Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: учитель, учащиеся
Предмет: Обществознание
Класс: 7 класс
Республика ( край, город поселение): Калужская область, Дзержинский район, поселок Товарково
тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока: Дать представление об основных понятиях урока, объяснить, какие качества необходимы лидеру, в чем заключается искусство общения, развивать способность к общению.
Задачи урока:
• Добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
• Объяснить кто такой Лидер, его качества и черты;
• Научить приводить примеры различных качеств;
• Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях;
• Продолжить развивать мышление учащихся в процессе изучения темы;
• Выражать свое отношение, свою точку зрения;
• Продолжить воспитание гражданственности.
Краткое описание: Форма проведения урока дает в группе, применять современные образовательные технологии. Урок строится на основе принципа делового партнерства учителя с учащимися. На уроке учатся развивать способности анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации. Урок содействует нравственному воспитанию учащихся, расширят их кругозор о самих себе и их месте в обществе, подводит к осознанию того, что они являются частью нашего общества
Разработка урока по теме "Лидер и его качества"
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: учитель, учащиеся
Предмет: Обществознание
Класс: 7 класс
Республика ( край, город поселение): Калужская область, Дзержинский район, поселок Товарково
тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока: Дать представление об основных понятиях урока, объяснить, какие качества необходимы лидеру, в чем
заключается искусство общения, развивать способность к общению.
Задачи урока:
Добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
Объяснить кто такой Лидер, его качества и черты;
Научить приводить примеры различных качеств;
Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях;
Продолжить развивать мышление учащихся в процессе изучения темы;
Выражать свое отношение, свою точку зрения;
Продолжить воспитание гражданственности.
Краткое описание: Форма проведения урока дает в группе, применять современные образовательные технологии. Урок
строится на основе принципа делового партнерства учителя с учащимися. На уроке учатся развивать способности
анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать
выбор в конкретной ситуации. Урок содействует нравственному воспитанию учащихся, расширят их кругозор о самих
себе и их месте в обществе, подводит к осознанию того, что они являются частью нашего общества.
ЗУНК: стимулировать учебно познавательную активность учащихся, организовать их познавательную активность по
овладению ЗУН, развитие мышления, творческих способностей и дарований, умение самостоятельной работы над
изучаемым материалом, формирование навыков самоконтроля.
Необходимое оборудование: компьютер, экран, листочки для тренинга, костюмы для сценки, тесты, презентации:
”Выдающиеся люди” и “Директор школы “, учебник, тетради, письменные принадлежности.
Мотивация учащихся: Актуализация знаний учащихся о современных качествах лидера и его главной чертой –
искусством общения, мотивация на их изучение.
Проверка и оценивание ЗУНКов: Продуктивные задания, выполнение творческого задания, самооценка ученика по
принятым формам.
Рефлексия деятельности на уроке: Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются
приемы мозгового штурма, групповой дискуссии, которые активизирует внимание всех учеников. Мультимедийная
презентация дает возможность познакомиться с информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями,
активно отслеживая свое понимание. Для того, чтобы было осмысленным и продуктивным, проводится тренинг. В конце
урока учебник позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это
своими словами.
Ход учебного занятия.
I ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: мотивировать на изучение темы урока.Задачи: настроить на восприятие нового материала.
Длительность 5 минут.
Вводное слово.
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная,
профессиональная или социальная сфера. Не быть лидером это то же самое, что блуждать в огромном лесу без фонаря,
компаса и карты. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы
можем достичь того уровня развития, которого поставили перед собой другие.
Даже между специалистами до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами
становятся».
Понятие
Лидер это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на
удовольствие интересов данного общества или можно дать более короткое определение:
Лидер – самый авторитетный член группы.
II ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: Сформировать качества необходимые лидеру, в чем заключается искусство общения.
Задачи:
Добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
Объяснить кто такой Лидер ,его качества и черты;
Научить приводить примеры различных качеств;
Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуация
Продолжить развивать мышление учащихся в процессе изучения темы;
Выражать свое отношение, свою точку зрения;
Продолжить воспитание гражданственности.
Длительность 25 минут.
Тема нашего урока «Лидер и его качества». (Запись темы на доске.)
Так какими качествами должен обладать лидер (идет обсуждение). Показ презентации: «Выдающиеся люди».
записываем (учитель на доске, дети в тетради) качества Лидера гуманизм, честь, совесть, воля, скромность, мудрость,
чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать
на себя ответственность, цинизм ,грубость, тунеядство, трусость…
Учитель:
Качеств очень много. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие руководителю, третьи
ученикам.
В вашем возрасте ярко выявляются индивидуальные особенности в восприятии, запоминании, обобщение знаний. Одни
ученики быстрее воспринимают, точнее, обобщают, другие лучше запоминают текст, третьи – уверенно работают с
наглядным материалом.
Немаловажное значение имеют и физические качества. Однако быть выше всех, ещё не дает никакого права стать в группе
лидером.
