Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).
Оценка 4.8

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
03.07.2017
Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).
Разработка урока литературы содержит конспект урока по рассказу Ивана Бунина "Подснежник". Кроме работы с текстом с использованием стратегии "Чтение с остановками " ребята узнали много интересного и нового о таком привычном цветке -подснежник , с удовольствием во время минутки релаксации посмотрели видео с использованием музыки П.И. Чайковского "Подснежник" . Дети активно работали на уроке, так как использованы различные виды деятельности , позволяющие каждому ученику проявить себя в полной мере.
Бунин Подснежник (конспект урока ).docx
Конспект урока литературы в 5 классе по произведению И.А.Бунина «Подснежник» (УМК Меркина Г.С.) Тема: И.А.Бунин «Подснежник» Цели: привлечение детей к осмысленному чтению с использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками». Задачи урока: Способствовать повышению уровня исследовательской культуры. Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков. Планируемые результаты: Предметные: воспринимают на слух литературное произведение адекватно, умеют анализировать литературное произведение, понимают и формулируют тему, идею, характеризуют героев, сопоставляют их, определяют изобразительно - выразительные средства языка, понимают их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; формулируют собственное отношение к произведению, создают творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведения. Метапредметные: умеют самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивают ее, определяют сферу своих интересов, умеют подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделяют причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы. Личностные: совершенствуют духовно-нравственные качества личности, формируют готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивают эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, развивают морально- этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других людей. 1.Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания. 3.Стадия психологического настроя. В чудетство откроешь окошки- Счастливень стучит по дорожке, Цветет веселютик у речки, И звонко поют соловечки. А где-то по дальним дорогам Бредут носомот с бегерогом… Мы с ними в чудетство скорее пойдем- Спешит торопинка под самым окном, Зовет нас глядеть – заглядеться: Что там за окошком? Чу!.. Детство! 4.Определение темы, цели урока. Загадки про подснежник (слайды1,2) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает. -Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации. - Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ? -Что вы знаете об этом цветке? -Знаете ли вы легенды, связанные с этим цветком ? Когда отмечают день подснежника? - Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему? -Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? -Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока). (слайды 3,4) 5. Стадия осмысления. Чтение с остановками. -Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие , как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе. Обратимся к тексту. Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. (слайд 5 ) 1 остановка -Ожидали ли вы такое начало рассказа? -Что именно оказалось неожиданным? -Что вы знаете о празднике Масленицы? (слайды 6-13) -В чём особенность выделенных слов? С какой целью автр их употребляет? (слайд 14) -Предположите, о чём дальше расскажет нам автор? Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни. -Каким вы представляете отца Саши? Опишите. Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. -Совпали ли ваши предположения об отце Саши с авторским описанием? -Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании (слайд 15) А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? -Как понимаете выделенные слова ? (слайд 16) На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески- простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного! -Что такое психологический портрет ? ( слайд 17) Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье. 2 остановка -Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? -Соотнесите записи в таблице (слайд 18 ). Саша Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно- голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Отец Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. -Какой прием использует писатель при описании отца и сына? (слайд 19 ) -Для чего автор прибегает к антитезе? -Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни? Предположите , как будут проводить время отец и сын ? ( слайд 20 ) Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне. Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой: - Мерси, папочка! Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, - завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди! -Что является для Саши праздником в скучной обыденности ? ( слайд 21 ). -Что ощутили главные герои , выходя из дымного номера на воздух ? ( слайд 22 ). В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках... 3 остановка - Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему? 6.Физминутка «Весенняя природа» ( видеоролик на музыку Чайковского «Подснежник»). - О чем дальше расскажет И.А. Бунин? Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза! -На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? (слайд 23 ) -Как слова «...лазурные детские глазки « связаны с названием рассказа ? - Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире ? (слайд 24 ). 4 остановка - Почему же сын счастлив? - Что произойдёт дальше? А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный: - Подано, Николай Николаич! И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет; - Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой. И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам... А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя! - До свиданья, Сашенька, Христос с тобой. -С чем связано «великое горе» Саши, которое охватило его в понедельник ? (слайд 25 ). -Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец? -Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему? -Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов? -Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал». 7. Стадия рефлексии: 1) Дискуссия -Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать? -Чему вы удивлялись, слушая рассказ? - Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным? -Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так? 2) Творческая переработка информации. Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник» Подснежник. Нежный, чистый. Ждет, скучает, грустит. Быстро проходит счастье. Незащищённость. 8. Домашнее задание: У детства много разных красок Ты среди них свою найди. На белом листике бумаги Свою мечту изобрази. Проходит детство незаметно, Не возвращается назад. И только красками напомнит Вам о весёлых тех годах. Ведь жизнь она бывает разной, Угрюмой, скучной, однообразной. Но ты сквозь годы пронеси Из детства яркие мечты. ­Вот и вам предстоит « донести яркие мечты» : ответить на вопрос : «Почему  Бунин назвал рассказ «Подснежник» ? ; нарисовать обложку к книге с этим  рассказом, чтобы в ней отражена была главная мысль и настроение  произведения. Литература: 1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. 2. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса в 2 ч.(И.А.Бунин «Подснежник») –М., ООО «Русское слово - учебник», 2014 3. Материал Интернетресурсов Анализ Мною показана стадия вызова: мотивационная функция (побуждение к работе), информационная(вызов на поверхность имеющихся знаний), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Стадия осмысления: функция получения новой информации, мотивационная(сохранение интереса) Стадия осмысления. Методический приём - чтение с остановками дает возможность ученику получить опыт работы с художественным текстом, ученик выступает в роли активного и думающего читателя. Текст не должен быть знаком детям, он делится на части(не более 5 ост.),к тексту формулируются вопросы разных уровней: простые, уточняющие, творческие, интерпретационные, оценочные, практические. Рефлексия: функция коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).

Разработка урока  по рассказу И. Бунина "Подснежник" ( литература, 5 класс ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017