Разработка урока "Удивительный мир музыкальных образов"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы научиться видеть и представлять язык музыкальных образов, можно представить себе распахнутое в мир окно – все, что есть в этом множестве явлений, событий чувств может стать (или уже стало) Музыкой. Музыка рассказывает обо всём - в произведениях музыкального искусства композитор делится со слушателями своим видением окружающего: Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. В целом язык этот прост и универсален, он понятен людям, говорящим на разных языках, живущим в разное время. Потому что, всем понятны такие чувства, как радость и горе, жизнь и смерть, любовь и ненависть, тревога и покой. Лад, ритм, темп, тембр и другие средства музыкальной выразительности помогают выразить все это в звуках. А слушатель воспринимает замысел на уровне интуиции. Примечем, в отличие от математики, неправильных ответов при разгадке музыкальных задач не бывает в принципе. Каждый имеет право слышать и понимать произведение по – своему.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Удивительный мир музыкальных образов.docx
«Я хочу увидеть музыку» - иллюстрация к песне И. Струве Слушатели в филармонии Водопьянова Т.М. Урок музыки в 6 классе Удивительный мир музыкальных образов Чтобы научиться видеть и представлять язык музыкальных образов, можно представить себе распахнутое в мир окно – все, что есть в этом множестве явлений, событий чувств может стать (или уже стало) Музыкой. Музыка рассказывает обо всём - в произведениях музыкального искусства композитор делится со слушателями своим видением окружающего: Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. В целом язык этот прост и универсален, он понятен людям, говорящим на разных языках, живущим в разное время. Потому что, всем понятны такие чувства, как радость и горе, жизнь и смерть, любовь и ненависть, тревога и покой. Лад, ритм, темп, тембр и другие средства музыкальной выразительности помогают выразить все это в звуках. А слушатель воспринимает замысел на уровне интуиции. Примечем, в отличие от математики, неправильных ответов при разгадке музыкальных задач не бывает в принципе. Каждый имеет право слышать и понимать произведение по – своему. Проще всего понять содержание вокальной музыки. В вокальных произведениях основным выразительным средством становится человеческий голос с его способностью передавать тончайшие движения человеческой души. Содержание песни, романса, хора легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Песня - самый популярный вид музыкального искусства. В песнях вся красочная палитра жизни народа: его история, трудовые будни, семейные радости, праздники. Петь можно и без сопровождения. Такой вид пения называется «а капелла». Оно более Исполнитель песнихарактерно для народных песен. Романс исполняется с инструментальным сопровождением, чаще всего под гитару. Образы романса близки поэзии, текстами романсов стали лучшие образцы стихотворений русских и зарубежных поэтов о любви, дружбе, природе. Еще в Раннем Средневековье появились вокально – хоровые жанры, хоровое пение используется и в духовной музыке. Мессы и пассьоны Баха, русские духовные концерты XVIII – XIX веков стали вершинами мирового музыкального искусства. Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. Уже с первых тактов Увертюры, вступления к опере, можно понять круг образов, последующей музыки. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические - например ,«Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева, бытовые - «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, сказочные - «Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова, комические и это еще не все. Жанры музыки - это разнообразные ее виды. Каждому из них присущи свои особенности. Инструментальная музыка включает разнообразные сочинения для отдельных инструментов, ансамблей (дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди них - этюды, прелюдии, экспромты, ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и другие. В инструментальных произведениях содержание можно лишь угадать, что кроется под обобщенным названием Симфония, Соната, Прелюдия. Но иногда в таких случаях подсказкой может быть биография композитора, литература о его произведениях. Так выясняется, что Соната № 14 Бетховена – это рассказ о любви композитора к Джульетте Гвиччарди, которая, судя по музыке, была неудачной. А Прелюдия № 20 Фредерика Шопена трагическое переживание, связанное с Родиной композитора. Седьмая симфония («Ленинградская») - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. На партитуре стояла Исполнитель романса Исполнение Высокой мессы си минор Баха «Снегурочка» Римского- Корсакова на сцене Квартет им. Бородина на сцене Портрет Джульетты Гвиччарди Седьмая симфония («Ленинградская») - исполнение в блокадном Ленинградеавторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения и жестокости; добра и зла. Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают четыре части симфонии. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Такие произведения принято называть программными. Музыкой могут стать, таким образом, произведения литературы, как в Увертюрах « Эгмонт» Бетховена и «Ромео м Джульетта» Чайковского. Народная сказка, например, оркестровая пьеса Лядова «Кикимора». Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме. Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру: например, «Утро» - рисует картину пробуждения природы. Музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. «Смерть Озе» сопровождает в драме сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие. «В пещере горного короля» образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы - одна тема в характере марша. Варьируется ее сопровождение. Звучность усиливается, ускоряется темп, постепенно вступает весь оркестр. Танец возник в глубокой древности и тесно связан с бытом. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер, ритмический рисунок. Каждый народ создал танцы, отличающиеся национальным своеобразием. В XIХ веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна по своему характеру. Существуют вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло- мечтательные и задумчиво-печальные. Пьеса Лядова «Кикимора» - иллюстрация «В пещере горного короля»- иллюстрация Венский вальс«Жизель» - фото «Карнавал животных» Сен- Санса «Картинки с выставки» Мусоргского . Виктор Астафьев - портрет Многие композиторы охотно сочинял вальсы - Шуберт и Шопен, Глинка и Чайковский. «Королем вальсов» называли австрийского композитора Штрауса. Балет - это музыкально-театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие. В балете есть сюжет, действующие лица. Чувства героев раскрываются посредством танцевальных движений под музыку. Создателем русского классического балета явился Чайковский («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Замечательные балеты написали Делиб и Равель, Глазунов и Стравинский, советские композиторы Асафьев, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян. Фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского. «Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего. Цикл представляет собой сюиту из десяти пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса - музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. О чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни человека? По мнению писателя Виктора Астафьева музыка может рассказывать истории, жаловаться, гневаться, вызывать любовь, ненависть, угрызения совести, учить доброте и любви к родине. Автор, также, приходит к мнению, что с музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. Вся история человечества тесно связана с музыкой. Говорят, что можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но также возможно стать гениальным слушателем. И тогда удивительный мир музыкальных образов станет частью вашей жизнью. Он расширит ее границы, станет вам другом ипопутчиком. Краски станут ярче, а чувства глубже. Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку, - Видишь, тучка в небе хмурится - Будет музыка дождя. И у ветра, и у солнышка, И у тучи, и у дождика, И у маленького зёрнышка - Тоже музыка своя. Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку…