Разработка урока по познанию мира по теме : Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
27.02.2017
Тема урока: Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Систематизировать материал, изученный в 3-м классе. Дополнить новыми сведениями знания учеников о со¬ставе воздуха. Формирование начальных понятий о постоянстве со-става воздуха. Формировать начальные понятия о воздушном слое.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока.
Базовые знания: Вещество и смесь. Воздух — смесь газов. Однородная и неоднородная смесь. Чистый воздух — однородная смесь. Воздух — основа жизни.
Опорные знания: Физические свойства воздуха. Знания, полученные учениками о воздухе и газах.
План проведения урока:
1) Повторение изученного материала о воздухе.
2) Доказать, что воздух является смесью.
3) Состав воздушной смеси.
4) Характеристика газов, входящих в состав воздуха.
5) Понятие о постоянстве состава воздуха.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация знаний
Урок начинается с беседы по вопросам:
— Почему мы не чувствуем воздух? Расскажите о его физических свойствах.
— Как докажете наличие растворенного воздуха в воде?
— Вспомните опыты, подтверждающие наличие воз¬духа в почве.
— Есть ли в пустой посуде что-нибудь? Ответ поясните.
Сделайте выводы после беседы.
4. Знакомство с новой темой.
Для самостоятельной работы с учебником можно дать следующие задания:
1. Внимательно прочитать текст учебника о составе воздуха. Обратить внимание на диаграмму, приведенную на рисунке.
2. В соответствии со сказанным в третьем абзаце тек¬ста, назовите газ, который занимает самую большую часть диаграммы. Что вы знаете об этом газе?
3. Какие газы расположены в остальных частях диаг¬раммы? Назовите их.
4. Что вы знаете о кислороде. Какое отношение он имеет к процессам горения и дыхания?
5. Откуда в воздух поступает углекислый газ? Для чего он необходим растениям?
6. Как восполняется в воздухе количество кислорода, израсходованного на процессы горения и дыхания?
Ученики найдут ответы на эти вопросы в тексте.
Опыт.
ученики знакомы со второго класса с опытом, подтверждающим необходимость воздуха для горения. На рисунках, данных в учебнике, изображена масляная лампа под стаканом, под большой посудой и на воздухе. Сначала гас¬нет лампа под стаканом, затем под большой посудой, а горящая на воздухе лампа гаснет только тогда, когда кончится масло в лампе. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух поддерживает горение. Однако не сказано о том, полностью ли расходуется воздух, находящийся в посуде, или часть его остается. Для разрешения этого вопроса нужно повторить этот опыт. После того, как погаснут лампы, нуж¬но приподнять стакан и большую посуду, поместить зажжен¬ную лучинку. Она гаснет. Из этого опыта можно сделать вывод, что часть воздуха не принимает участия в горении и остается неиспользованной. Если поместить под эту посуду мышь, она погибает, так как оставшаяся часть газа не годна и для поддержания дыхания. Этот газ называется азот. Азот составляет основную часть воздуха, это видно из диаграммы.
Проведя опыт по-другому, можно доказать, что на горение расходуется 1/5 часть воздуха. Эта часть воздуха, которая поддерживает горение и дыхание, называется кислородом. Во время фотосинтеза в растениях выделяет¬ся кислород, который поступает в воздух и восполняет количество ушедшего на горение и дыхание кислорода воздуха. Так ученики получают понятия о взаимосвязи между воздухом и организмами.
При горении поглощается кислород и выделяется угле¬кислый газ. Его через листья поглощают растения и используют при синтезе под действием света органических веществ (фотосинтез). При этом растения выделяют кисло¬род. Этот опыт способствует формированию у учеников научного взгляда на целостность живой и неживой природы.
Понятие об атмосфере.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
(По А. Матутиа)
(Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера)
– Что такое “Атмосфера” вы уже знаете. Расскажите. (Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с планетой.)
Запись на доске: греч. Атмос – пар, сфера – шар.
