Чтобы научиться видеть и представлять язык музыкальных образов, можно представить себе распахнутое в мир окно – все, что есть в этом множестве явлений, событий чувств может стать (или уже стало) Музыкой. Музыка рассказывает обо всём - в произведениях музыкального искусства композитор делится со слушателями своим видением окружающего:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
В целом язык этот прост и универсален, он понятен людям, говорящим на разных языках, живущим в разное время. Потому что, всем понятны такие чувства, как радость и горе, жизнь и смерть, любовь и ненависть, тревога и покой. Лад, ритм, темп, тембр и другие средства музыкальной выразительности помогают выразить все это в звуках. А слушатель воспринимает замысел на уровне интуиции. Примечем, в отличие от математики, неправильных ответов при разгадке музыкальных задач не бывает в принципе. Каждый имеет право слышать и понимать произведение по – своему.Документ Microsoft Office Word (.docx)
«Я хочу увидеть музыку» -
иллюстрация к песне И. Струве
Слушатели в филармонии
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Удивительный мир музыкальных образов
Чтобы научиться видеть и представлять
язык музыкальных образов, можно
представить себе распахнутое в мир окно –
все, что есть в этом множестве явлений,
событий чувств может стать (или уже
стало) Музыкой. Музыка рассказывает обо
всём - в произведениях музыкального
искусства композитор делится со
слушателями своим видением
окружающего:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
В целом язык этот прост и универсален, он
понятен людям, говорящим на разных
языках, живущим в разное время. Потому
что, всем понятны такие чувства, как
радость и горе, жизнь и смерть, любовь и
ненависть, тревога и покой. Лад, ритм,
темп, тембр и другие средства музыкальной
выразительности помогают выразить все
это в звуках. А слушатель воспринимает
замысел на уровне интуиции. Примечем, в
отличие от математики, неправильных
ответов при разгадке музыкальных задач
не бывает в принципе. Каждый имеет право
слышать и понимать произведение по –
своему.
Проще всего понять содержание
вокальной музыки. В вокальных
произведениях основным выразительным
средством становится человеческий голос с
его способностью передавать тончайшие
движения человеческой души. Содержание
песни, романса, хора легко пересказать, так
как музыка звучит вместе со словами. В
опере или балете на сцене театра
происходят события, которые можно
увидеть. Песня - самый популярный вид
музыкального искусства. В песнях вся
красочная палитра жизни народа: его
история, трудовые будни, семейные
радости, праздники. Петь можно и без
сопровождения. Такой вид пения
называется «а капелла». Оно более
Исполнитель песнихарактерно для народных песен.
Романс исполняется с инструментальным
сопровождением, чаще всего под гитару.
Образы романса близки поэзии, текстами
романсов стали лучшие образцы
стихотворений русских и зарубежных
поэтов о любви, дружбе, природе.
Еще в Раннем Средневековье появились
вокально – хоровые жанры, хоровое
пение используется и в духовной музыке.
Мессы и пассьоны Баха, русские духовные
концерты XVIII – XIX веков стали вершинами
мирового музыкального искусства.
Опера представляет собой большое и
сложное музыкально-театральное
произведение. Сюжетом для оперы чаще
всего служит какое-либо литературное
произведение. На его основе создается
текст оперы - либретто. Уже с первых
тактов Увертюры, вступления к опере,
можно понять круг образов, последующей
музыки. В зависимости от содержания,
оперы бывают исторические -
например ,«Иван Сусанин» Глинки, «Князь
Игорь» Бородина, «Война и мир»
Прокофьева, бытовые - «Сорочинская
ярмарка» Мусоргского, сказочные -
«Волшебная флейта» Моцарта,
«Снегурочка» Римского-Корсакова,
комические и это еще не все.
Жанры музыки - это разнообразные ее
виды. Каждому из них присущи свои
особенности. Инструментальная музыка
включает разнообразные сочинения для
отдельных инструментов, ансамблей
(дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди
них - этюды, прелюдии, экспромты,
ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и
другие.
В инструментальных произведениях
содержание можно лишь угадать, что
кроется под обобщенным названием
Симфония, Соната, Прелюдия. Но иногда в
таких случаях подсказкой может быть
биография композитора, литература о его
произведениях. Так выясняется, что Соната
№ 14 Бетховена – это рассказ о любви
композитора к Джульетте Гвиччарди,
которая, судя по музыке, была неудачной. А
Прелюдия № 20 Фредерика Шопена
трагическое переживание, связанное с
Родиной композитора.
Седьмая симфония («Ленинградская») -
одно из наиболее значительных
произведений Шостаковича. Симфония
написана в 1941 году. На партитуре стояла
Исполнитель романса
Исполнение Высокой мессы си
минор Баха
«Снегурочка» Римского-
Корсакова на сцене
Квартет им. Бородина на сцене
Портрет Джульетты Гвиччарди
Седьмая симфония
(«Ленинградская») -
исполнение в блокадном
Ленинградеавторская надпись: «Посвящается городу
Ленинграду».
