Разработка урока по теме Глагол
Оценка 4.7

Разработка урока по теме Глагол

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
17.04.2018
Разработка урока по теме Глагол
Разработка открытого урока по теме "Живая часть речи-глагол" проведенный в десятом классе. Урок построен на элементах нового формата, стратегии мозговой штурм, горячий стул, джиксо, кластер, составление синквейна на слово " Глагол". Дети ведут самостоятельно творческую работу , сами оценивают друг друга
Самая живая часть речи – глагол.docx
Тема урока: «Самая живая часть речи – глагол» Цель урока: Умение избирательно пользоваться языковыми средствами,  употреблять те слова и словосочетания, которые точно передают содержание  текста; систематизирование знаний учащихся о глаголе; воспитание любви к  национальным традициям и обычаям, природе. Оборудование: Картинки с изображением природы, таблицы, раздаточные  карточки, использование ТСО. Ход урока. I. II. Организационный момент Вступительное слово учителя ­ Сегодня у нас необычный урок – урок­конкурс. В программу нашего необычного конкурса вошли казахские национальные конноспортивные игры. Радостным событиям: рождению ребенка, «переходу в колыбель» (бесікке салу), Самым первым шагам (тұсау кесу), первому выезду на коне в 3­5 лет за пределы аула  (тоқым тағар), обряду бракосочетания и другим – посвящаются самые излюбленные у  кочевых народов игры­состязания. Встреча с миром, вхождение в мир, открытие мира, уход из мира сопровождаются  конными скачками. Солнце и ветер, роса на земле и звездное небо, конское ржание и перелетные птицы  – это символы и знаки, с детства понятные каждому кочевнику. Конь подарил седоку все  четыре стороны света, раздвинул время – и день, и год, и век,  сделал всадника быстрым,  как беркут, и бесстрашным, как барс. Конь для казаха – символ солнца, а значит и жизни. Наш народ ценил коня, а не ханский трон. Он, когда в степи байга, наберет разгон. Мрет казахская душа, когда  Пыль от скачек ветровых скроет небосклон.                                        И.Жансүгіров «Құлагер». Отгадывание загадки­стихотворения: Что без меня предметы?                Летит ракета, Лишь названия.                              Люди строят здания, Но я приду ­                                    И рожь в полях растет Все в действие придет.                                   (С. Кондрашов) Вопросы: ­ О какой части речи говорится в стихотворении? I тур (теоретический). «Байға» В этом туре ученикам предлагается списать словосочетания с доски, где должны выделить  главное слово, затем ответить на вопросы по теме «Глагол». II тур (практический) «Күміс алу» На этом этапе урока проводится дифференцированная работа по тексту. Страна Глаголия Свеж утренний воздух над Глаголией. На фасаде дворца времен на шелковом  полотнище синеет надпись: «Мы обозначаем действие!» Здесь глагол изменяется по  временам. Зайдет в одну дверь в форме будущего времени, в другую выйдет глаголом в  настоящем и прошедшем времени. У выхода наденет на себя число, род и лицо, станет сказуемым, согласуется с подлежащим – и пошел по дорожкам предложений. Таковы  жители этой удивительной Глаголии. Глаголы гордятся своими значениями и своей жизнью. Разноуровневые задания по тексту. 1­й вариант. А) Найти и подчеркнуть все глаголы. Б) Назвать все глаголы настоящего времени. В) Сделать синтаксический разбор последнего предложения. 2­й вариант. А) Назвать глаголы будущего времени. Б) Разобрать по составу слова: синеет, зарослей, шелковом. В) Сделать синтаксический разбор 2­го предложения. 3­й вариант. А) Выписать 2­3 глагола. Б) Определить их вид, время, лицо. В) Сделать синтаксический разбор 3­го предложения. III тур «Көкпар» Слушается грамзапись пьесы П.Чайковского из цикла «Времена года». Под музыку  читается стихотворение «Черемуха» (текст стихотворения лежит на столе у каждого  ученика, было дано опережающее задание). За правильный ответ получат «тушу козла». Вопросы и задания: ­ Определите вид, число и лицо глаголов расцвела, завила. ­ В каком времени употреблены глаголы в первом четверостишии? ­ В каком времени в остальных? ­ В каком наклонении глаголы изменяются по временам? ­ Назовите глаголы движения. IV тур (творческий). «Жамбы (слиток серебра) ату»  Задача участников этой игры – на полном «скаку» сорвать жамбы (листки),  подвешенные к шесту, на котором написаны глаголы и правильно их вставить на место  пропущенных слов в тексте. Из­под камня … родник. Он превращается в ручеек, который весело … на восток.  Ручей звенит, журчит, и потом стремительно … вниз. По склону горы он спокойно … по   равнине.                                                                                                                              (К Паустовский) Глаголы на жамбы: бьет, бежит, сползает, стремиться, стекаются, течет. V тур (лексико­семантический). «Жорға жарыс» Это состязание на иноходцах. Задача участников конкурса быстрее и раньше других  участников заменить предложенные словосочетания глаголами в неопределенной форме  (задание показывается через интерактивную доску). Принять участие­                              Унести ноги­ Бить баклуши­                                   Сложить голову­ Ломать голову­                                  Водить за нос­ Кривить душой­                                 Как с гуся вода­ VI тур (словообразовательный). «Аударыспақ» Работа в парах. На каждой парте – карточки с заданиями: от выделенных глаголов  образовать глаголы совершенного вида  и вставить их вместо точек. Весною многие птицы возвращаются к нам. Уже… ласточки и стрижи. Зеленеет  трава на лугах. Листва на деревьях давно … . Жаворонок звенит в небе тоненьким  серебряным колокольчиком. Скоро… весенняя капель. В полях все утро шел дождь. К  вечеру дождь … сильнее. Ученики пишут выборочный диктант с заданием выписать из прочитанного учителем стихотворения И.Уткина «Заздравная песня» глаголы, определить их спряжение и  объяснить правописание –тся, ­ться. Что любится, чем дышится,                              С которой столько пройдено  Душа чем ваша полнится,                                 Хорошего и разного! То в голосе услышится,                                        То в песенке припомнится.                               Тяжелое – забудется,                                                                               Хорошее – останется. А мы споем о родине                                         Что с родиною сбудется.,                                    С которой столько связано,                               То и с народом станется                                                                                  На заключительном этапе урока ученики выполняют упражнения. Списывают  отрывок из письма А.М. Горького сыну, подчеркивают глаголы в условном наклонении: Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут, я смотрю на них, и мне приятно  думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде всю жизнь оставлял для людей только хорошее –  цветы, мысли, славные воспоминания о себе, ­ легка и приятна была бы твоя жизнь. Заменить подчеркнутые слова глаголами в побудительном наклонении (устно). Воспитательный момент. ­ Определить главную мысль текста. ­ Что советует А.М. Горький своему сыну? ­ А что вы думаете об этом? IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание. Написать /эссе/ на тему: «Что я хочу оставить людям после себя».                                                     СШ №14, г. Тараз. М.С. Хамитова, учитель русского языка и литературы Применение компьютерной техники на уроках русского языка и литературы. (школьная практика) Конец 20­го века знаменуется окончанием индустриальной эры человечества и  переходом его к эре информационной. В связи с этим умение получать информацию,  обрабатывать ее, использовать ее для насущных нужд становится необходимым условием  развития цивилизации.           В настоящее время правительство Республики Казахстан уделяет большое внимание техническому переоснащению школ, внедрение в них новых информационных технологий,  компьютеров. В процессе обучения необходимо выбирать типы текстов, способы их изучения,  формы общения и контроля. Обучение на компьютере позволяет изучать курс в темпе,  соответствующем способностям, воле и трудолюбию обучаемого. Среди всех технических средств обучения языкам, являющихся органическим  компонентом учебного процесса, компьютер оказывает одно из самых значительных  воздействий на ход обучения. Представление учебной информации на компакт­диске обладает мощными  средствами наглядности. В отличие от книги здесь помимо текста и графики могут  размещаться звуковые, анимационные (мультипликационные) и видео фрагменты. Для  работы с компакт­диском необходим компьютер.  Надо на уроках русского языка и литературы использовать компьютер, чтобы  учащиеся приобрели прочные навыки работы с этими машинами, а это лучше подготовит  их к жизни в компьютеризованном мире. Планируя свои уроки, каждый учитель должен думать не только о том, чтобы  ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремиться  создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, я стараюсь понять, какие приемы  работы могут увлечь детей. Так, малыши любят играть, беседовать с героями своих любимых сказок.  Применение игр на уроках русского языка в младших классах способствует повышению  интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание, а следовательно,  и лучше восприятия языкового материала. При этом нужно помнить, что игры не самоцель,  а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением,  письмом и устной речи. Опишу некоторые игры, которые я использую, применяя компьютерную технику. На мониторе компьютера написано несколько фонетических значков. Вызванный ученик  пишет под соответствующим значком столько слов, содержащих данный звук, сколько он  помнит. Его команда получает плюс за каждое правильно написанное слово. На мониторе помещена буква, с которой должно начинаться слово. Два вызванных  ученика должны составить по одному слову, начинающихся с данной буквы. Выигрывает  тот, кто сделает это раньше. Затем учитель берет другую букву, и вызывает следующую  пару и т.д. На мониторе написано десять слов, в каждом из которых пропущены буквы  (например: г…ворить, отд…хать, ст…мнеет, см…треть, с…деть, беск…нечный, с…диться, спр…сить, уч…ться, п…сать). Выигрывает та команда, которая вписала буквы в большем  количестве слов. Практика показывает, что разучивание песни на уроке русского языка и литературы  прививает интерес к изучаемому предмету, к стране изучаемого языка, ее культуре. Песня  помогает внести в урок элемент праздничности, который так необходим детям.  Компьютерную технику также можно использовать при лексических и  грамматических играх, при работе со словарем легко и быстро отыскивать нужное слово.  Также при употреблении предлогов.  Вызванный ученик с помощью курсора мышки, комментируя, расставляет мебель в  комнате, что и куда он ставит. Он остается у компьютера, пока не допустит первую  ошибку. Его команда получает столько очков (плюсов, фишек), сколько правильных  предложений он составил. Также компьютерную технику можно использовать при работе над орфографией,  осуществить промежуточный контроль знаний орфографии. Предлагаю два вида упражнений. Упражнение первого вида: Вставьте пропущенные буквы: подсне…ник, развед…а,  зага…ка, поса...ка  и т.д. Упражнение второго вида: Закончите слова: шосс…, хра…, хижин…, пещер…,  вокза…, аэропор…, крепост…, плотин…. Упражнение третьего вида: Закончите пословицы: Близка локоть, да не ……. . Без  песен мир …. . Где веревка тонка, там она и ...... . Одежда хороша новая, а друг …... . С помощью компьютера можно тренировать школьников в употреблении самых  разнообразных грамматических явлений, таких как: множественное число  существительных, употреблении степени сравнения прилагательных, видовременных форм  глагола, и т.д. Например: игра «Настольная эстафета» проводится в командах по три человека.  Материалом могут служить любые упражнения из учебника, такие  как: «Вставьте  пропущенную форму глагола» (местоимение/ прилагательное/ предлог…)  «Напишите во множественном числе…». «Переведите на русский \ казахский  язык…». «Выпишите…» и т.д. Каждая команда выполняет задания, передавая курсор, как  эстафетную палочку. Побеждает команда, быстрее других и правильно выполнившая  задание. За подсказку ученик выбывает из игры, а на команду налагается штраф.  Применение компьютерной технологии средство обучения русскому языку и  литературе способствует активизации учебного процесса, индивидуализации обучения,  самоконтролю, ведь можно получить на мониторе сообщения о допущенных ошибках и  достигнутых успехах, своевременную инструкцию, помощь и подсказку при выполнении  задания. Важен и такой психологический аспект обучения: учащиеся сразу же на экране  видят результаты своей деятельности с соответствующими комментариями и  рекомендациями. Для уроков русского языка и литературы компьютерный класс предоставляет  неограниченные возможности. С помощью средств коммуникаций учащиеся погружаются в среду носителей языка. Компьютерная связь предоставляет многообразие направлений для  сотрудничества, переписки и знакомства с оригинальной литературой. Можно выделить несколько наиболее важных направлений: ­ использование обучающих программ в широком аспекте (тренировочные, развивающие,  активизирующие творческий и исследовательский потенциал учащихся); ­ выбор оптимальных для данного класса приемов и методов обучения, индивидуальный  подход к каждому ученику; ­ развитие мотивации, у учащихся к более углубленному изучению предмета; ­ обучение методом общения на русском языке. Ценным является тот факт, что при работе с машиной легко организовать  соревнование в классе. При этом особенно важно, что выставляет оценки, подводит итоги  абсолютно беспристрастный и безошибочный судья­компьютер. Итак, применение компьютерной техники способствует быстрому усвоению  материала, сэкономит время, дает возможность интегрировано обучать предмет, вводит  коренные изменения в качество содержания предмета. М.С. Хамитова, учитель русского языка и литературы     СШ №14, г. Тараз.

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол

Разработка урока по теме Глагол
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018