– Частицы каких гаю к образуют смесь под названием воздух? (Круговая диаграмма на доске: атмосфера состоит из смеси газов: азота 78%, кислорода 21%, др.газов в т.ч. углекислого – 1%.)
– Задумывались ли вы когда-нибудь над выражением: “Необходимо, как воздух”?
Атмосферой называется газовая оболочка, окружающая земной шар. Газ, составляющий эту оболочку, называется воздухом
Высота газовой оболочки Земли велика и составляет более 2000 км. Точно определить границу атмосферы трудно, так как переход от земной атмосферы к межпланетному пространству совершается плавно и на больших высотах плотность воздуха очень мала. Можно только отметить, что в пределах околоземного пространства до высоты 20 км находится около 95% всей массы атмосферного воздуха Атмосфера разделяется на тропосферу, стратосферу и ионосферу. Такое разделение основано на физических свойствах этих слоев и характере их изменения с подъемом на высоту. Давление и плотность воздуха с увеличением высоты во всех трех слоях атмосферы уменьшается
Начертив три слоя воздушной оболочки земного шара, рассказать о том, на сколько километров простирается каждый слой. Объяснить функции, выполняемые каждым слоем. Более обширно характеризуется слой, расположенный ближе к Земле. Для этого используются материалы 3-го класса и предыдущих уроков. В результате объяснения ученики должны понять, что лучи солнца, падающие на землю, не всегда полезны.
Толщина воздушного слоя, расположенного близко к Земле, составляет 8—17 км. В этом слое, который называ¬ется тропосферой, находится основная часть (80%) газо¬вой смеси. Обмен веществ между водным слоем и сушей осуществляется в этом слое. На этот слой приходятся твер¬дые, жидкие и газообразные вещества, попадающие в воз¬дух. Здесь происходит образование тумана, облаков, несу¬щих дождь, снег, град.
В следующем слое, который называется стратосферой, содержание газовой смеси меньше. На высоте 25—30 км под действием солнечных лучей кислород превращается в озон, образуется тонкий озоновый слой. Этот слой весьма важный, поскольку он защищает все живое от воздействия ультрафиолетовых лучей, тем самым защищает жизнь. Поэтому сохранение озонового слоя имеет огромное эко-логическое значение. В последние годы некоторые загрязняющие воздух вещества, образующиеся в результате деятельности человека, способствовали образованию дыр в озоновом слое.
В третьем слое, который называется мезасфера, газы, содержащиеся в ничтожно малом количестве, превращаются в ионы.
7. РефлексияТема урока: Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Систематизировать материал, изученный в 3-м классе. Дополнить новыми сведениями знания учеников о со¬ставе воздуха. Формирование начальных понятий о постоянстве со-става воздуха. Формировать начальные понятия о воздушном слое.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока.
Базовые знания: Вещество и смесь. Воздух — смесь газов. Однородная и неоднородная смесь. Чистый воздух — однородная смесь. Воздух — основа жизни.
Опорные знания: Физические свойства воздуха. Знания, полученные учениками о воздухе и газах.
План проведения урока:
1) Повторение изученного материала о воздухе.
2) Доказать, что воздух является смесью.
3) Состав воздушной смеси.
4) Характеристика газов, входящих в состав воздуха.
5) Понятие о постоянстве состава воздуха.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация знаний
Урок начинается с беседы по вопросам:
— Почему мы не чувствуем воздух? Расскажите о его физических свойствах.
— Как докажете наличие растворенного воздуха в воде?
— Вспомните опыты, подтверждающие наличие воз¬духа в почве.
— Есть ли в пустой посуде что-нибудь? Ответ поясните.
Сделайте выводы после беседы.
4. Знакомство с новой темой.
Для самостоятельной работы с учебником можно дать следующие задания:
1. Внимательно прочитать текст учебника о составе воздуха. Обратить внимание на диаграмму, приведенную на рисунке.
2. В соответствии со сказанным в третьем абзаце тек¬ста, назовите газ, который занимает самую большую часть диаграммы. Что вы знаете об этом газе?
3. Какие газы расположены в остальных частях диаг¬раммы? Назовите их.
4. Что вы знаете о кислороде. Какое отношение он имеет к процессам горения и дыхания?
5. Откуда в воздух поступает углекислый газ? Для чего он необходим растениям?
6. Как восполняется в воздухе количество кислорода, израсходованного на процессы горения и дыхания?
Ученики найдут ответы на эти вопросы в тексте.
Опыт.
ученики знакомы со второго класса с опытом, подтвер¬ждающим необходимость воздуха для горения. На рисун¬ках, данных в учебнике, изображена масляная лампа под стаканом, под большой посудой и на воздухе. Сначала гас¬нет лампа под стаканом, затем под большой посудой, а горя¬щая на воздухе лампа гаснет только тогда, когда кончится масло в лампе. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух поддерживает горение. Однако не сказано о том, пол¬ностью ли расходуется воздух, находящийся в посуде, или часть его остается. Для разрешения этого вопроса нужно повторить этот опыт. После того, как погаснут лампы, нуж¬но приподнять стакан и большую посуду, поместить зажжен¬ную лучинку. Она гаснет. Из этого опыта можно сделать вывод, что часть воздуха не принимает участия в горении и остается неиспользованной. Если поместить под эту посуду мышь, она погибает, так как оставшаяся часть газа не годна и для поддержания дыхания. Этот газ называется азот. Азот составляет основную часть воздуха, это видно из диаграм¬мы.
Проведя опыт по-другому, можно доказать, что на го¬рение расходуется 1/5 часть воздуха. Эта часть воздуха, которая поддерживает горение и дыхание, называется кислородом. Во время фотосинтеза в растениях выделяет¬ся кислород, который поступает в воздух и восполняет количество ушедшего на горение и дыхание кислорода воздуха. Так ученики получают понятия о взаимосвязи между воздухом и организмами.
При горении поглощается кислород и выделяется угле¬кислый газ. Его через листья поглощают растения и ис¬пользуют при синтезе под действием света органических веществ (фотосинтез). При этом растения выделяют кисло¬род. Этот опыт способствует формированию у учеников на¬учного взгляда на целостность живой и неживой природы.
Понятие об атмосфере.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
(По А. Матутиа)
(Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера)
– Что такое “Атмосфера” вы уже знаете. Расскажите. (Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с планетой.)
Запись на доске: греч. Атмос – пар, сфера – шар.
– Частицы каких гаю к образуют смесь под названием воздух? (Круговая диаграмма на доске: атмосфера состоит из смеси газов: азота 78%, кислорода 21%, др.газов в т.ч. углекислого – 1%.)
– Задумывались ли вы когда-нибудь над выражением: “Необходимо, как воздух”?
Атмосферой называется газовая оболочка, окружающая земной шар. Газ, составляющий эту оболочку, называется воздухом
Высота газовой оболочки Земли велика и составляет более 2000 км. Точно определить границу атмосферы трудно, так как переход от земной атмосферы к межпланетному пространству совершается плавно и на больших высотах плотность воздуха очень мала. Можно только отметить, что в пределах околоземного пространства до высоты 20 км находится около 95% всей массы атмосферного воздуха Атмосфера разделяется на тропосферу, стратосферу и ионосферу. Такое разделение основано на физических свойствах этих слоев и характере их изменения с подъемом на высоту. Давление и плотность воздуха с увеличением высоты во всех трех слоях атмосферы уменьшается
Начертив три слоя воздушной оболочки земного шара, рассказать о том, на сколько километров простирается каждый слой. Объяснить функции, выполняемые каждым слоем. Более обширно характеризуется слой, расположен¬ный ближе к Земле. Для этого используются материалы 3-го класса и предыдущих уроков. В результате объясне¬ния ученики должны понять, что лучи солнца, падающие на землю, не всегда полезны.