Секрет мастерства поможет раскрыть история. Давайте вспомним Цезаря, Наполеона, Сталина... Это личности мирового
масштаба. В каждой группе есть свой лидер. В вашем классе есть командир. По каким чертам личности вы выбирали? Вы
знаете директора нашей школы Сафонову Надежду Александровну. Она тоже является лидером. Показ презентации
«Директор Сафонова Надежда Александровна» (Презентация 2). Какие черты необходимы человеку, чтобы умело
управлять?
Пихолог Р. Столдилл выделил 5 черт лидера (записывают в тетради): Ум, интеллект
Господство или преобладание над другими
Уверенность в себе
Активность
Знание дела
Cценка : Мы часто встречаем разные качества лидер: плохие или хорошие. Самые первые и любимые произведения – это
сказки. Благодаря им мы начали думать, сравнивать, отличать хорошее от плохого. Давайте сейчас вернемся в детство и
посмотрим отрывок из сказки «Буратино ». Постараемся определить кто здесь лидер (просмотр сценки)
Почему вы выбрали?
по каким признакам?( учащиеся пытаются сформулировать ответ на поставленный ответ).
Учитель: Каждый человек отличается от других: по характеру, темпераменту, привычкам… Давайте сейчас проведем
небольшой тренинг. Каждый из вас получит листочек. Вам нужно написать две фамилии с кем бы хотели сидеть за одной
партой. Работу можно не подписывать. Сейчас 2 ученика помогут мне выбрать две фамилии, которые чаще других
встречаются (пока идет подсчет остальные делают физ. минутку). Давайте послушаем, что получилось у ребят (ученики
выбрали двух одноклассников Ромадина И. и Федоткина А.)Это и есть лидеры в вашем классе. По каким качествам был
сделан выбор? (мудрее, сильнее, с ними интересно, они всегда чтото придумывают). Но лидеры бывают не только
положительными. Например, Силаев В. Он тоже лидер. Но никто из ребят его не выбрал. Почему? (идет обсуждение).
Что мешает быть лидером:
низкая самооценка
склонность к обману
внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте
нежелание простить
недостаточное использование своего воображения
пренебрежение к своему творческому потенциалу
потребность всегда быть правым
отсутствие ясных целей
неспособность примириться со своими страхами
Что бы избежать мы должны знать 3 вещи (запись в тетрадях)
Необходимо:
1. Иметь четкую цель или следует знать, чего мы хотим
2. Как достичь этого
3. Какие ресурсы для этого требуются
Лидера выбирают не только в малых группах ,но и в государстве. 4 декабря состоятся выборы в Государственную Думу .
Взрослые будут выбирать лидера, в данном случае Партию. Можно услышать такое мнение, что зачем ходить, все уже
решено. Это ошибка. Если мы хотим выбрать положительного лидера , которого мы уважаем, надо обязательно идти и
проголосовать .Вы скоро будете совершеннолетними и тоже будете участвовать в выборах.
III этап учебного занятия: заключительный. Подведение итогов.
Цель: Создать ситуацию для проявления эмоционально личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
Задачи: Подвести итоги, закрепить усвоенные знания, выставить оценки. Поставить задачи на следующий урок.
Длительность 15 минут.
Работа с книгой. Согласно С. Норткоту Паркинсону, существует 6 основных элементов лидерства. Откройте п.9 с. 66 и
найдите и выпишите их. Зачитайте, что вы написали.Учитель: Во все времена обязательной чертой Лидеров было искусство общения. Ораторы выделялись манерой
держаться ,стилем речи. Хороший оратор обладал чувством такта ( например Перикл). Еще одно правило. Не старайтесь
поразить учителя умными словами и выражениями из учебника. Соберите свою информацию и изложите ее так, чтобы все
поняли. Лидер должен уметь слушать. Слушать и слышать это разные вещи.
Рефлексия.
Тест: «Какой вы Человек»
Итог. Лидера сразу видно, определить несложно. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным
качествам. Лидеры бывают плохие и хорошие. Надо думать за кем ты пошел. Время бежит незаметно. Скоро Вы станете
взрослыми и сами будите выбирать политику правительства. Каким будет будущее Вам решать.(выставление оценок).
Домашнее задание: Параграф 9, читать дополнительный материал ,ответить на вопросы. (учащиеся записывают в
дневники).
Использованные источники и литература:
1. Книга для учителя . Поурочные планы, А.И.Кравченко. Е.А.Певцова : Учитель, 2011.
2. Белашов С.И. О лидерах.2007.
3. Макаренко А.С. Воспитание характера в школе. М. 1958.
4. Карнеги Д. Как завоевать друзей. М.1990.
5.
учебник Обществознание 7 класс.А.И.Кравченко.Е.А.Певцова.2010.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучат с использованием медиа, мультмедиа: С помощью мультмедиа
обеспечивается принцип наглядности обучения. Данное средство формирует более полные представления по теме урока,
позволяет оптимизировать объем информации и содержание изучаемой темы, четкое сопоставление «лидер» и
«общество». Также учащиеся могут самостоятельно изучать материал, предоставленный в презентации, усиливается
мотивация на изучение предмета.