Разработка урока "Серебряный век русской культуры"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: • раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; • cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; • создать условие для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XXвв.; • уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции. Эпиграф к уроку: “Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего” А. Блок Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского; План урока. Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку. Вступительное слово учителя; Выступление учащихся. За ранее каждая группа готовит, афишу по своему исследованию (формат А-3), в конце урока формируется одна большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу. По ходу урока ребята в группах в виде кластера оформляют на листах, основное содержание материала каждой группы и в конце урока презентует. Итоги урока.
Иконка файла материала Разработка урока Серебряный век русской культуры.doc
Разработка урока "Серебряный век русской культуры" Цель урока:     раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; создать условие для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XXвв.; уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции. Эпиграф к уроку: “Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего” А. Блок Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, А.  Скрябина, И. Стравинского; План урока. Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку. Вступительное слово учителя; Выступление  учащихся. За ранее каждая группа готовит, афишу по своему исследованию (формат А­3), в конце урока формируется  одна большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу. По ходу урока ребята в группах в виде кластера  оформляют на листах, основное содержание материала каждой группы и в конце урока презентует. Итоги урока. Ход урока. Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Учитель. В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда  сравнивают с “рекой времён”. В музыке Рахманинова история движется мощным потоком, то, замедляя, то, убыстряя ход.  В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой.  Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть  великих имён “золотого века”. На рубеже XIX­XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил  “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 17 года), но невероятно  насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Посмотрите вокруг  себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в  Серебряный век. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики,  прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем  воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Учитель: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики  отвечают на поставленный вопрос, слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.)1890 г.  – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.1894 г. – начало царствования Николая II. 1904­1905 гг. –  русско­японская война. 1905­1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная  реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение  самодержавия. Октябрьская революция. Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое  будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не  терпеть, то, что делать, включиться в этот поток? Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Учащиеся по группам (исследователи философии, литературы,  живописи, музыки) в поиске ответа на вопросы?Презентация исследователей философии. В целом русская философия XIX­ начала XX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития  России. Философские искания представлены такими яркими личностями как В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.  Лосский, П. Флоренский. Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся  следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно­ политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых  утонченных эпох в истории русской культуры. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой  чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе  с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но  что­то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими  настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а  приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в  атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много  даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения  эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились  новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с  чувством восхода и с надеждой на преображение жизни” писал Бердяев в работе “Самопознание”. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер.  В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: – природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; – гуманизм и его кризис; – смысл человеческой истории; – ряд важных социальных вопросов. Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей  философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию,науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие  природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с  позиции объективного идеализма. Начало всего сущего – абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только  через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот  физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями. Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога – познание через веру. В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны  забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был  положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы  претворить в жизнь христианский принцип “любви к ближнему” и окончательно исключить из общества классовые и  национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под  эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию. Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева. Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к  необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека: – В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. – Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло – это испытание, посланное людям благим Богом). – В итоге – Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. – Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение. – Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. – Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.– В результате наступит новый мир – вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она  постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую­  нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в “соборности”, концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е.  подразумевается верховенство личного начала над коллективным. С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он  принял сан священника). Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах. Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе,  прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира – личность. П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно­ философскую проблематику, в центре которой – идущее от В.  Соловьева концепция о всеединстве и учение, о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира  основывающееся на нравственном учении личности. По окончанию выступления ребята, делают выводы и отвечают на  вопросы. (Какие религиозно­философские идеи XIX в.могли повлиять на философию, серебряного века?) Презентация исследователей литературы. На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных  талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории.  Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин,  Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце  XIX в. поэзия начала теснить с “привилегированного” места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы  чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества  обывательщины – смутное тревожное безвременье. В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла… Блок. В 1890­е годы течение модернизма (от франц. “modern”) – современный еще до конца не оформилось. Оно по образному  выражению В.