Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования. 10-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования. Цель: Уяснить сущность монголо-татарских ханов. Задачи: 1. Рассмотреть взаимоотношения Руси и Золотой Орды; 2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, устного публичного выступления; 3. Развивать потребность и умение самостоятельно обогащать свои знания; 4. Развивать навыки сравнительного анализа различных исторических источников; 5. Воспитание чувства сопричастности прошлому как основы становления исторического сознания; 6. Мониторинг уровня знаний. Средства обучения: • карта “Монголо-татарское нашествие”, репродукции-портреты Чингисхана и Батыя, монголо-татарский воин; • схемы – “Система управления Золотой Ордой”, “Система управления Руси”; • видеофильм “Чингисхан”; “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”; • сообщения учащихся; • тест “Монголо-татарское нашествие”.
Иконка файла материала Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования. 10-й класс.doc
Разработка урока­полилога с элементами исторического проектирования. 10­й класс Разработка урока­полилога с элементами исторического проектирования. Цель: Уяснить сущность монголо­татарских ханов. Задачи: 1. Рассмотреть взаимоотношения Руси и Золотой Орды; 2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, устного публичного выступления; 3. Развивать потребность и умение самостоятельно обогащать свои знания; 4. Развивать навыки сравнительного анализа различных исторических источников; 5. Воспитание чувства сопричастности прошлому как основы становления исторического сознания; 6. Мониторинг уровня знаний. Средства обучения:      карта “Монголо­татарское нашествие”, репродукции­портреты Чингисхана и Батыя, монголо­татарский воин; схемы – “Система управления Золотой Ордой”, “Система управления Руси”; видеофильм “Чингисхан”; “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”; сообщения учащихся; тест “Монголо­татарское нашествие”. Опережающее задание. Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе. Дополнительная литература: 1. Джованни дель Плано Карпини. История монголов. М., 1957; 2. Вернадский Г. И. История России. Т.3: Монголы и Русь. М., 1996; 3. Гумилев Л.Н. поиски вымышленного царства. М., 1970; 4. Кучкин В.А. Русь под игом. Как это было? М., 1991; 5. Насонов А.Н. Монголы и Русь. М., 1940; 6. Родина, 1997, № 3 – 4 (тематический выпуск). Сообщения: 1. “Причины завоевательных походов” 2. “Захват Китая и Средней Азии Чингисханом”. 3. “Батый. Организация монголо­татарского войска”. 4. “Куликовская битва. Историческое значение и современные взгляды”. Современные точки зрения о монголо­татарском иге: 1. 2. “Монголы – это наши казаки” А. Фоменко, академик РАН, зав. Кафедрой дифференциальной геометрии и  приложений МГУ. “Тартаровцы ­ это западные крестоносцы” ­ Д. Калюжный и С. Валянский, историки, авторы 11 книг, в том числе  “Другая история Руси” и “Другая история средневековья”, вышедших в 2001 г. 3. “Русь защищали ордынские конники” С.Баймухаметов, публицист.Термины: Ярлык, баскаки, численники. Вопрос урока: Каковы были последствия вторжения монголо­татар? План: 1. Новый материал: А) Фактический материал – официальная версия. Б) Современные точки зрения о монголо­татарском иге. 2. Мониторинг уровня знаний. 3. Домашнее задание. 1. Организационный момент. Ход урока Учитель: История противоречива. О том далеком времени мы знаем мало. Столько раз переписывались учебники  истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот. Одной из тайн истории остается  так называемое монголо­татарское нашествие, связанное с именем Чингисхан. Кто же такой Чингисхан? Идет просмотр части видеофильма (детство и начало военной деятельности). Сообщение учащегося № 1. Работа с картой – проследить походы и завоевания монголо­татар. Сообщение учащегося № 2. Учитель: Чингисхан создал огромную империю, но ее расширением и укреплением занимались его дети и внуки.  Чингисхан никогда не был на Руси. Походы на Запад совершал хан Батый. Кто он Бату­хан? Кем был и что создал? Сообщение учащегося № 3. Выступление учащегося – точка зрения. Л. Измайлова. Вопросы уч­ся: 1. Бату­хан – христианин? Не чересчур ли смелая это версия автора статьи? Согласны ли вы с точкой  зрения автора статьи о причинах веротерпимости в Золотой Орде? Свое мнение обоснуйте. Работа по схемам ­ сравнительная характеристика. Работа с терминами. Учитель: Огромное государство Киевская Русь в XIII веке претерпевало раздробленность, но активно происходило  экономическое и культурное развитие. Почему же Русь потерпела поражение в борьбе с монголо­татарами? Ответы уч­ся. Учитель: Так каковы же были последствия вторжения монголо­татар? Может быть вторжения вообще не было? Может  это были не монголо­татары? Выступления уч­ся – современные точки зрения, выявляют последствия ига. Учитель: Л. Гумилев отрицал тяжелые последствия вторжения монголо­татар, считая, что они спасли Русь от Западного  вторжения. Что думаете вы? Стоит ли искать истину или же лучше придерживаться официальной версии? Ответы уч­ся. Сообщение уч­ся №4. Учитель: Сегодня мы с вами определили сущность монголо­татарских ханов. Хорошо, что вы теперь знаете много точек  зрения на проблему и можете аргументировать их. Какая из четырех версий кажется вам более верной? Вопрос урока. Учитель: А теперь проверим ваши знания по теме “Монголо­татарское нашествие”. 2.Выполнение теста. Учитель может его составить сам или взять из сборника тестов, можно предложить  отдельным уч­ся разгадать или составить кроссворд. Задание дается в зависимости от уровня подготовки класса. Это может быть творческое задание или вопрос.

Посмотрите также