Разработка урока по окружающему миру на тему "Становление российской науки" (4 класс, окружающий мир)
Оценка 4.7

Разработка урока по окружающему миру на тему "Становление российской науки" (4 класс, окружающий мир)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
07.01.2017
Разработка урока по окружающему миру на тему "Становление российской науки" (4 класс, окружающий мир)
презентация в программе Microsoft Office Power Point 2007
разработка урока по окружающему миру .docx

 

Разработка урока окружающего мира по теме «Становление российской науки»

Выполнил учитель начальных классов МБОУ «Школа № 91с углублённым                                                                                                                                                                                                                          изучением отдельных предметов»  г.Нижнего Новгорода                                                                                                                                                 Коробова Ирина Михайловна

                                                            

Общие сведения о проекте должны включать следующее:

 - окружающий мир;

 - 4 класс;

 - система ЛВ.Занкова;

 - программа по окружающему миру Н.Я Дмитриевой, А.Н. Казакова. Учебник: «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков;

 - фрагмент календарно-тематического планирования учителя по изучаемой теме: Преобразования в России урока по теме: Становление российской науки. Великий русский учёный.

Диагностический блок :

 Описание исходного уровня универсальных учебных действий (УУД):

·        большинство учащихся  принимают и удерживают учебную задачу;

·        умеют осуществлять информационный поиск;

·         умеют работать в группе: распределять обязанности, записывать результаты и  контролировать свою деятельность;

·        умеют взаимодействовать с партнёром, учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве;

·        способны к саморегуляции и рефлексии

 

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

 

Уровень сформированности   знаний, умений и навыков у детей:

·        Знают  имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I.

·        Понимают, какое значение для России имели преобразования Петра I.

·        Использовать для поиска нужной информации текст учебника, энциклопедий, словарей  и карты;

·        Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки;

 

        

 

         Тема урока: Становление российской науки. Великий русский учёный.

         Задачи урока :

Формирование познавательных логических УУД на основе сравнения собственного практического опыта при определении свойств гранита и известняка с трудом учёных.

Развитие коммуникативных УУД при работе с текстом учебника.

 

         Оборудование урока

Электронная доска, презентация к уроку в программе Power Point, портрет М.В.Ломоносова, физическая карта России, учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь Ожегова, оборудование для практической работы в группах: известняк, гранит, лупа, пластинка для царапанья, молоток. 

         План урока с хронометражем

Ход урока

1

2

 

3

 

4

 

5

 

 

6

 

 

7

 

8

Организационный

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации.

Знакомство с трудом  учёных  в ходе  выполнения практической работы учащимися в малых группах.

Творческое применение, углубление знаний при работе с географической картой России выполнение проблемных заданий)

Творческое применение, углубление знаний при работе с географической картой России выполнение проблемных заданий)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

1 мин.

2-3 мин.

 

3 мин.

 

10 мин.

 

15 мин.

 

 

6-9 мин.

 

 

2 мин.

 

3 мин.

 

Описание хода урока оформляется в виде таблицы:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

Организационный

Проверьте  свою готовность к уроку.

Учащиеся самостоятельно проверяют готовность к уроку.

 

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На предыдущих уроках мы познакомились с Петром I. Учитель предлагает проверить пройденный материал и найти «верные утверждения».

Слайд 1

 

Один учащийся находит «верные утверждения» на электронной доске, остальные самостоятельно выполняют это же задание на карточках. Учащиеся сравнивают ответы, доказывая правильность выбранных утверждений, подчёркивая их на интерактивной доске на слайде 2.

Возможные варианты ответов детей.

А, я считаю, что Пётр мог создать первый в России университет, ведь он открывал школы, отправлял дворян учиться за границу. Он, наверное, и создал первый в России университет.

 

 

Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации.

Последнее утверждение  вызвало у вас сомнение. Попробуем получить ответ на этот вопрос сегодня на уроке.

Петра I называют преобразователем России. Недаром А.С.Пушкин в своих произведениях не раз обращался к образу Петра. Слайд 4.

Деятельность этого незаурядного правителя отразилась на многих сторонах жизни страны. Например, способствовала деятельности науки. Сегодня на уроке мы поговорим о становлении российской науки. Слайд 5

 

Возможные варианты ответов детей.

А, я считаю, что Пётр мог создать первый в России университет, ведь он открывал школы, отправлял дворян учиться за границу. Он, наверное, и создал первый в России университет.

 

Знакомство с трудом  учёных  в ходе  выполнения практической работы учащимися в малых группах.

Каждый из вас может рассказать, чем занимаются рыбаки, металлурги, артисты, даже космонавты.  А что вы знаете о работе учёных?

Чтобы вы смогли представить труд учёных, познающих природу, предлагаю выполнить следующую практическую работу. Цель и ход работы представлены в учебнике на стр.103

Мы провели исследования, как ученые, с той лишь разницей, что мы исследовали уже известное, а ученые исследуют неизвестное.

 

Дети отвечают на вопрос учителя:

·        Совершают открытия

Учащиеся в группах определяют свойства гранита и известняка. Результаты записывают в таблицу.

Сравнивают результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других групп и делают выводы.

Варианты заполнения таблицы группами учащихся.

Развитие познавательных логических УУД (анализа, сравнения, умения делать выводы) в ходе выполнения практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление при составлении алгоритма собственной  деятельности и самостоятельной работы с информацией из учебника.

Вспомните этапы вашей работы в группах и определите, как действуют учёные, познающие природу.