Толщина воздушного слоя, расположенного близко к Земле, составляет 8—17 км. В этом слое, который называ¬ется тропосферой, находится основная часть (80%) газо¬вой смеси. Обмен веществ между водным слоем и сушей осуществляется в этом слое. На этот слой приходятся твер¬дые, жидкие и газообразные вещества, попадающие в воз¬дух. Здесь происходит образование тумана, облаков, несу¬щих дождь, снег, град.
В следующем слое, который называется стратосферой, содержание газовой смеси меньше. На высоте 25—30 км под действием солнечных лучей кислород превращается в озон, образуется тонкий озоновый слой. Этот слой весьма важный, поскольку он защищает все живое от воздействия ультрафиолетовых лучей, тем самым защищает жизнь. Поэтому сохранение озонового слоя имеет огромное эко-логическое значение. В последние годы некоторые загряз¬няющие воздух вещества, образующиеся в результате дея¬тельности человека, способствовали образованию дыр в озоновом слое.
В третьем слое, который называется мезасфера, газы, содержащиеся в ничтожно малом количестве, превраща¬ются в ионы.
7. Рефлексия
р.docx
Тема урока: Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир,
определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке,
обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение
самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать
определённые выводы.
2. Систематизировать материал, изученный в 3-м классе. Дополнить
новыми сведениями знания учеников о составе воздуха. Формирование
начальных понятий о постоянстве состава воздуха. Формировать
начальные понятия о воздушном слое.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока.
Базовые знания: Вещество и смесь. Воздух — смесь газов.
Однородная и неоднородная смесь. Чистый воздух — однородная
смесь. Воздух — основа жизни.
Физические свойства воздуха. Знания,
полученные учениками о воздухе и газах.
Опорные знания:
План проведения урока:
1) Повторение изученного материала о воздухе.
2) Доказать, что воздух является смесью.
3) Состав воздушной смеси.
4) Характеристика газов, входящих в состав воздуха.
5) Понятие о постоянстве состава воздуха.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация знаний
Урок начинается с беседы по вопросам:
— Почему мы не чувствуем воздух? Расскажите о его
физических свойствах.
— Как докажете наличие растворенного воздуха в воде?
— Вспомните опыты, подтверждающие наличие воздуха в
почве.
— Есть ли в пустой посуде что-нибудь? Ответ поясните.
Сделайте выводы после беседы.
4. Знакомство с новой темой.
следующие задания:
Для самостоятельной работы с учебником можно дать 1. Внимательно прочитать текст учебника о составе
воздуха. Обратить внимание на диаграмму, приведенную на
рисунке.
2. В соответствии со сказанным в третьем абзаце текста,
назовите газ, который занимает самую большую часть
диаграммы. Что вы знаете об этом газе?
3. Какие газы расположены в остальных частях диаг-
раммы? Назовите их.
4.Что вы знаете о кислороде. Какое отношение он имеет к
процессам горения и дыхания?
5. Откуда в воздух поступает углекислый газ? Для чего он
6. Как восполняется в воздухе количество кислорода,
необходим растениям?
израсходованного на процессы горения и дыхания?
Ученики найдут ответы на эти вопросы в тексте.
Опыт.
ученики знакомы со второго класса с опытом, подтверждающим
необходимость воздуха для горения. На рисунках, данных в
учебнике, изображена масляная лампа под стаканом, под большой
посудой и на воздухе. Сначала гаснет лампа под стаканом, затем
под большой посудой, а горящая на воздухе лампа гаснет только
тогда, когда кончится масло в лампе. Из этого опыта можно
сделать вывод, что воздух поддерживает горение. Однако не
сказано о том, полностью ли расходуется воздух, находящийся в
посуде, или часть его остается. Для разрешения этого вопроса
нужно повторить этот опыт. После того, как погаснут лампы, нужно
приподнять стакан и большую посуду, поместить зажженную
лучинку. Она гаснет. Из этого опыта можно сделать вывод, что
часть воздуха не принимает участия в горении и остается
неиспользованной. Если поместить под эту посуду мышь, она
погибает, так как оставшаяся часть газа не годна и для
поддержания дыхания. Этот газ называется азот. Азот составляет
основную часть воздуха, это видно из диаграммы.
