Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования.
Цель: Уяснить сущность монголо-татарских ханов.
Задачи:
1. Рассмотреть взаимоотношения Руси и Золотой Орды;
2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, устного публичного выступления;
3. Развивать потребность и умение самостоятельно обогащать свои знания;
4. Развивать навыки сравнительного анализа различных исторических источников;
5. Воспитание чувства сопричастности прошлому как основы становления исторического сознания;
6. Мониторинг уровня знаний.
Средства обучения:
• карта “Монголо-татарское нашествие”, репродукции-портреты Чингисхана и Батыя, монголо-татарский воин;
• схемы – “Система управления Золотой Ордой”, “Система управления Руси”;
• видеофильм “Чингисхан”; “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”;
• сообщения учащихся;
• тест “Монголо-татарское нашествие”.
Разработка урокаполилога с элементами исторического проектирования.
10й класс
Разработка урокаполилога с элементами исторического проектирования.
Цель: Уяснить сущность монголотатарских ханов.
Задачи:
1. Рассмотреть взаимоотношения Руси и Золотой Орды;
2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, устного публичного выступления;
3. Развивать потребность и умение самостоятельно обогащать свои знания;
4. Развивать навыки сравнительного анализа различных исторических источников;
5. Воспитание чувства сопричастности прошлому как основы становления исторического сознания;
6. Мониторинг уровня знаний.
Средства обучения:
карта “Монголотатарское нашествие”, репродукциипортреты Чингисхана и Батыя, монголотатарский воин;
схемы – “Система управления Золотой Ордой”, “Система управления Руси”;
видеофильм “Чингисхан”; “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”;
сообщения учащихся;
тест “Монголотатарское нашествие”.
Опережающее задание. Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе.
Дополнительная литература:
1. Джованни дель Плано Карпини. История монголов. М., 1957;
2. Вернадский Г. И. История России. Т.3: Монголы и Русь. М., 1996;
3. Гумилев Л.Н. поиски вымышленного царства. М., 1970;
4. Кучкин В.А. Русь под игом. Как это было? М., 1991;
5. Насонов А.Н. Монголы и Русь. М., 1940;
6. Родина, 1997, № 3 – 4 (тематический выпуск).
Сообщения:
1. “Причины завоевательных походов”
2. “Захват Китая и Средней Азии Чингисханом”.
3. “Батый. Организация монголотатарского войска”.
4. “Куликовская битва. Историческое значение и современные взгляды”.
Современные точки зрения о монголотатарском иге:
1.
2.
“Монголы – это наши казаки” А. Фоменко, академик РАН, зав. Кафедрой дифференциальной геометрии и
приложений МГУ.
“Тартаровцы это западные крестоносцы” Д. Калюжный и С. Валянский, историки, авторы 11 книг, в том числе
“Другая история Руси” и “Другая история средневековья”, вышедших в 2001 г.
3.
“Русь защищали ордынские конники” С.Баймухаметов, публицист.Термины: Ярлык, баскаки, численники.
Вопрос урока: Каковы были последствия вторжения монголотатар?
План:
1. Новый материал:
А) Фактический материал – официальная версия.
Б) Современные точки зрения о монголотатарском иге.
2. Мониторинг уровня знаний.
3. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Ход урока
Учитель: История противоречива. О том далеком времени мы знаем мало. Столько раз переписывались учебники
истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот. Одной из тайн истории остается
так называемое монголотатарское нашествие, связанное с именем Чингисхан. Кто же такой Чингисхан?
Идет просмотр части видеофильма (детство и начало военной деятельности).
Сообщение учащегося № 1.
Работа с картой – проследить походы и завоевания монголотатар.
Сообщение учащегося № 2.
Учитель: Чингисхан создал огромную империю, но ее расширением и укреплением занимались его дети и внуки.
Чингисхан никогда не был на Руси. Походы на Запад совершал хан Батый. Кто он Батухан? Кем был и что создал?
Сообщение учащегося № 3.
Выступление учащегося – точка зрения. Л. Измайлова.
Вопросы учся: 1. Батухан – христианин? Не чересчур ли смелая это версия автора статьи? Согласны ли вы с точкой
зрения автора статьи о причинах веротерпимости в Золотой Орде? Свое мнение обоснуйте.
Работа по схемам сравнительная характеристика.
Работа с терминами.
Учитель: Огромное государство Киевская Русь в XIII веке претерпевало раздробленность, но активно происходило
экономическое и культурное развитие. Почему же Русь потерпела поражение в борьбе с монголотатарами?
Ответы учся.
Учитель: Так каковы же были последствия вторжения монголотатар? Может быть вторжения вообще не было? Может
это были не монголотатары?
Выступления учся – современные точки зрения, выявляют последствия ига.
Учитель: Л. Гумилев отрицал тяжелые последствия вторжения монголотатар, считая, что они спасли Русь от Западного
вторжения. Что думаете вы? Стоит ли искать истину или же лучше придерживаться официальной версии?
Ответы учся.
Сообщение учся №4.
Учитель: Сегодня мы с вами определили сущность монголотатарских ханов. Хорошо, что вы теперь знаете много точек
зрения на проблему и можете аргументировать их. Какая из четырех версий кажется вам более верной?
Вопрос урока.
Учитель: А теперь проверим ваши знания по теме “Монголотатарское нашествие”.
2.Выполнение теста. Учитель может его составить сам или взять из сборника тестов, можно предложить
отдельным учся разгадать или составить кроссворд.
Задание дается в зависимости от уровня подготовки класса. Это может быть творческое задание или вопрос.