 

 

 

После ученых, совершивших открытие, работают практики, которые думают, как это можно применить на практике, на пользу человека.  Нередко ученый и практик бывают в одном лице. Таким  был великий русский ученый Михаилом Васильевичем Ломоносов. Слайд 7

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с жизнью М.В.Ломоносова. При чтении текста в учебнике постарайтесь определить: Какой вклад в науку внёс этот учёный?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вас поразило в биографии этой личности? Какие качества вы хотели бы развить в себе?

Учащиеся вспоминают  и называют этапы своей работы, последовательно открывая их  на интерактивной доске. Слайд 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на стр. 104-106. Затем самостоятельно или в парах определяют вклад М.В.Ломоносова в российскую науку.

Ответы учащиеся фиксируют на доске:

М.В.Ломоносов

·        Первый русский профессор, член Академии наук;

·        Возглавил первую в стране химическую лабораторию;

·        Занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории;

·        Основал первое высшее учебное заведение – Московский университет;

·        Изобрёл много приборов, приспособлений, инструментов;

·        Первым в Росси стал изучать историю самой Земли;

·        Составил каталог минералов России.

 

Учащиеся высказывают своё мнение:

·        В 19 лет начал обучение для этого отправился пешком в Москву.

·        Был высочайшим специалистом в разных науках.

Развитие познавательных логических УУД (анализа, синтеза, сравнения) при составлении алгоритма собственной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативных УУД при самостоятельной работе над текстом учебника.

 

 

 

Развитие познавательных логических УУД (синтеза, умения вычитывать) при  работе с информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое применение, углубление знаний при работе с географической картой России выполнение проблемных заданий)

Учитель задаёт вопросы:

·        Что называют полезными ископаемыми?

 

 

 

·        Какие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей учитель записывает на доску).

 

·        Для чего люди добывают их?

 

Учёные, открывая месторождения  полезных ископаемых, наносят их на карты. А каким образом они это делают?

Рассмотрите карту полезных ископаемых России и постарайтесь запомнить обозначения полезных ископаемых.

 

А теперь предлагаю проверить, как вы запомнили обозначения полезных ископаемых. 

Карточку для для проверки знаний предлагаю выбрать самостоятельно. Задания размещены на карточках № 1,2,3 по принципу от простого к сложному. 

Учитель наблюдает за выбором и выполнением учащимися задания.

 

Учащиеся предлагают свои ответы и сверяют их с определением в словаре С. Ожегова.

Учащиеся называют известные им полезные ископаемые и применение их в жизни человеком.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя:

·        Нефть

·        Газ

·        Каменный уголь

·        Торф

·        Золото

·        Железная руда

·        Драгоценные металлы

 

Человек использует полезные ископаемые в строительстве, промышленности и быту.

 

Учащие предлагают свои варианты ответа:

·        Подписывают словами.

·        Используют специальные значки.

Учащиеся в парах рассматривают карту полезных ископаемых России и знакомятся со значками, обозначающими на карте полезные ископаемые.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой по карте на форзаце  учебника.

Развитие познавательных логических УУД (анализа, сравнения, умения делать выводы) во время совместной парной работы с географической картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие регулятивных УУД  (прогнастического самоконтроля) при самостоятельном выборе задания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома я предлагаю вам найти информацию о высших учебных  заведениях нашего города. Выяснить кого они готовят. Разместить найденную информацию вы можете в совместной презентации, ссылку вы найдёте на сайте класса.

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

Рефлексия. Подведение итогов урока.

А теперь я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Закончите предложения:

·        Сегодня на уроке я узнал…

·        На сегодняшнем уроке для себя я сделал следующие открытия…

·        Лучше всего у меня сегодня получилось…

 

 

Учащиеся дописывают предложения:

1.Сегодня на уроке я узнал о деятельности учёных.

2. На сегодняшнем уроке для себя я сделал следующие открытия, что природные ископаемые на карте обозначают различными символами.

3.Лучше всего у меня получилось найти необходимую информацию в тексте.

Развитие регулятивных УУД (оценка собственной деятельности)

 


 

Разработка урока окружающего мира по теме «Становление российской науки»

Разработка урока окружающего мира по теме «Становление российской науки»

Уровень сформированности знаний, умений и навыков у детей: ·

Уровень сформированности знаний, умений и навыков у детей: ·

Организационный Актуализация знаний

Организационный Актуализация знаний

Слайд 1 Один учащийся находит «верные утверждения» на электронной доске, остальные самостоятельно выполняют это же задание на карточках

Слайд 1 Один учащийся находит «верные утверждения» на электронной доске, остальные самостоятельно выполняют это же задание на карточках

Последнее утверждение вызвало у вас сомнение

Последнее утверждение вызвало у вас сомнение

Возможные варианты ответов детей

Возможные варианты ответов детей

Дети отвечают на вопрос учителя: ·

Дети отвечают на вопрос учителя: ·

Васильевичем Ломоносов. Слайд 7

Васильевичем Ломоносов. Слайд 7

Что вас поразило в биографии этой личности?

Что вас поразило в биографии этой личности?

России. Учащиеся высказывают своё мнение: ·

России. Учащиеся высказывают своё мнение: ·

Какие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей учитель записывает на доску)

Какие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей учитель записывает на доску)

А теперь предлагаю проверить, как вы запомнили обозначения полезных ископаемых

А теперь предлагаю проверить, как вы запомнили обозначения полезных ископаемых

Дома я предлагаю вам найти информацию о высших учебных заведениях нашего города

Дома я предлагаю вам найти информацию о высших учебных заведениях нашего города

Лучше всего у меня сегодня получилось…

Лучше всего у меня сегодня получилось…
Скачать файл