Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
21.04.2017
Вид урока: урок – исследование
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
--обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»;
-- развивающая: развитие умения работать с научным текстом;
-- воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде, умение быть ответственным за выполняемую работу.
Задачи:
--проанализировать предложенный лингвистический материал;
--сделать выводы о языковых явлениях;
--составить устный текст научного жанра;
--заполнить опросный лист.Вид урока: урок – исследование
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
--обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»;
-- развивающая: развитие умения работать с научным текстом;
-- воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в команде, умение быть ответственным за выполняемую работу.
Задачи:
--проанализировать предложенный лингвистический материал;
--сделать выводы о языковых явлениях;
--составить устный текст научного жанра;
--заполнить опросный лист.
Урок русского языка в 5 классе на тему.docx
Тема: Беглые гласные. 5 класс
Вид урока: урок – исследование
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
обучающая: знакомство с понятием «беглые гласные»;
развивающая: развитие умения работать с научным текстом;
воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в
команде, умение быть ответственным за выполняемую работу.
Задачи:
проанализировать предложенный лингвистический материал;
сделать выводы о языковых явлениях;
составить устный текст научного жанра;
заполнить опросный лист.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву,
которая является орфограммой.
Суп, чугуны, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, леса.
Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите
путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи,
которые могут происходить с гласными буквами.
2. Познавательная минутка.
– Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”.
– Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепконакрепко,
раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную
дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками
делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня
услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”.
– Что это нужно сделать?
В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
3. Актуализация знаний
Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов Дома вы должны были
подготовить друг другу вопросы.
Сейчас мы будем по цепочке их задавать.
Вопросы : «перекрестный опрос»
Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
Как называются части слова? (Морфемы).
Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
Какая морфема используется для образования форм слова? (окончание) Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (корень)
III. Мотивация.
Сегодня мы будем работать в группах. Для меня очень важно, с каким настроением вы
пришли, что чувствуете? Я предлагаю вам взяться за руки и замкнуть круг внутри своей
группы ( я в это время касаюсь каждой группы)
Что вы чувствуете? Какое настроение испытываете? ( одно целое, вместе работать,
тепло)
Я тоже чувствую вашу сплоченность, ваше тепло. Помните, что каждая группа будет
выполнять свою часть общего задания. А вместе мы одна команда.
IV. Разминка.
Начнем с небольшой разминки. Как вы понимаете значение слова беглый? (На доске
записываю детские ассоциации: убегающий, пропадающий, исчезающий). Спасибо,
молодцы!
V. Организация наблюдения, которое позволяет определить тему, цели и задачи урока.
1) Понятие лингвистического исследования.
Мы проведем лингвистическое исследование. Проводили ли вы когданибудь
исследования? Что такое исследование? Открытие, поиск новых знаний…
Кто такие исследователи? Кто делает открытия. Те, кто умеет задавать вопросы.
( наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы, открытие)
Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. Итак, мы открыватели.
Что такое лингвистика? Наука о чем? (о языке)
Ученые лингвисты сделали множество открытий. Вы сегодня эти открытия сможете
совершить для себя, побывать в роли исследователей и поделиться одноклассниками тем,
что узнали. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытия.
2) Определение темы урока через наблюдение.
А теперь внимание на доску (вывешиваются слова). Что необычного вы заметили в
склонении этих существительных. (лоб – лба, день – дня, сынок – сынка, вобрать –
вбирать)
Верно, гласные то появляются, то исчезают.
Как называются такие гласные? (Это беглые гласные)
Назовите тему нашего урока. Молодцы! 3) Подготовка вопросов. Нацеливание на урок.
Как вы думаете, какие вопросы можно поставить к теме нашего урока «Беглые гласные»?
Каждая группа должна посовещаться в течение 1 минуты и записать вопрос в листочках
( вопросы озвучиваются и вывешиваются на доску)
4) Обобщение вопросов, предложенных учениками.
Почему они «убежали»?
Какие гласные могут убегать?
В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?
Это и является целями нашего урока.
5) Задания по группам
Вы помните, что мы проводим лингвистическое исследование, и каждая группа
выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные». Каждая группа получила свое
задание.
Вам необходимо распределить, кто за что отвечает: хранитель времени, секретарь,
докладчик, генератор идей, диктор. – Ответы запишите крупными буквами маркером на
специальных листах.
I группа.
Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории
языка и ответьте на вопрос: «Почему «убежали» гласные?»
План работы:
• Прочитайте статью из истории языка. (На острове Слованск когдато очень давно
жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском
алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой
позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные
исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали
они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми
оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта
гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)
• Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных. Поясните, что
произошло.
II группа.
Какие гласные могут убежать? План работы:
• Сравните слова: зоркий – зрение, полдень – полдня.
• Назовите гласные, которые «убегают».
• Приведите свои примеры. Используйте материал учебника ( беру – брать, ветер –
ветра)
III группа.
В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
• Рассмотрите примеры правила.
• Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
• Приведите примеры учебника, дополните своими примерами.
VI. Выступления групп.
Сейчас предлагаю каждой группе вывесить свои ответы на доску.
Итак, слушаем результаты исследования. Обратите внимание, что ответ должен быть
последовательным, с примерами. А начать его нужно с фразы, которая ставит перед вами
вопрос. Например, беглость гласных связана с правописанием…
VII. Закрепление изученного материала.
1. Давайте закрепим полученные знания.
Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать ? (. Изменить форму
слова)
окно – окон
пушинка – пушинок
близкий – близок
громкий – громок
пёрышко – пёрышек
песня – песен
полотенце – полотенец
пятно – пятен
Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но
остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. ! Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в
разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу
отличить корни с чередованием от проверяемых гласных
ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
!!Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные,
беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему
товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам
преодолеть трудности:
1. Кто научился выделять корни с чередующимися звуками, применять
изученные правила, объяснять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть
беглые гласные ,но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните
упр. № 419 из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова
бывают беглые гласные
2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные, но не
уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от
проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и
выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях
слова бывают беглые гласные
3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые
гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе:
«Молодец!» и придумайте 56 предложений по теме « В лесу».
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Беглые гласные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.