Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Оценка 4.8

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
21.04.2017
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Вид урока: урок – исследование Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: --обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»; -- развивающая: развитие умения работать с научным текстом; -- воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде, умение быть ответственным за выполняемую работу. Задачи: --проанализировать предложенный лингвистический материал; --сделать выводы о языковых явлениях; --составить устный текст научного жанра; --заполнить опросный лист.Вид урока: урок – исследование Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: --обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»; -- развивающая: развитие умения работать с научным текстом; -- воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде, умение быть ответственным за выполняемую работу. Задачи: --проанализировать предложенный лингвистический материал; --сделать выводы о языковых явлениях; --составить устный текст научного жанра; --заполнить опросный лист.
Урок русского языка в 5 классе на тему.docx
Тема: Беглые гласные.  5 класс Вид урока: урок – исследование Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: ­­обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»; ­­ развивающая: развитие умения работать с научным текстом; ­­ воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в  команде, умение быть ответственным за выполняемую работу. Задачи: ­­проанализировать предложенный лингвистический материал; ­­сделать выводы о языковых явлениях; ­­составить устный текст научного жанра; ­­заполнить опросный лист.                                                                              Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. – Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву,  которая является орфограммой. Суп, чугуны, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, леса. Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите  путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи,  которые могут происходить с гласными буквами. 2. Познавательная минутка. – Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”. – Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепко­накрепко,  раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную  дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками  делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня  услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”.  – Что это нужно сделать? В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: 3. Актуализация знаний  ­ Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов  Дома вы должны были  подготовить друг ­ другу вопросы.  Сейчас мы будем по цепочке их задавать.  Вопросы : «перекрестный опрос» ­ Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание) ­ Как называются части слова? (Морфемы). ­ Какая морфема идет за приставкой? (Корень). ­Какая морфема используется для образования форм слова? (окончание) ­ Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (корень) III. Мотивация. ­­ Сегодня мы будем работать в группах. Для меня очень важно, с каким настроением вы  пришли, что чувствуете? Я предлагаю вам взяться за руки и замкнуть круг внутри своей  группы ( я в это время касаюсь каждой группы) ­­ Что вы чувствуете? Какое настроение испытываете? ( одно целое, вместе работать,  тепло) ­­ Я тоже чувствую вашу сплоченность, ваше тепло. Помните, что каждая группа будет  выполнять свою часть общего задания. А вместе мы одна команда. IV. Разминка. ­­ Начнем с небольшой разминки. Как вы понимаете значение слова беглый? (На доске  записываю детские ассоциации: убегающий, пропадающий, исчезающий). Спасибо,  молодцы! V. Организация наблюдения, которое позволяет определить тему, цели и задачи урока. 1) Понятие лингвистического исследования. ­­ Мы проведем лингвистическое исследование. Проводили ли вы когда­нибудь  исследования? Что такое исследование? Открытие, поиск новых знаний… ­­ Кто такие исследователи? Кто делает открытия. Те, кто умеет задавать вопросы.  ( наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы, открытие) ­­ Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. Итак, мы открыватели. ­­ Что такое лингвистика? Наука о чем? (о языке) ­­ Ученые лингвисты сделали множество открытий. Вы сегодня эти открытия сможете  совершить для себя, побывать в роли исследователей и поделиться одноклассниками тем,  что узнали. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытия. 2) Определение темы урока через наблюдение. ­­ А теперь внимание на доску (вывешиваются слова). Что необычного вы заметили в  склонении этих существительных. (лоб – лба, день – дня, сынок – сынка, вобрать –  вбирать) ­­ Верно, гласные то появляются, то исчезают. ­­ Как называются такие гласные? (Это беглые гласные) Назовите тему нашего урока. Молодцы! 3) Подготовка вопросов. Нацеливание на урок. Как вы думаете, какие вопросы можно поставить к теме нашего урока «Беглые гласные»?  Каждая группа должна посовещаться в течение 1 минуты и записать вопрос в листочках  ( вопросы озвучиваются и вывешиваются на доску) 4) Обобщение вопросов, предложенных учениками. ­­ Почему они «убежали»? ­­ Какие гласные могут убегать? ­­ В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных? ­­ С каким орфографическим правилом связана беглость гласных? Это и является целями нашего урока. 5) Задания по группам ­­ Вы помните, что мы проводим лингвистическое исследование, и каждая группа  выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные». Каждая группа получила свое  задание. ­­ Вам необходимо распределить, кто за что отвечает: хранитель времени, секретарь,  докладчик, генератор идей, диктор. – Ответы запишите крупными буквами маркером на  специальных листах. I группа. Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории  языка и ответьте на вопрос: «Почему «убежали» гласные?» План работы: • Прочитайте статью из истории языка. (На острове Слованск когда­то очень давно  жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском  алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой  позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали  они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми  оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта  гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.) • Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных. Поясните, что  произошло. II группа. Какие гласные могут убежать? План работы: • Сравните слова: зоркий – зрение, полдень – полдня. • Назовите гласные, которые «убегают». • Приведите свои примеры. Используйте материал учебника ( беру – брать, ветер –  ветра) III группа. В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных? План работы: • Рассмотрите примеры правила. • Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?» • Приведите примеры учебника, дополните своими примерами. VI. Выступления групп. ­­ Сейчас предлагаю каждой группе вывесить свои ответы на доску. ­­ Итак, слушаем результаты исследования. Обратите внимание, что ответ должен быть  последовательным, с примерами. А начать его нужно с фразы, которая ставит перед вами  вопрос. Например, беглость гласных связана с правописанием… VII. Закрепление изученного материала. 1. Давайте закрепим полученные знания.   Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать ? (. Изменить форму  слова) окно – окон пушинка – пушинок близкий – близок громкий – громок пёрышко – пёрышек песня – песен полотенце – полотенец пятно – пятен Рефлексия  ­ Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. ? Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. ! Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» !!Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» ­ Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1. Кто научился выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ,но остался вопрос по теме урока,  поставьте знак  вопроса и выполните  упр. № 419 из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова  бывают беглые гласные 2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сделать  вывод:  в каких частях слова бывают беглые гласные 3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» и придумайте 5­6 предложений по теме « В лесу».

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017