Брюсова “пробивалось там и сям отдельными ручейками”. Переживание конца, “декаданса” лат. decadentia – упадок, погружение в индивидуальные переживания, стремительного  падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско­японской войне,  революции 1905­1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших  в творчестве “новых” стихотворцев поначалу мало, чем отличалась от “скорбных” песен гражданской лирики. Наиболее  чуткие художники “серебряного века” жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России,  которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. “Серебряный век” отличался крайним субъективизмом  восприятия мира. Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания  художников. “символизм” – это литературное течение, сознательно взявшее символ за основу искусства. Символизм был  своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область “общих”, “вечных” идей и “истин”.  Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской  классической литературы к философско­идеалистической реакции в эстетике, противопоставляемой символистами  эстетике революционно­демократической. (Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Блок,  А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловье. На щите символистов были начертаны идеализм (романтика) и религия. Символисты  чувствовали себя спасителями, они жаждали нового преображения бытия, всего человечества, через соединение искусства  и религии. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные,  трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлён  романтический порыв к миропорядку, где царила бы духовная свобода и единение людей. Стих Акмеизм (от греч. “акме” – высшая степень чего­либо, цветущая сила) называли еще “адамизмом” (мужественный и  твердый взгляд на жизнь). Акмеисты: Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич,  Г.И.Иванов, В.Н.Нарбут, Е.Ю.Кузьмина­Караваева, И.Ф.Анненский – заявили о себе в 10­е гг. XX в. Провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали “возлюбить землю” и как можно  меньше говорить о вечности, о непознаваемом. Хотели воспеть мир во всей его многоцветности. Акмеисты оказались  чрезвычайно энергичны в своей деятельности. В 1911­1914 гг. они объединились в группу “Цех поэтов”, возглавляемую  Гумилевым. В 1912­1913 гг. основали собственный журнал “Гиперборей” (редактор – переводчик М.Л.Лозинский).  Выпустили также несколько альманахов “Цеха поэтов”. Поэзия акмеистов тяготела к воссозданию трехмерного мира, егопредметности. Ее привлекал внешний, большей частью эстетизированный быт, “дух мелочей прелестных и воздушных”  (М.Кузмин) или же подчеркнутый прозаизм житейских реалий. Увлечение предметностью, предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний нередко  воплощался в поэзии акмеистов в какой­нибудь вещи. Любование “мелочами”, эстетизация их мешали поэтам увидеть мир больших чувств и реальных жизненных пропорций. Мир этот нередко выглядел у акмеистов игрушечным, аполитичным,  вызывал впечатление искусственности и эфемерности человеческих страданий. Футуризм от лат. “futurum”, т.е. “будущее”. Заявив о себе, как и акмеизм, в 10­е годы XXв., русский футуризм сразу же  привлек всеобщее внимание – возможно, потому, что в наиболее радикальной форме отражал дух раскола, который  носился в воздухе времени. Основным его принципом был отказ от старой культуры (от “старья”, по любимому  выражению В.Маяковского). Русские футуристы в большинстве отдавали предпочтение городской культуре перед  деревенской, искали новые формы выразительности: звукоподражание, “свободный синтаксис”, словотворчество (слово­ новшество, “самовитое” слово), приемы плаката, графический стих (знаменитая лесенка Маяковского) и т.д. –  Кубофутуризм Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц,  Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Одним из оружий футуристов была их способность не только “брать за глотку”, но и “брать глоткой”. Внешняя манера  поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – играли первостатейное значение. В поисках “самовитого слова”  (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал  смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой­то “сверхсмысл”, идею “всеединства”. Поэты отражали  своё отношение ко всем событиям, происходящим в стране. Эта поэзия была реакцией на обветшалость традиционных эстетических форм. – Эгофутуризм Второй по значительности футуристической группой была группа Игоря Северянина, называвшая себя  “эгофутуристами” (“ego” лат. – “я”). В нее входили Игорь Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, Василиск Гнедов,  Георгий Иванов и др. Ядром программы были формальные требования: смелые образы, отказ от поэтических штампов и слов, вводимых в стих  только ради рифмы и размера, эксперименты в области лексики. Основополагающим для северянинской доктрины  эгофутуризма было утверждение всеоправдания, которое приводило к полному общественному индифферентизму. ( Как  развивалась литература, периода серебряного века в Сибири?) Презентация исследователей ЖИВОПИСИ. Русские художники внесли вклад в развитие мировой культуры. Для начала века характерно ослабление позиций  передвижников изображали повседневную жизнь и историю народов России, ее природу, социальные конфликты, обличали общественные порядки. В начале 90­х годов XIX в. группы художников “Мир искусства” объединило в своих рядах, таких художников, как А.Н.  Бенуа, С.П. Дягилев, Н.К. Рерих и др. Крупнейшим выставочным объединением являлся “Союз русских художников”,  учрежденный в 1903 г. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов­Мусатов, Серов, В.М. Васнецов. Ядро  “Союза” не противопоставляло себя передвижникам, отрицало графический стилизм столичных живописцев. Они  развивали традиции левитановского пейзажа, отстаивали права национальной тематики. На рубеже 1910­1911 гг.  появилось еще одно художественное объединение – “Бубновый валет”, в которое входили Н.Н.Кончаловский,  А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк. “Бубновый валет” проповедовал конструктивную живопись. Художники  стремились уйти от воздействия социальной и политической жизни, сконцентрироваться на средствах художественной  выразительности – цвете, линии, пластике. Основной прием футуризма – “монтаж” предмета путем совмещения в одном  изображении различных его сторон; предмет видится как бы одновременно с разных точек обзора. Таким образом,  художник пытался наделить статичную картину движением. В 1910­е годы берет начало и русский абстракционизм,  лидерами и теоретиками которого становятся К.С.Малевич и В.В.Кандинский. Малевич стремился довести систему  обобщений до простейших геометрических форм, заключавших в себе все многообразие форм природы. В конце ответа  группа подводит выводы и отвечает на вопросы. ( Как вы считаете, были ли художник, серебряного века и их  творчество близко людям, как это было в XIX веке?) Презентация исследователей музыки. В течение урока, тихо, почти неслышно звучала музыка классиков кXIX ­н.XX века. Музыкальное искусство было направлено на продолжение традиций композиционного прошлого, а также сопровождалась  взлётом великих русских композиторов­новаторов. А. Скрябина – для его музыки характерна романтическая окраска,  глубокой драматический прорыв, И. Стравинского, С. Рахманинов сочиняет ряд фортепианных концертов и сюит. А.К.  Глазунов автор многих балетных и симфонических произведений (“Времена года”, “Раймонда”). Римский­Корсаков пишет  оперы, которые ставились частными труппами и Мариинским театром. Русская вокальная школа была представлена  именами выдающихся певцов – Шаляпина Ф., И Ершова, А. Неждановой, Л. Собинова и др. Эти композиторы пыталисьвыйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Ребята, вместе с  учителем делают выводы. Учитель. В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России  ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом  христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных  творческих высот. Сорокалетний “век” — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах  бытия. Но “кризис” в данном случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство  интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших  возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую  культуру. Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились  не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции  личности и т.д. Философско­религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада,  предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил,  говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало, нашего века...” Домашнее задание эссе, на тему “Мой серебряный век”. Параграф 11.