Разработка урока по теме: "Многозначность слов. Что такое язык"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок позволяет формировать представление о многозначности слов, показать роль языка, его многогранность,расширять представление о языке, развивать словарный запас, развивать познавательный интерес к чтению, воспитывать культуру учебного труда, нравственное воспитание. Обучающиеся учатся высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и оформлять свои мысли в устной форме.
Иконка файла материала Многозначность слов.Что такое язык.doc
ТЕМА: Многозначность слов. Что такое язык. ЦЕЛЬ: Формировать представление о многозначности слов ­ показать роль языка, его многогранность ­   расширять   представление   о   языке;   развивать   словарный   запас;   развивать познавательный   интерес   к   чтению,   воспитывать   культуру   учебного   труда, нравственное воспитание. Личностные УУД:  сохранить мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Регулятивные УУД: уметь высказывать свое мнение. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, в группе. Познавательные УУД:  уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличить новое   от   уже   известного   с   помощью   учителя   находить   ответы     на   вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ­   перед   вами   лежат   кружки,   выберите   кружок,   который   соответствует   вашему настроению и покажите Отличное                 плохое                не знаю 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ Сейчас настроимся на урок. Язычки ваши – молчат (до поря до времени) Ваши ручки – лежат (до поры до времени) Ваши глазки – глядят Ушки ваши – слушают Головы же – думают. 3. ДЕВИЗОМ НАШЕГО УРОКА БУДУТ СЛОВА: (Давайте прочитаем)МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ – НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ!!! ­ Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок обучения грамоте? Интересным Развивающим Познавательным Плодотворным ­ Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. ­ Какими должны быть ученики? Активными Думающими Внимательными Дисциплинированными                                                                             Работоспособными. 4. Постановка темы и цели. ­ Сейчас послушайте загадку, отгадав ее, вы назовете предмет нашего сегодняшнего разговора. Если б не было его Не сказал бы ни чего. Всегда он в работе ­ когда мы говорим, А отдыхает – когда мы молчим. ­  Что вы представляете, когда мы произносим слово – язык?  (высказывания детей) ­ Попробуйте сформулировать тему урока. 5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Многозначность слов Что такое язык? ­ Поработаем сейчас по учебнику, откройте Азбуку на стр.83. ­ Дорисуйте каждому предмету язык. ПРОВЕРКА. А). у колокольчика – металлический стержень, производящий звук. Б). у костра – языки пламени (имеющие удлиненную, вытянутую форму. В). у кроссовок – продолговатый кусок кожи или ткани. Г). на обложке книги – написали слово язык (учебник). Д). у человека – орган речи. Вывод:  1. Слово «язык» ­ имеет много значений, значит это слово многозначное. 2. О многозначности слова «язык» можно прочитать в «толковом словаре». 3. Язык может быть не только у одушевленных предметов, но и у неодушевленных. ­ Сегодня, ребята, мы будем говорить об одном значении слова «язык». ЯЗЫК – как средство общения.Послушайте сообщения ребят, составленные по высказываниям писателей  о русском языке. 1. Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 2. Наш родной язык – русский. Сколько в нем метких слов. 3. Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, журчание ручейка   и   жужжание   пчелы.   На   этом   языке   писал   стихи   А.С.Пушкин.   Сочинял маленькие рассказы для детей Л.Н.Толстой.  Все эти высказывания написаны литературным языком. Литературный язык – относящийся к художественной литературе, 7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА писательской. Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали Ножками потопали Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем: 1,2,3,4,5 Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 8. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ­ Чтобы правильно читать Надо правильно дышать. А). – «Задувание свечи» ­ «Задувание 5 свечей» ­ «Футбол». Б). Читаем четко и быстро. ГАЗ – ГОД – ГОЛ – ГУЛ – ГУСЬ ВОЛ – ВОЙ – ВОЛК ВОЛ – ВЁЛ – ВАЛ – ВАР ВЕС – ВЕСЬ – ВЕСТЬ – ВЕЩЬ 9. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ СТР. 83. ­ Прочитайте текст самостоятельно. А). самостоятельно Б). один ученик.  ­ Что  вы узнали из прочитанного? ­ Объясните: как можно разговаривая на русском языке, говорить по­разному. Люди живущие в разных уголках нашей страны имеют свой – ГОВОР. ГОВОР – своеобразное произношение, особенности речи.10. О языке люди придумали пословицы и поговорки, образные выражения. ­ А какие пословицы и поговорки о языке нашли вы? (Дети зачитывают). ­ Прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете. От приветливых слов язык не отсохнет. 11. РАБОТА В ГРУППАХ. ­ Сейчас поработаем в группах. Возьмите желтые полоски, прочитайте выражения и объясните когда так говорят? ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ – молчать, когда это нужно. КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА – быстро исчезнуть ЯЗЫК ПРОГЛОТИТЬ – замолчать, перестать говорить ДЛИННЫЙ ЯЗЫК – означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре. НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК – полное взаимопонимание, согласованность в каких­либо действиях. ТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫК ­  заставлять говорить. 12. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 13. ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ НА СЛОВА: Язык Языковой ­ Что можете о них сказать? 14. РАБОТА В ПАРАХ ­ Поработаем в парах ­ Перед вами лежат листочки зеленого цвета. Прочитайте слова. ­ Какое задание вы можете предложить ­ «Исключить лишнее» ­ докажите почему? 1 ряд Гора Горе Горный Пригорок  ­ Молодцы! 2 ряд Летчик Летать Лето Летательный  3 ряд Пятерка Пятница Пятно Пяточок  15. ИТОГ ­ Что нового узнали на уроке. ­  Вы   сегодня  работали   много   и  хорошо.  Предлагаю   вам   оценить   каждому   свою деятельность (работу). Все получилось                  Надо поработать                  Было трудно Урок хочется закончить стихотворением А.Шибаева «Родной язык»В день солнечный июльский Цветы, цветы вокруг Красив язык мой русский Как это летний луг. Иду тропинкой узкой – Деревья до небес Могуч язык мой русский, Как этот русский лес! И в радости, и в грусти – Он всякий час со мной Родной язык мой русский, Как Родина родной!

Посмотрите также