рыбы регулируют глубину погружения? (С помощью плавательного
пузыря.)
25. Какие органы служат земноводным для дыхания? (Легкие и кожа.)
26. Где развивается зародыш пресмыкающихся? (В яйце.)
27. От чего защищают птицу перья? (От охлаждения.)
28. С каким органом связано появление разумных существ? (С развитием
мозга.)
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс по программе Школа 2100 " КАК НАМ ЖИТЬ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.