Проведя опыт по-другому, можно доказать, что на горение
расходуется 1/5 часть воздуха. Эта часть воздуха, которая
поддерживает горение и дыхание, называется кислородом. Во
время фотосинтеза в растениях выделяется кислород, который
поступает в воздух и восполняет количество ушедшего на горение
и дыхание кислорода воздуха. Так ученики получают понятия о
взаимосвязи между воздухом и организмами.
При горении поглощается кислород и выделяется углекислый
газ. Его через листья поглощают растения и используют при
синтезе под действием света органических веществ (фотосинтез).
При этом растения выделяют кислород. Этот опыт способствует
формированию у учеников научного взгляда на целостность живой
и неживой природы.
Понятие об атмосфере.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
(По А. Матутиа)
(Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера)
– Что такое “Атмосфера” вы уже знаете. Расскажите. (Воздушная
оболочка Земли, вращающаяся вместе с планетой.)
Запись на доске: греч. Атмос – пар, сфера – шар.
– Частицы каких гаю к образуют смесь под названием воздух?
(Круговая диаграмма на доске: атмосфера состоит из смеси газов:
азота 78%, кислорода 21%, др.газов в т.ч. углекислого – 1%.)
– Задумывались ли вы когда-нибудь над выражением: “Необходимо,
как воздух”?
Атмосферой называется газовая оболочка, окружающая земной
шар. Газ, составляющий эту оболочку, называется воздухом
Высота газовой оболочки Земли велика и составляет более 2000 км.
Точно определить границу атмосферы трудно, так как переход от
земной атмосферы к межпланетному пространству совершается
плавно и на больших высотах плотность воздуха очень мала. Можно
только отметить, что в пределах околоземного пространства до
высоты 20 км находится около 95% всей массы атмосферного
воздуха Атмосфера разделяется на тропосферу, стратосферу и
ионосферу. Такое разделение основано на физических свойствах
этих слоев и характере их изменения с подъемом на высоту.
Давление и плотность воздуха с увеличением высоты во всех трех
слоях атмосферы уменьшается
Начертив три слоя воздушной оболочки земного шара,
рассказать о том, на сколько километров простирается каждый
слой. Объяснить функции, выполняемые каждым слоем. Более
обширно характеризуется слой, расположенный ближе к Земле.
Для этого используются материалы 3-го класса и предыдущих
уроков. В результате объяснения ученики должны понять, что лучи
солнца, падающие на землю, не всегда полезны.
Толщина воздушного слоя, расположенного близко к Земле,
составляет 8—17 км. В этом слое, который называется тропосферой, находится основная часть (80%) газовой смеси.
Обмен веществ между водным слоем и сушей осуществляется в
этом слое. На этот слой приходятся твердые, жидкие и
газообразные вещества, попадающие в воздух. Здесь происходит
образование тумана, облаков, несущих дождь, снег, град.
В следующем слое, который называется стратосферой,
содержание газовой смеси меньше. На высоте 25—30 км под
действием солнечных лучей кислород превращается в озон,
образуется тонкий озоновый слой. Этот слой весьма важный,
поскольку он защищает все живое от воздействия
ультрафиолетовых лучей, тем самым защищает жизнь. Поэтому
сохранение озонового слоя имеет огромное экологическое
значение. В последние годы некоторые загрязняющие воздух
вещества, образующиеся в результате деятельности человека,
способствовали образованию дыр в озоновом слое.
В третьем слое, который называется мезасфера, газы,
содержащиеся в ничтожно малом количестве, превращаются в
ионы.
7.
Рефлексия
Азот –78%
Прочие – 1%
Кислород - 21%
Разработка урока по познанию мира по теме : Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Разработка урока по познанию мира по теме : Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Разработка урока по познанию мира по теме : Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Разработка урока по познанию мира по теме : Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Разработка урока по познанию мира по теме : Атмосфера. Воздух и погода. Состав воздуха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.