Седьмую симфонию часто сравнивают с
документальными произведениями о войне,
называют «хроникой», «документом» -
настолько точно передает она дух событий.
И вместе с тем, эта музыка поражает
глубиной мысли. Схватку советского народа
с фашизмом Шостакович раскрыл как
борьбу двух миров: мира созидания,
творчества, разума и мира разрушения и
жестокости; добра и зла. Идею борьбы и
торжества Человека по-разному
раскрывают четыре части симфонии.
Иногда композитор дает произведению
название и тем самым поясняет его
содержание. Такие произведения принято
называть программными. Музыкой могут
стать, таким образом, произведения
литературы, как в Увертюрах « Эгмонт»
Бетховена и «Ромео м Джульетта»
Чайковского. Народная сказка, например,
оркестровая пьеса Лядова «Кикимора».
Большой популярностью пользуется
оркестровая сюиты, составленная
композитором из отдельных номеров
музыки к драме. Сюита состоит из четырех
номеров, контрастных по характеру:
например,
«Утро» - рисует картину пробуждения
природы. Музыка передает не только
краски рассвета, но и то душевное
настроение, которое возникает при виде
восходящего солнца. «Смерть Озе»
сопровождает в драме сцену кончины
матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная
глубокой скорби, в медленном размеренном
движении, музыка напоминает похоронное
шествие.
«В пещере горного короля» образно и ярко
рисует фантастическое шествие. В основе
пьесы - одна тема в характере марша.
Варьируется ее сопровождение. Звучность
усиливается, ускоряется темп, постепенно
вступает весь оркестр.
Танец возник в глубокой древности и тесно
связан с бытом. Музыка каждого танца
имеет свой темп, размер, ритмический
рисунок. Каждый народ создал танцы,
отличающиеся национальным
своеобразием. В XIХ веке вальс стал
популярным во всей Европе. Музыка вальса
очень разнообразна по своему характеру.
Существуют вальсы радостные и грустные,
бравурные и спокойные, светло-
мечтательные и задумчиво-печальные.
Пьеса Лядова «Кикимора» -
иллюстрация
«В пещере горного короля»-
иллюстрация
Венский вальс«Жизель» - фото
«Карнавал животных» Сен-
Санса
«Картинки с выставки»
Мусоргского .
Виктор Астафьев - портрет
Многие композиторы охотно сочинял
вальсы - Шуберт и Шопен, Глинка и
Чайковский. «Королем вальсов» называли
австрийского композитора Штрауса.
Балет - это музыкально-театральное
произведение, в котором объединяются
музыка, танец и сценическое действие. В
балете есть сюжет, действующие лица.
Чувства героев раскрываются посредством
танцевальных движений под музыку.
Создателем русского классического балета
явился Чайковский («Лебединое озеро»,
«Спящая красавица», «Щелкунчик»).
Замечательные балеты написали Делиб и
Равель, Глазунов и Стравинский, советские
композиторы Асафьев, Глиэр, Прокофьев,
Хачатурян.
Фантастические истории, картины природы,
изображение птиц и зверей, герои
известных сказок и произведения
литературы нашли яркое воплощение в
программных произведениях: «Детский
альбом», «Времена года» Чайковского,
«Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для
юношества» Шумана, «Карнавал животных»
Сен-Санса, «Картинки с выставки»
Мусоргского.
«Картинки с выставки» были написаны
Мусоргским под впечатлением от выставки
произведений художника В. Гартмана,
друга композитора, внезапно умершего.
Цикл представляет собой сюиту из десяти
пьес, объединенных общим замыслом.
Каждая пьеса - музыкальная картинка,
отразившая впечатление Мусоргского,
навеянное тем или иным рисунком
Гартмана.
О чем рассказывает музыка? Какие чувства
она выражает? Какова ее роль в жизни
человека? По мнению писателя Виктора
Астафьева музыка может рассказывать
истории, жаловаться, гневаться, вызывать
любовь, ненависть, угрызения совести,
учить доброте и любви к родине. Автор,
также, приходит к мнению, что с музыкой,
которая звучит как напоминание о родине,
человек никогда не останется сиротой. Вся
история человечества тесно связана с
музыкой.
Говорят, что можно быть гениальным
композитором, можно быть гениальным
исполнителем, но также возможно стать
гениальным слушателем. И тогда
удивительный мир музыкальных образов
станет частью вашей жизнью. Он расширит
ее границы, станет вам другом ипопутчиком. Краски станут ярче, а чувства
глубже.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зёрнышка -
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…