Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке" Задачи урока: Учебная – помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, которые совершились в потомстве Юрия Долгорукого. Развивающая – развитие аналитического мышления, умения сопоставлять разные факты и работать с разными источниками информации. Воспитательная – формирование навыков работы в группе. Оборудование: карты, генеалогическая таблица
Иконка файла материала Разработка урока по теме Северо-Восточная Русь.doc
Разработка урока по теме "Северо­Восточная Русь в XII веке" Задачи урока: Учебная – помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово­Суздальском крае, но и в Киевской  Руси в целом; оценить значение деятельности ростово­суздальских князей, особенно сущность политических перемен,  которые совершились в потомстве Юрия Долгорукого.  Развивающая – развитие аналитического мышления, умения сопоставлять разные факты и работать с разными  источниками информации. Воспитательная – формирование навыков работы в группе. Оборудование: карты, генеалогическая таблица  1. Организационный момент, учащиеся делятся на группы. 2. Постановка цели урока. Ход урока Учитель сообщает учащимся, что они должны самостоятельно в группах поработать с предложенными познавательными  заданиями, сделать выводы и убедиться, что материал ими усвоен. 3. Работа в группах. Задание группе №1  Задание группе №2  Задание группе №3 4. Выступления групп. После выступления каждая группа делает выводы. В правильности сделанных выводов можно  убедиться после демонстрации слайдов Презентации  Во время работы и выступления группы № 1 демонстрируются слайды № 1, 2 Презентации После сделанных выводов –  слайд № 3. Во время работы и выступления группы № 2 демонстрируются слайды № 4­6 Презентации После сделанных выводов –  слайд № 7. После выступления группы № 3 демонстрируется слайд № 8 Презентации  5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Цели и задачи урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми  терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно­следственные связи,  используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе. Оборудование урока: Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской,  атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и  водопадах Южной Америки. 1. Организационный момент: Ход урока: Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок­экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша  экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная  экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:  Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;  Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу. 2. Изучение нового материала:Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии.  Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда. Учащиеся: Это ­ Южная Америка На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка. Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его  водным объектам. Открывается слайд № 2 – Внутренние воды. Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока. ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с  организмами, населяющими их. Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами. Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только  крупнейшие водные объекты.  Что вы можете сказать о речной системе материка? Учащиеся: На материке много рек.  А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка? Учащиеся: Климат и рельеф. Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами. Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки. Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок «Реки Южной Америки». Теперь откройте ваши путеводители­ атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим  путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:  К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки? Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Учитель:  Почему все крупные реки текут в Атлантический океан? Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение  причинно­следственных связей). Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде. Слайд № 5 – схема –опора. ( Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО) Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы  обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия. Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык. Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия. Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате. Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему? Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом. Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная  части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной  части материка. Учитель: А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме? (Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное) Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной  Америки. Слайд № 9 – таблица «Крупнейшие реки». Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки. (Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах). Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:    Самая длинная река Южной Америки? Самая короткая река Южной Америки? Самая маленькая по площади бассейна река? (Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя). Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов. Слайд № 10 – таблица «Крупнейшие водопады». На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.  Как называется самый высокий водопад? Учащиеся: Водопад Анхель.  Как называется самый низкий водопад? Учащиеся: Водопад Игуасу. Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты. А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта. Слайд № 11 – Амазонка. Это река Амазонка. Глоссарий – Амазонка. P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на  магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых  терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии). Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки. Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах,  вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан  около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В  переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья. Глоссарий – Укаяли. В верховьях реки Укаяли ­ притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты  грома. Глоссарий – барранко. Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду. Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды. И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево­жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке. Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна  Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту Слайд № 14 – дельфиныи знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Глоссарий – пираруку Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация) Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5­метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Слайд № 16 – пираруку ( фотоснимок в воде). Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Глоссарий – пираньи. Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация) Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их  челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок) Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь. Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок). Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.  Кто такие кайманы? Учащиеся: Это вид крокодилов. Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний). В этих же водах обитает самая большая змея в мире.  Как она называется? Учащиеся: Это удав анаконда. Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше. Следующая наша остановка – река Ориноко. Слайд № 22 – река Ориноко. Глоссарий – Ориноко. Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю­З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и  звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального  воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет. В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель.(Находим водопад  на картах). Глоссарий – Карони, Анхель Слайд № 23 – водопад Анхель. Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты  труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми  Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он  увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив,  позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад. А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана. Слайд № 24 – река Парана. Глоссарий – Парана. В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» ­ названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим  путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный  режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из  слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из­за рельефа. Со ступенчатых  уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой  известностью пользуется водопад Игуасу. Слайд № 25 – водопад Игуасу (1)Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах) В переводе с индейского Игуасу – «большая вода». Слайд № 26 – водопад Игуасу (2) Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро  Гарсиа. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275. Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе. Слайд № 27 – кинофрагмент о водопаде. Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше,  вам необходимо ответить на несколько вопросов. С какими реками Южной Америки вы познакомились?   Какой тип питания у этих рек преобладает?  Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады? (Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.) Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого  материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.  Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка? Учащиеся: Озёр на материке мало. Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2­3 названия, а остальные не подписаны,  настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их  рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде. Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра». У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на  самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице. Учащиеся: озеро Маракайбо. Учитель: Верно, это озеро Маракайбо. Глоссарий – Маракайбо. Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.  Оно находится на севере Южной Америки. А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет  важное значение для жизни людей этого материка. Следующая наша остановка – озеро Титикака. Глоссарий – Титикака. Слайд № 29 – схема –опора – начало Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память. Слайд № 30­33 – построение схемы­ опоры об озере Титикака. (Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме  самостоятельно). Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро. Слайд № 34 – озеро Титикака (1). Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного  нагорья. По берегам озера живёт племя – уру. Глоссарий – Уру. по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд  – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят.  Жизнь им обеспечивает тростник ­ тотора. Глоссарий – тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Слайд № 35 – озеро Титикака (2).Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа. У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги,  когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины. Слайд № 36 – озеро Лаго. 3. Заключение: Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и  помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить  небольшое задание. В ваших файл­папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его  результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение  на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте. 4. Проверка усвоения материала: Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу  отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю. По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране. Слайд № 37 – 1 вариант. Слайд № 38 – 2 вариант. 5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося). Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили  на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время  путешествия по водным объектам Южной Америки. Использованная литература: 1. Элькин Г.Н. «География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001. 2. Никитина Н.А. « Поурочные разработки по географии». Москва «Вако», 2005. 3. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990. 4.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам». Москва «Просвещение», 1988. 5.Рянжин С.В. Новый Экологический Букварь. СПб «Анатолия», 2006. 6. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. Учебник географии материков и океанов. Москва  «Дрофа», 2000. 7.Крылова О.В. Материки и океаны. Москва «Просвещение», 2000. 8.DVD ­ диск «Южная Америка». 9. Большая детская энциклопедия по географии.

Посмотрите также